ПРАЙМ,
9 июля 2012 г.
Не очень прогрессивные проекты 1343 просмотра, 1 комментарий, добавлен 10 июля 2012 года в 18:34
С 15 по 22 июня Минфин собирал экспертные заключения на проекты приказов, устанавливающих новый Порядок размещения страховщиками средств страховых резервов и новые Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика. Несмотря на то, что мы не являемся аккредитованными Минюстом России независимыми экспертами, мы сочли возможным прокомментировать наиболее значимые изменения и новации проектов.
В обоих проектах, по нашему мнению, прослеживаются изменения по трем главным направлениям. При этом основой первого является укрепление веры регулятора в российских и зарубежных частных эмитентов и соответствующее повышение нормативов для структурных соотношений активов и страховых резервов / активов и собственных средств по размещению в негосударственные ценные бумаги.
Второе направление носит ограничительный характер и связано с запретом использования векселей юридических лиц (кроме банков), а также переводных векселей в качестве средств размещения страховых резервов или капитала страховщика. Кроме того, векселя банков, для принятия их в качестве активов для размещения, должны быть оплачены и приобретены по договору купли-продажи, векселедатель должен быть внесен в Ломбардный список Банка России и иметь удовлетворительный рейтинг надежности.
Третье направление — самое революционное. В новом Порядке размещения страховщиками средств страховых резервов оно касается увеличения с 20% до 50% доли суммарной величины резервов, переданных в доверительное управление (и здесь прослеживается связь с первой группой изменений). А Требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств, позволяют использовать в качестве источника покрытия собственных средств страховщика заемные средства: привлеченные кредиты и займы, в том числе путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций, — они должны составлять не более 60% суммы собственных средств страховщика. При этом в период до 31 декабря 2014 года вышеуказанное ограничение не распространяется на полученные страховщиками до вступления в силу новых Требований: целевые кредиты, полученные для приобретения акций (долей участия в уставных капиталах) другого страховщика либо юридических лиц, владеющих более 50% акций (более 1/2 доли участия в уставном капитале) такого страховщика; займы, привлеченные путем эмиссии облигаций. Таким образом, в части покрытия собственного капитала, регулятор сделал подарок крупным федеральным страховщикам, затеявшим операции слияния и поглощения с привлечением заемных средств, и, как минимум, одному крупнейшему страховщику, привлекающему заемное финансирование для реализации своих проектов развития.
Отдельные изменения сделаны также по всем другим статьям правил размещения средств страховых резервов и требований к составу и структуре активов для размещения капитала страховщика. Но ряд неразрешенных проблем в проектах обоих документов все же остался. Первая и очень важная проблема касается фундаментальных принципов. В рассматриваемых документах базовые требования, предъявляемые к активам (для размещения резервов или собственных средств), звучат по-разному:
1) п. 3 проекта Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов: «Активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, должны соответствовать требованиям диверсификации, возвратности, доходности (прибыльности) и ликвидности»;
2) п. 3 проекта Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика: «Активы, принимаемые для покрытия собственных средств страховщика, должны отвечать требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности».
Намеренно или случайно требования расставлены в разном порядке? Нам представляется, что Минфину следовало бы прояснить данный вопрос. Это тем более актуально, что ряд клиентов и представителей инфраструктуры страхового рынка делают оценку финансового состояния страховщиков по собственным методикам, за основу которых приняты нормативные документы Минфина, но их трактовка может быть разной. Например, страховщику ставится в вину, что инвестирование активов, принятых для покрытия собственных средств, ведется неэффективно и не приносит дохода, сопоставимого с доходностью банковских депозитов.
С нашей точки зрения, слова, обозначающие требования к активам, расставлены регулятором в неслучайном порядке, но было бы предпочтительнее зафиксировать приоритет данных понятий, тем более что, несмотря на растущую (если следовать нормативам) веру в российский фондовый рынок, последний особенных тенденций к росту на протяжении последнего года не демонстрирует.
Решение остальных проблем могло бы сделать основные нормативные документы для страховщиков более «острыми» и актуальными. Так, например, остается нерешенной проблема вывода средств страховщиками за рубеж посредством использования оффшорного перестрахования. По всей видимости, именно для борьбы с этим явлением Минфин ввел ограничение в структурные соотношения активов и страховых резервов, согласно которому максимальная величина в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков) доли одного перестраховщика, не являющегося резидентом РФ, созданного на территории государства, не являющегося членом одной из следующих международных организаций: ЕврАзЭС, ОЭСР, СНГ, ШОС, Манивэл, ФАТФ, принимается к покрытию в размере не более 30% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков. Это понятно, — оффшоры не входят ни в одну из названных организаций, но по какой причине норматив доли перестраховщика уменьшен всего на 5%% по сравнению с перестраховщиками-нерезидентами «нормальных» юрисдикций? Логичнее было бы уменьшить его до 0% или символических 5%.
Таким образом, проекты новых нормативных документов Минфина, без сомнения, являются прогрессивными и отражающими, в общей части, запросы страхового сообщества, но ряд проблем остаются нерешенными. Непонятны также намерения регулятора в решении ряда ключевых проблем, вытекающих из применения нового Порядка размещения страховых резервов и новых Требований к размещению капитала.
Илья БОГДАНОВ - обозреватель «Страхования»
Вся пресса за 9 июля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
|
мвд.рф, 20 декабря 2024 г.
В Республике Башкортостан завершено расследование крупного мошенничества в сфере страхования
|
|
Новости транспорта, 20 декабря 2024 г.
Запчасти на ВАЗ и Volkswagen подорожали больше всего в сравнении с сентябрем
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
Страховщики оценивают ущерб от урагана на Майотте в €650-800 млн
|
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|