Парламентская газета,
20 июля 2012 г.
Вверх и вниз без страховки
697 просмотров
Статистика происшествий с лифтами вряд ли где-то оформляется в достоверные цифры, поскольку ответственные организации и ведомства не желают выносить, что называется, сор из избы. Как правило, общество узнаёт только о фатальных случаях, когда в шахту падают кабины или граждане или кого-то смертельно (как в прошлом году в Москве второклассника) травмируют неисправные лифтовые двери. При этом число происшествий имеет тенденцию к увеличению, и вот по каким причинам.
По данным Национального лифтового союза, в стране зарегистрировано 520 тысяч лифтов, из которых более 150 тысяч (30 процентов) выработали свой ресурс и требуют замены или модернизации. Согласно нормам технического регламента о безопасности лифтов в течение пяти лет всё оборудование, которое отработало нормативный срок, по результатам экспертизы должно быть модернизировано, заменено или выведено из эксплуатации. То есть в год с учётом нарастающего износа техники надо заменять не менее 10–15 процентов. Это на бумаге, в реальности всё, конечно же, по-другому.
Сегодня в жилых московских многоэтажках эксплуатируется около 96 тысяч новых и старых лифтов. Их парк в текущем году должен обновиться на пять тысяч единиц. То есть темп замены – чуть более пяти процентов, а надо, как указано выше, 10–15. В числе заменяемого оборудования есть кабины 1959 года выпуска, а в прошлом году были наконец демонтированы лифты ещё 1936 года выпуска. Замена лифта в современном многоэтажном доме стоит в среднем от 1,3 до 1,6 миллиона рублей, и на 2012 год из московского бюджета на обновление подъёмных устройств выделено почти восемь миллиардов рублей. Но если даже в столице недостаточны темпы замены, что уж говорить про регионы.
Жилищный кодекс РФ относит лифты к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах. Соответственно, бремя их содержания ложится на плечи собственников, а из всего списка затрат на содержание жилья именно замена лифта является самой дорогостоящей процедурой. В руки создаваемых товариществ собственников жилья (ТСЖ) перешли в том числе изрядно изношенные сталинские дома с архаичным лифтовым оборудованием, чуть менее изношенные панельные девяти- и двенадцатиэтажки, в которых лифты уже устаревшие. Есть и ещё один фактор, тормозящий замену: в домах с отработавшими срок службы лифтами, как правило, проживает много пенсионеров, для которых вопросы замены и ремонта лифтов в финансовом плане совершенно неподъёмны. Ситуация обновления лифтового хозяйства настолько серьёзная, что недавно губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать соответствующую федеральную целевую программу. По мнению главы региона, ни один субъект Федерации в одиночку «вытянуть» этот вопрос не сможет.
Есть и ещё одна серьёзная проблема – это лифты кустарного производства. По словам специалистов, самое страшное в лифтовом хозяйстве – дилетантизм, замешанный на желании сэкономить. Очень часто ТСЖ и управляющие компании при выборе лифтового оборудования ищут наиболее дешёвые варианты. Как следствие, на рынке сегодня «проживает» около 35 процентов лифтов неизвестного производства. Это своего рода «гаражный лифтострой», собранный непонятно где или же прямо на стройплощадке отверточным способом из некомплектных узлов и деталей. Монтируют такие изделия, как правило, фирмы-однодневки, которые потом невозможно найти. Кстати, «лидерами» монтажа лифтов «на коленке» являются управляющие компании и ТСЖ двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Так что даже новое оборудование безопасности не гарантирует.
По словам генерального директора Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» Алексея Захарова, в законодательстве существует большой пробел по части эксплуатации лифтов и нет документов, которые регламентировали бы этот процесс. Кроме вышеупомянутого технического регламента, других нормативов нет. По непонятной причине до сих пор не принят разработанный в 2011 году группой депутатов законопроект «О подъёмном транспортном средстве». В целом же можно констатировать, что из лифтовой отрасли с приходом рынка ушло госрегулирование, в соответствии с которым полноценная экспертиза безопасности шахт, электрооборудования, лифтовых кабин была обязательна. Сегодня согласно техрегламенту проводится лишь оценка соответствия кабин органами сертификации и испытательной лабораторией. И хотя формально около десяти ведомств в той или иной степени занимается лифтами, ни один конкретный чиновник за них не отвечает.
Какова же реакция на эти проблемы главного технического регулятора – Ростехнадзора? Он, как ни странно, ещё больше отпускает вожжи: в своём приказе от 16 ноября 2011 года Ростехнадзор вывел из состава опасных производственных объектов лифты, относящиеся к жилищному фонду. А лифты, относящиеся к производственным и офисным зданиям, в списке особо опасных объектов остались. Сложно сказать, чем одни лифты безопаснее других, если их конструкция и режим эксплуатации примерно одинаковы. А из-за того, что в жилых домах ими постоянно пользуются дети, вероятно, всё-таки более пристальным должен быть надзор именно за этой категорией вертикального транспорта. Но и это ещё не всё. Так как лифты теперь не относятся к опасным производственным объектам, то в соответствии с Законом № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» на них теперь не распространяется правило обязательного страхования. Получается, что лифт не застрахован, граждане в целом – тоже, и в случае какого-либо ЧП государство потерпевшим, может, и поможет, но, вероятнее всего, компенсировать утерю здоровья или имущества гражданин будет из собственного кармана. Стоит напомнить, что 225-й Закон был принят после известной трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, то есть он фактически написан кровью. Так стоит ли доводить дело до очередных громких аварий или всё-таки пора начать в обязательном порядке страховать лифты? Ведь если материально никто за их безопасность не отвечает, тогда, вероятно, стоит ожидать исков от потерпевших непосредственно к государству. Вполне возможно, что именно это и сдвинет с места воз проблем лифтовой безопасности, ведь когда государство за что-то начинает отвечать деньгами, сразу и достаточный контроль со стороны чиновников организуется, и необходимые нормативы принимаются вовремя.
225-й Закон был принят после известной трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, то есть он фактически написан кровью. Так стоит ли доводить дело до очередных громких аварий или всё-таки пора начать в обязательном порядке страховать лифты?
Александр САДОВНИКОВ
Вся пресса за 20 июля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование ОПО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|