Администрации Володарского, Камызякского, Харабалинского районов, г.Астрахани заключили договоры ОМС без проведения конкурсов, не смотря на то, что антимонопольное управление уже выдавало предписания о расторжении 11 договоров, заключенных муниципальными образованиями Астраханской области без конкурса в течение 2000-2002 г.
Волга, Астрахань,
21 августа 2003 г.
"Чудачества" на страховом поле 2081 просмотр
Отклик на публикацию в "Волге" "Страховое поле - все-таки не поле чудес"
Федеральным законом "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" установлено, что перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций с бюджетными средствами, определяется путем проведения открытого конкурса. Определены требования к Порядку проведения конкурса, а также необходимость его согласования с антимонопольными органами. Не специалисту может показаться, что в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) конкурсы бессмысленны, так как страховой взнос установлен одинаковым для всех страховых медицинских организаций (СМО). Действительно, ценовая конкуренция здесь невозможна. А конкуренция качества услуги? Если товары (услуги) стоят одинаково, то мы выбираем те, что имеют лучшее качество. Поэтому при проведении конкурса и необходимо выявить, какая СМО предоставляет более качественную страховую услугу, то есть лучше других контролирует объем, сроки и качество медицинской помощи. Конечно, средств в системе ОМС от этого контроля не прибавится, но на эффективность использования имеющихся средств повлияет. Именно эффективность контроля использования бюджетных средств и должна повлиять на выбор организатором конкурса СМО для заключения договора ОМС. А борьба за победу в конкурсе должна стать проявлением конкурентной борьбы. Несмотря на то, что федеральный закон "О защите конкуренции…" действует с 01.01.00, ряд муниципальных образований Астраханской области в течение 2000-2002 годов заключили 11 договоров обязательного медицинского страхования неработающего населения без проведения конкурсов. Антимонопольному управлению пришлось обращаться в суды и выдавать предписания о расторжении указанных договоров. В результате все они были признаны судами недействительными. Но еще чернила не высохли на постановлениях судов, как начались первые "чудачества": администрации Володарского, Камызякского, Харабалинского районов, г.Астрахани заключили новые договоры и опять без проведения конкурсов. Вместе с тем большинство районов поняло, что с кулуарным выбором страховых организаций покончено, и согласовали Порядки проведения конкурсов с антимонопольным управлением. Однако кое-кто продолжал "чудить". ...Что такое конкурс? Это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников. А какое соревнование может проводиться без правил? Если решение судьи (даже суперкомпетентного) не будет ограничено рамками правил, то где гарантия, что победа будет присуждена футбольной команде, забившей сопернику наибольшее количество голов, или спортсмену, пробежавшему быстрее всех? Именно для того чтобы избежать произвола "судей" при подведении итогов открытых конкурсов, постановлением правительства РФ от 04.10.02 №737 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета" было установлено, что регламент конкурса должен обязательно содержать методику оценки конкурсных заявок и представленных документов. Из-за отсутствия такой методики было отказано в согласовании порядков проведения конкурсов Енотаевскому и Харабалинскому районам. В них было указано, что при отборе победителя конкурсной комиссией применяется экспертная методика оценки конкурсных предложений, а в качестве экспертов определены члены конкурсной комиссии. При этом не было указано, как эксперты будут оценивать тот или иной критерий. Согласись теруправление с таким "конкурсом", обжаловать его результаты было бы практически невозможно, так как формально любое решение, принятое по итогам конкурса, соответствовало бы утвержденному порядку. Поэтому теруправление и предложило указанным районам разработать методику оценки. Однако они, ссылаясь на якобы отсутствие такой методики в порядке, согласованном МАП России для администрации области, отказываются выполнить законные требования теруправления, фактически саботируя проведение страхования неработающего населения в своих районах. В настоящее время 5 страховых медицинских организаций имеют лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования на территории Астраханской области: ОАО "Газпроммедстрах", ЗАО страховая медицинская компания "Медведь ЛК", ООО СФ "Гарантия", ООО СФ "АНТА-мед", ЗАО "КМСС "Энергогарант". В прошлые годы действовавшие на рынке компании имели примерно равное количество договоров страхования неработающих граждан с администрациями муниципальных образований. Однако позже среди страховых компаний началась ожесточенная борьба за передел рынка, при этом конкурсная процедура заключения договоров не всем из них пришлась "по нутру". Наверное, поэтому ОАО "Газпроммедстрах" и ООО СФ "Гарантия" настойчиво протестуют против решений судов, подтвердивших необходимость проведения конкурсов, безосновательно отказываются от участия в конкурсах, отзывают свои заявки, ссылаясь на якобы несправедливые условия. Но то, что ни один из порядков конкурса, согласованный теруправлением, не был обжалован ими в суде, говорит о том, что истинной их целью является стремление вернуться к закулисному порядку раздела рынка. Чем же не "приглянулся" им применяемый в качестве критерия в Порядке проведения конкурса Ахтубинского района размер удержанных с лечебных учреждений средств за низкое качество медицинской помощи в расчете на 10 тысяч застрахованных? Ведь основная задача СМО, установленная статьей 15 закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", - контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи. Тем, что конкурс может выиграть компания, доминирующая на рынке. Но ведь этот критерий является относительным, то есть он не зависит от занимаемой на рынке доли. Да и на финансирование медстрахования он не влияет - средства от штрафов в соответствии с пунктом 4.14 Типовых правил направляются в резервы, то есть остаются в системе ОМС. Кому-то очень хотелось бы видеть среди критериев показатель платежеспособности и финансовой устойчивости, зависящий от размера уставного капитала. Ведь тогда ни одна из астраханских компаний не могла бы тягаться с москвичами. Однако для оценки деятельности СМО такой критерий не является показательным. Так, согласно п.4.12. Типовых правил обязательного медицинского страхования (утв. исполнительным директором Федерального фонда ОМС 1 декабря 1993 г.) страховая медицинская организация несет ответственность за оплату медицинской помощи застрахованным в пределах средств, полученных от Фонда ОМС, сформированными резервами по обязательному медицинскому страхованию, имеющимися на расчетном счете средствами субсидий и кредитов, полученных на цели обязательного медицинского страхования, другими доходами, связанными с проведением обязательного медицинского страхования. В соответствии с п. 4.8. тех же Правил Фонд ОМС устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых фондов и резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. Таким образом, финансовая устойчивость СМО в основном зависит от грамотной финансово-кредитной политики Фонда ОМС. Не случайно поэтому, пунктом 4 Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденного приказом Минфина РФ от 02.11.01 №90н "Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств" установлено, что показатель платежеспособности не распространяется на страховые медицинские организации в части операций по обязательному медицинскому страхованию. А как можно не учитывать при проведении конкурса опыт (стаж) работы претендентов, прямо предусмотренный пунктом 5 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв. указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305)? Конечно, это может затруднить выход на рынок начинающим организациям, но ведь и законодательство нарушать нельзя. Кроме того, кто согласится приобрести костюм определенного цвета, фасона или размера, сшитый неопытным портным, только из-за того, что так хочет производитель? А вот ОАО "Газпроммедстрах" и ООО СФ "Гарантия" почему-то считают себя вправе диктовать организаторам конкурса, какие критерии те должны применять при выборе страховщика. На самом деле за этими "капризами" стоит стремление понудить районные администрации к разделу рынка в свою пользу. Именно эти "чудачества", а точнее говоря шантаж - без конкурса невозможно страховать неработающих граждан, то есть обеспечить их качественное медицинское обслуживание, и послужили одним из оснований для разработки администрацией области схемы единого страхователя. Нужно отметить, что из 15 страховых компаний, действующих на территории Астраханской области, половина входит в замкнуто-корпоративные страховые группы. Например, страховая медицинская компания ОАО "Газпроммедстрах" обслуживает предприятия, входящие в известный газовый холдинг, ЗАО страховая медицинская компания "Медведь ЛК" создана для обеспечения страховой защиты предприятий, входящих в холдинг "ЛУКОЙЛ". Так называемые кэптивные компании находятся в привилегированных условиях по сравнению с астраханскими: ведь, кроме закрытых "страховых полей", полученных административным порядком, они имеют возможность поучаствовать и в дележе бюджетных средств. Одним из путей устранения такого неравенства МАП России видит во внесении изменений в статьи 13 и 14 федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающих отбор финансовых организаций, оказывающих услуги субъектам естественных монополий, по результатам открытого конкурса. Одновременно это позволит исключить из числа участников конкурса финансовые организации, аффилированные по отношению к субъектам естественных монополий, и привлечь к такому страхованию независимые страховые компании. Еще более радикальным решением был бы допуск к операциям с бюджетными средствами только тех кэптивных компаний, которые допускают к страхованию своих объектов независимых страховщиков. П. ПОТЫЛИЦЫН, заместитель руководителя Астраханского антимонопольного управления.
Вся пресса за 21 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
|
РБК.Тюмень, 9 ноября 2024 г.
В Тюменской области из-за аккуратных водителей подешевело ОСАГО
|
8 ноября 2024 г.
|
|
Московский комсомолец, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили идею компенсации морального ущерба за кражу персональных данных
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
ЦБ получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финуслуг
|
|
cbr.ru, 8 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года Банк России получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг
|
|
Известия онлайн, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили функцию напоминания об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|