Финансы,
12 июня 2003 г.
За круглым столом 616 просмотров
Вторая половина мая отмечена сразу несколькими мероприятиями. Круглые столы, семинары, конференции будто призваны были наверстать упущенное в течение праздничных майских дней: 16-18 мая провел свою конференцию ВСС (репортаж об этом событии обещан редакции к следующему номеру), 27 мая состоялся круглый стол, организованный АРСом, а 29 — пресс-конференция секции по страхованию экспертного совета Комитета по финансовым рискам и денежному обращению Совета Федерации; в эти же дни национальный комитет Международной Торговой палаты — Всемирной организации бизнеса (МТП) собрал за круглым столом представителей страхового сообщества, чтобы обсудить проблему перехода страховых компаний на международные стандарты финансовой отчетности в РФ, и каждое из этих мероприятий было по-своему интересным, информативным.
Круглый стол по вопросам страхования Ассоциации страховщиков России (АРС) позволил еще раз президенту Ассоциации А.А.Зубакову представить страховому сообществу позицию возглавляемого им объединения по наиболее актуальным проблемам отрасли.
Одной из главных видится проблема законодательная, как А.А.Зубаков однажды определил, проблема «рваного правового поля». Это «сквозная» тема всех выступлений главы АРСа, в том числе и имевших место в последнее время.
По его мнению, многие законы при прохождении через Думу обнаруживают массу недоработок (об этом говорит обилие предложенных поправок), противоречий, нестыковок с Гражданским кодексом. Само прохождение затягивается на многие месяцы, так что ситуация за это время существенно меняется, и документ устаревает еще на стадии законопроекта. Все это снижает динамику развития отрасли, что неприемлемо для России, в очередной раз принужденной в спешном порядке, за считанные годы проходить стадии развития, на которые другие потратили не одно десятилетие.
Несовершенство представленных на рассмотрение и утверждение Думе страховых законов состоит также в том, что в ряде случаев они оказываются оторванными от реальности нашего страхового рынка.
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» призван, казалось бы, привести в соответствие с нынешней реальностью положения, принятые несколько лет назад, в иной экономической ситуации. Но именно там сфера деятельности страховщика ограничивается исключительно страхованием, хотя хорошо известно, что значит для поддержания платежеспособности страховой компании её инвестиционная деятельность.
Органу страхового надзора вменяется в обязанность проводить лишь проверки деятельности страховщиков, но механизм самой проверки не прописан, между тем надзор не может ограничиваться лишь проверками, да ещё не имеющими четко очерченных законом контуров. Содержащиеся в законопроекте нормы, которые определяют применение санкций, входят в противоречие с положением о том, что решение о наказании принимает только суд. Вообще же, сначала должны быть разработаны и приняты общие принципы страхового законодательства и уже сообразно этим принципам можно будет разработать и сами законы.
Остро встает вопрос о кодификации страхового законодательства. Список относящихся к страховой деятельности законодательных актов уже насчитывает два десятка. В работе находится более 70 законопроектов, так или иначе связанных со страхованием. Таким образом, вряд ли верна точка зрения, что сначала нужно принимать законы по страхованию, а затем уже кодифицировать их. Ведь тогда не удастся создать нечто целостное, подчиняющееся единой правовой логике. Другое дело, что такое число актов, уже имеющихся или находящихся на разных стадиях процедуры их принятия, указывает на то, что страховое сообщество скорее запаздывает с созданием кодекса, чем забегает вперед.
Есть необходимость подготовить однотомное справочное издание, в которое вошли бы сами законодательные акты и их разъяснения, а также толкование специальных терминов и понятий.
Отсутствие кодификации страхового законодательства является, среди прочего, причиной несистемности подхода к развитию рынка страхования. Есть и ещё один чрезвычайно важный аспект упорядочения массива правовых актов — повышение информированности населения и, таким образом, его страховой культуры.
Сегодня совершенствование страхового законодательства — важнейшая проблема. К сказанному ранее А.А.Зубаков счел необходимым добавить, что на подходе решение проблем страхования; страхования жилья, инвестиций (чрезвычайно важного для регионов) — вид, включающий многие риски (от валютных и коммерческих до технических и политических).
Программа страхования инвестиций предполагает: анализ инвестиционной системы в целом по России и в регионах; классификацию сегментов рынка; классификацию рисков; разработку рекомендаций для регионов.
Постоянным объектом внимания Ассоциации остается Закон «О обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Позиция АРСа: несмотря на многочисленные недоработки и нестыковки в Законе, откладывать его введение можно на срок, не выходящий за пределы 1 января 2004 г. Это позволит как-то компенсировав неподготовленность автомобилистов и страховщиков и в то же время не оставить многомиллионную массу владельцев автомобилей один на один с риском ответственности без страховой защиты. За это время вполне можно (и нужно!) провести семинары для автовладельцев, для чиновников, причастных к проведению этого страхования, и для сотрудников ГАИ. За это время компании, получившие лицензии на этот вид страхования, смогут подготовиться к работе с держателями полисов. Отсрочка позволит выпустить массовым тиражом брошюры с разъяснениями положений Закона. Ведь неосведомленность поразительная, и этим пытаются воспользоваться авантюристы. Уже зафиксирована попытка незаконной (до введения Закона) продажи полисов «автогражданки» в одном из регионов.
До сих пор не все понимают, что предстоит застраховать не сам автомобиль, а возникающую при его эксплуатации гражданскую ответственность перед жертвами произошедших по вашей вине ДТП.
Требует времени (а умеренная отсрочка это время предоставляет) и решение такого существенного вопроса, как законодательно оформленное предоставление льгот по данному виду страхования социально незащищенным группам населения (многим категориям инвалидов, пенсионерам, чернобыльцам и т.п. лицам), а также Героям Советского Союза и Героя России, кавалерам трех степеней ордена Славы. Никто не дал пока внятного ответа и на вопрос о возможности «зачета» ранее заключенных договоров добровольного страхования автогражданской ответственности в счет уже обязательного ее страхования.
Потребуется время и для того, чтобы заполнить и такой пробел, как отсутствие в бюджете этого года средств на обязательное страхование автогражданской ответственности весьма значительного парка автомобилей, принадлежащих государству. Это тоже реальные и потенциальные виновники причинения ущерба собственности, жизни и здоровью граждан в результате ДТП.
Статья, определяющая сроки действия договора, должна учитывать особенности использования отдельными гражданами транспортных средств (например, сезонная эксплуатация: весна — лето). Справедливо было бы установить сроки действия договора от месяца до года, а не стандартный — год.
В Законе целесообразно дать более четкое понятие потерпевшего, исключив пассажира. Отношения по страхованию ответственности перевозчика в силу своей специфики должны регулироваться самостоятельным правовым актом.
Денежные средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, размещаются на отдельных банковских счетах, открытых профессиональным объединением страховщиков.
Для обеспечения надлежащего контроля со стороны государства за целевым использованием указанных денежных средств предлагается подготовить проект Постановления Правительства РФ об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса по отбору банков для размещения и обслуживания банковских счетов, используемых профессиональным объединением страховщиков в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».
Основным критерием для включения в перечень банков — претендентов является соответствующая доля участия государства в лице уполномоченных органов в уставном капитале банка.
Закон не должен исключать из страхового покрытия риски причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения. За эти правонарушения а зависимости от степени тяжести последствий действующее законодательство предусматривает уголовную или административную ответственность. Однако причиненный таким лицом ущерб должен быть возмещен. В качестве же санкции к таким лицам страховщики вправе применять, например, повышающие коэффициенты.
Обрисованное А.А.Зубаковым положение в сфере законодательства сложилось, по его словам, в частности, и потому, что в законодательных органах по-прежнему мало депутатов, занимающихся вопросами страхования. В какой-то мере эта ситуация компенсируется тем, что с начала 2003 г. работает страховая секция Научно-экспертного совета Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации. Возглавил Секцию Сергей Павлович Иванов, представитель правительства Кировской области в Совете Федерации. Секция образована для методологического и научного обеспечения деятельности Комитета. Основная задача — работать на опережение. Осуществляется мониторинг текущего законодательства и правоприменительной деятельности в стране и за рубежом.
С.П.Иванов является также заместителем председателя Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной Палатой, которая проверяла и проверяет работу страховщиков.
В число экспертов Комиссии решено не приглашать представителей страховых компаний. Страховщики представлены президентом АРС А.А.Зубаковым; предполагается также пригласить в рабочую группу представителей ВСС.
Вся пресса за 12 июня 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Мероприятия, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|