Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
IV ежегодный форум «Будущее страхового рынка» Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  ИТАР-ТАСС, 17 сентября 2014 г.

ВСС: убытки по туроператорам-банкротам в 1,7 раз превышают суммы финансового обеспечения

Страховые убытки по прекратившим работу в РФ туроператорам почти в 1,7 раз превышают суммы финансового обеспечения, говорится в заявлении Всероссийского союза страховщиков (ВСС). «На сегодняшний день общая сумма [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Сельская жизнь, 6 сентября 2012 г.

Битва за урожай
1103 просмотра

С января этого года действует новый закон об агростраховании с господдержкой. По замыслу его авторов он должен был стать палочкой-выручалочкой для работников села и спасти их от катастрофических рисков.

Однако уже сейчас понятно, что ни новый закон, ни его предтечи, не смогут помочь аграриям. Неоднократно говорилось о неэффективности предлагаемой страховой модели, о том, что, по сути, сегодня это - “схема”, обогащающая отдельных чиновников и “предпринимателей”. Несмотря на отсутствие движения в верном направлении, все же снова постараюсь донести свои предложения о том, как в действительности должно выглядеть агрострахование с господдержкой. Диалог о неэффективности существовавшей модели страхования аграриев начался еще в далеком теперь 2006 году. В то время все дотации по сельхозстрахованию приходились на компании, входящие в ассоциацию “Агропромстрах”. В 2008 году ряд крупных компаний, объединившись в Национальный союз агростраховщиков (НСА), громко заявил, что действовавшая на тот момент система финансирования сельского хозяйства как минимум неэффективна и ведет к пустой трате федеральных денег, а как максимум - не позволяет государству добиваться поставленных целей, то есть не обеспечивает максимально надежную защиту урожая. Напомню, тогда государство выделило 4 млрд. рублей на субсидирование аграриям стоимости страховых полисов, а застраховать удалось лишь 25% посевов. Весной 2008 года, будучи премьером, Владимир Путин дал поручение Минсельхозу разработать инструменты по повышению эффективности агрострахования с господдержкой. Возможно, именно появившиеся тогда заявления о том, что в распиле госсредств участвуют чиновники Минсельхоза, директора совхозов и хозяйств, ряд страховщиков, и привели к появлению данного поручения. Правда, неизвестно, чем конкретно в то время руководствовался Минсельхоз, но хватило его лишь на то, чтобы озвучить идею создания очередной государственной корпорации, теперь по страхованию урожая. Идея пропала втуне, и это хорошо. Все мы видим эффективность и яркие примеры работы уже существующих государственных “заменителей” бизнес-сообщества, таких как Агропромстрах. Могу лишь напомнить, что деятельность компаний этой ассоциации заинтересовала и Генпрокуратуру, и правоохранительные органы, а следственные действия и уголовные дела продолжаются и поныне в значительном количестве регионов. Если же почитать выводы отчета Счетной палаты РФ (СП), проверявшей на что идут госдотации в сельхозстраховании, то становится ясным федеральный масштаб хищений. Только на основании этого отчета СП следственные органы должны были объединить подобные дела в одно гигантское. Отрадно, что идея госагростраховщика умерла, не дожив и до 2010 года, не успев отложиться в умах и, главное, в бюджете государства. Но уже 2009 год и засуха того лета показали, что члены НСА не напрасно начали бить тревогу. Ситуация 2009 года наглядно показала лишь слабость существующей системы, не помогая одним и незаконно обогащая других, а в результате - из 4,5 млн. га погибших посевов застрахованы были лишь 259 тыс. га. Подтвердили это недобор урожая зерна в объеме 13 млн. тонн и прямые убытки аграриев в 13 млрд. рублей. Неоднократные публикации в СМИ говорили о неудобности данной модели агрострахования и указывали на нецелевое использование бюджетных средств ряда игроков, включая упомянутый ранее “Агропромстрах”. Это было явно доказано и проверкой СП, показавшей, как некоторые агростраховщики на протяжении целого ряда лет использовали целый букет финансовых схем ради освоения средств бюджета. Чаще всего, благодаря таким схемам, до реальных выплат дело так и не доходило, крестьяне просто получали свою “законную” половину от якобы полагавшейся им выплаты (что собственно к размеру прямого отношения не имеет), отдавая вторую половину страховщикам и чиновникам. Бывает и так, что например, отнюдь не самый крупный и тем более не самый проблемный регион в стране, тем не менее “сельскохозяйственный”, получил в 2011 году почти 20% от всего объема госпомощи, выделенной на страхование в стране. То есть больше, чем Ставропольский, Краснодарский края и Ростовская область, вместе взятые. И в таких случаях, как пишет “КоммерсантЪ”, следственные органы управления СК России в рамках уголовного дела разматывают клубок связей ОАО “ГСК “Поддержка” (члена ассоциации “Агропромстрах”) со своими партнерами. Так у меня появляется один вопрос - насколько такой опыт может пригодиться сегодня?! Будет ли перенесен такой “крайне успешный” опыт страхования урожая на всю страну, в особенности на такие известные аграрные места, как Нарьян-Мар и Тында? Кстати, члены “Агропромстраха” и множество местных региональных карманных страховщиков на протяжении всей своей истории показывали одинаково ровную убыточность по агрострахованию, выплачивая каждый год ровно по 50% от полученной премии. Не удивительно, что аграрии и чиновники, особенно заинтересованные в “сотрудничестве”с давними партнерами, так дружно взялись защищать существовавшую систему агрострахования с господдержкой. Особенно когда стало известно, что на 2010 год государство готово было выделить на субсидирование страхования села уже не 4 млрд. рублей, а всего лишь 2,5 млрд. рублей. Зато по итогам 2011 года упомянутый маленький регион снова отличился. Ему досталось в два раза больше госдотаций, чем Краснодарскому краю - 472 млн. руб., Ставропольскому - 252 млн., Татарстану и Ростовской области - 246 и 196 млн. руб. соответственно. Сравнивать соразмерность страхования и посевных площадей перечисленных регионов в этом случае даже не хочется. Повторюсь, интересен лишь вопрос - как быстро такой “передовой опыт” можно распространить на всю страну.

На те же грабли

Продолжим экскурс в историю. Следующий, 2010 год оказался для аграриев еще сложнее, чем предыдущий. Ужасающая засуха и высокие температуры “выкосили” урожай и без помощи крестьян. Однако это так и не помогло восторжествовать здравому смыслу. Готовившийся всю весну новый законопроект о страховании с господдержкой, благодаря жаре и воле тогдашнего Президента РФ Дмитрия Медведева, все-таки сумел преодолеть разночтения и добрался до Госдумы. Потеряв, к сожалению, по пути уже ко второму чтению, весь свой здравый смысл. Попытка государства установить правила игры в этом сегменте - это хорошо, но сам закон все-таки больше минус, чем плюс. Считал и до сих пор считаю, что цивилизованный рынок сельхоз-страхования может сложиться в России лишь тогда, когда государство перестанет его дотировать и сделает наличие полиса условием получения дотаций на иные нужды аграриев. Тот законопроект, внесенный летом 2010 года в Госдуму, изначально “подложил свинью” и аграриям, и страховщикам, ибо его бенефициарами были совсем другие лица, а сам он содержал в себе заведомо нереальные показатели и цели - полный охват страхованием от многих рисков большей части сельхозплощадей. Огромный недостаток закона состоял в попытке вложить в его текст задачу - покрыть страхованием 85 процентов посевных площадей за счет суммы в 6 млрд. рублей, уже предусмотренной в бюджете на 2012 год. Тогда сложилось мнение, что авторы документа, да и поддержавшие его страховщики, пошли по пути наименьшего сопротивления. После первого чтения в нем появились безликие и нечеткие формулировки, пропало требование по перестрахованию рисков, отсутствовала понятная тем же аграриям терминология. К тому же в нем “забыли” прописать четкие и однозначные определения страховых рисков, объема покрытия, исключений из ответственности страховщиков по убыткам, жестких процедур принятия рисков на страхование, урегулирования убытков и перестрахования рисков внутри российского рынка. Это привело к тому, что господдержка выделялась по закону только на страхование катастрофических рисков, а остальные риски фермер должен был застраховать самостоятельно. При этом “пропало” предложение направлять дотации не на компенсацию страховой премии, то есть изначально убивая в крестьянах тягу к рекордным урожаям, а на субсидирование страховой выплаты, дабы оказать реальную поддержку сельчанам в трудные годы. Однако и эти предложения были не услышаны, и, как показало время, напрасно. Новый закон об агростраховании приняли только в 2011 году, и он должен был заработать с 2012 года. Но пока 2012 год не наступил, в бюджет 2011 года на субсидирование агрострахования заложили уже не 2,5 млрд. рублей госпомощи, а 5 млрд. По мнению Дмитрия Медведева, это должно было помочь застраховать не 10-20 процентов площадей, а все 100%. Осмелюсь напомнить, что по итогам прошлого года застраховано было по разным оценкам лишь не более 20% посевных площадей. Уже тогда, в начале 2011 года, эксперты заявляли, что вряд ли озвученные президентом цели можно будет осуществить. Суть в том, что селянин страхует, по сути, будущий урожай, вкладывая в размер страхового покрытия все расходы на сев, а также будущие финансовые ожидания от собранного урожая. Получается, что государство страхует мечту агрария, разрешая ему не заботиться о сохранении урожая. Еще больше старая модель страхования, а с ней и новая, потеряли свой смысл, когда зимой власть заявила, что “правительство готово помочь страховщикам, которые добросовестно исполняют обязательства перед пострадавшими от прошлогодней засухи сельхозпроизводителями”. Первый раз эту фразу я прочитал еще летом 2011 года, второй раз - 31 января нынешнего. Надо понимать, что речь идет о денежной помощи, по крайней мере, летом имелось в виду именно это. Интересно, кто раз за разом вкладывает в уста первых лиц государства эту вредную идею. Уверен, она создавала неправильные ориентиры в экономической жизни страны, не только страховщиков, но и аграриев. Зачем заниматься андеррайтингом, правильно рассчитывать тарифы, выставлять требования банкам и сельхозтоваропроизводителям по соблюдению агротехнологий, защите посевов? Ведь получается, что можно составить простую цепочку: страхуем по демпинговым тарифам, не проверяем сельхозпроизводителя, производим страховые выплаты по политическим решениям, а потом идем в правительство плакаться? Чем такая позиция отличается от позиции аграриев, которые считают, что государство должно им помочь не работать и жить мечтой о выплате, - не ясно. Ведь если страховая компания правильно тарифицирует, ведет работу с сельхозпроизводителями и с банками, требовательно относится к соблюдению агротехнологий, перестраховывает риски, то есть действительно занимается страхованием, то нет необходимости ей помогать, она не нуждается в помощи. И не нужно тратить государственные деньги на тех, кто не может или не хочет заниматься правильным агрострахованием или, соблюдая технологии, сеять и собирать урожай? Это как если бы сотрудники атомных станций сказали: зачем нам следить за техническими процессами на реакторах, все равно прилетит Президент на вертолете, всех спасет и облагодетельствует деньгами. Ясно, что задача “помощи” страховщикам ставилась теми же лоббистами, которые поняли, что в условиях нового пристального внимания руководства страны к агросектору их вариант 50 на 50% стал невозможен. Но они не собирались отказываться от своей любимой схемы хищения государственных денег. Не могу не подчеркнуть, что здесь ясна их роль (можно даже по фамилиям перечислить) и в Госдуме, и в аппарате Правительства, и в Минсельхозе. Они любыми способами пытаются модернизировать отлаженную ими же систему разворовывания гос-средств, и вызывает лишь сожаление, что ни бывший, ни нынешний премьеры не удосужились разобраться в этой ситуации. А жесткие заявления руководителей и многочисленные вызовы правоохранительных органов постфактум никак не лечат болезнь, а всего лишь борются с ее следствием. По-прежнему считаю, что самой лучшей помощью страховщикам стала бы отмена госдотаций по сельхозстрахованию. Как только это произойдет, добровольно и на нормальных рыночных условиях застрахуется 90% сельхозтоваропроизводителей. Иначе банки их просто не будут кредитовать. Повторюсь, нужно простое решение - убрать совсем дотацию при страховании урожая и передать эти средства на дотации в семенной материал, топливо и банковский процент, сделав при этом страхование обязательным условием получения других видов господдержки. Почему необходима именно такая модель - “успешно” показали итоги запуска нового, так долго обсуждавшегося закона об агростраховании. А “пугалки”, что такими революционными мерами правительство не добьется поставленного результата, - сознательная игра уже вышеуказанных лоббистов.

Грустные итоги

Посевная-2012, страховавшаяся уже по новым правилам, потребовала на себя уже не 5, а 6 млрд. рублей госдотаций. Еще миллиард должны были дать регионы. Ее итогом стали слова Президента РФ Владимира Путина о том, что “страховой бизнес, который лишь паразитирует на мерах господдержки и не выполняет взятые обязательства... никому не нужен”. По данным ФСФР, только за первый квартал сборы по страхованию всех сельскохозяйственных рисков сократились вдвое, а выплаты упали на 38,5%. К началу засухи успели “опять” застраховать лишь 10% площадей, а львиная доля всех договоров снова заключена компаниями приснопамятного Агро- промстраха. Лучше всего эффективность нового закона демонстрирует сам лоббировавший его Минсельхоз, сумевший к середине года перечислить на село лишь 12% от выделенных на год 6 млрд. рублей. Может быть, новому министру сельского хозяйства пришло время обратить внимание на то, что система страхования с господдержкой несовершенна. Иначе к осени опять президент и премьер-министр потребуют заниматься ею не аграриям и страховым компаниям, а следственным органам и прокуратуре. Возьму смелость напомнить государству и чиновникам, что прошло уже четыре года (!) с начала обсуждения реформирования системы страхования аграриев. И только теперь в правительстве и Минсельхозе наконец-то началось обсуждение новых, но уже давно понятных и для государства, и для аграриев предложений. Например, сделать страхование урожаев обязательным для сельхозпроизводителей, претендующих на получение льготных кредитов и субсидий на ГСМ, а также оставить на рынке лишь одно профессиональное сообщество агростраховщиков. Однако не только этими двумя предложениями ограничивается наше стремление добиться создания действительно эффективной модели страхования с господдержкой. Перечислю их и сейчас, может быть, у кого-то из заинтересованных лиц появилась не только возможность слышать, но и неожиданно - видеть и даже читать по-русски. Во-первых, необходимо обеспечить обязательное исполнение принятых нормативных документов и наказывать страховщиков, не исполняющих единые условия работы на рынке агрострахования, - крупными штрафами, лишением лицензии, запретом работать на рынке агрострахования на срок не менее двух лет. Для этого они должны быть в одной упряжке и состоять в одном профессиональном союзе. Только так они смогут исполнять стандартные условия страхования, чтобы обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Во-вторых, необходимо не только наладить работу контролирующих органов, но прежде всего обеспечить прозрачный и равный доступ сельхозпроизводителям к госдотациям. В-третьих, действующий закон о страховании с государственной поддержкой не предполагает развитие разнообразия страховых продуктов. Так, например, в Испании действует более 40 видов страховых продуктов с государственной поддержкой, и нам следует разработать большее число продуктов, дабы максимально расширить список рисков, которые аграрий может защитить как с помощью государства, так и самостоятельно. Пора уже отойти от патерналистской политики, и отсюда четвертое предложение. Необходимо проведение жесткой госполитики по отказу в государственной помощи сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим от засухи и заранее отказавшимся от использования инструмента страхования. Увы, опыт показал, что за страхованием приходят только тогда, когда наступает засуха или появляется опасность распространения опасных заболеваний животных. Считаю, что заложенные в федеральном бюджете средства на агрострахование в размере 6 млрд. рублей можно и нужно перенаправить на поддержку семеноводства, развитие технологий производства продукции растениеводства, животноводства, на гидромелиорацию. Да, считаю, что нет гарантированной формы государственной поддержки, которая бы позволяла избежать ошибок текущей модели, но нужно и пора извлечь уроки.

Виктор КРИВОШЕИН


  Вся пресса за 6 сентября 2012 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Агрострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Текущая пресса

17 сентября 2024 г.

Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Ставка сыграла за жизнь

Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«СберСтрахование»: мы не ждем заявлений, а приходим к клиентам проактивно

Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
В долгий ящик

Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Двойственная природа роста

Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
В расчете на одну поездку

Коммерсантъ, 17 сентября 2024 г.
IT-бюджеты требуют средств

Коммерсантъ, 17 сентября 2024 г.
Правительство поддержало законопроект о введении штрафа в 5 тыс. рублей за отсутствие ОСАГО

Комсомольская правда, 17 сентября 2024 г.
Правительство России поддержало введение нового штрафа для водителей

ГТРК Тула, 17 сентября 2024 г.
За полгода в Тульской области вырос спрос на автострахование


16 сентября 2024 г.

BFM.Ru, 16 сентября 2024 г.
Правительство поддержало штраф до 5 тысяч рублей за повторную езду без ОСАГО

gorod48.ru, Липецк, 16 сентября 2024 г.
Виновница гибели 19-летнего парня Юлия Брунцева должна выплатить союзу автостраховщиков 905,5 тысячи рублей

ПРАЙМ, 16 сентября 2024 г.
Суд взыскал с иностранных страховщиков убытки в пользу «Ингосстраха»

cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменения в решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования от 26 декабря 2023 года

cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

cbr.ru, 16 сентября 2024 г.
Число жалоб жителей Тувы в Банк России сократилось на четверть

Вечерняя Москва, 16 сентября 2024 г.
Воспаление хитрости


  Остальные материалы за 16 сентября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт