В связи с вступлением в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, как минимум два вида специалистов будут пользоваться повышенным спросом на рынке труда — речь идет об аварийных комиссарах и экспертах по оценке ущерба. По подсчетам специалистов страхового рынка, спрос на услуги этих специалистов должен вырасти как минимум в два-три раза.
Дополнительный сервис
Потенциальный рост популярности профессий аварийных комиссаров и экспертов по оценке ущерба связан прежде всего с массовым увеличением количества застрахованных автомобилей. По оценке руководителя отдела маркетинга страховой компании «АСК-Петербург» Татьяны Долининой, если на данный момент времени по всей России застраховано не более полумиллиона автомобилей, то после того как Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) начнет действовать в полную силу, общее количество застрахованных машин достигнет 35 млн.
Очевидно, что столь резкое увеличение парка застрахованных автомашин неизбежно вызовет бурный рост спроса на сопутствующие автомобильному страхованию услуги, а именно — аварийных комиссаров и оценщиков ущерба, так как, в соответствии с законом, услуги этих специалистов должны будут стать обязательными при оформлении любого страхового случая. Так, по словам Андрея Горяинова из «Прогресс-Невы», если сейчас основная масса последствий ДТП (прежде всего мелких) регулируется расчетом наличными на месте аварии, то после введения ОСАГО потребуется официальное заключение экспертизы. «Что касается аварийных комиссаров, их услуги могут получить толчок в развитии из-за спроса со стороны страховых компаний на дополнительный сервис для своих клиентов, купивших полис ОСАГО, так как ценовая конкуренция на этом рынке практически невозможна».
При этом закон также указывает на необходимость проведения независимой оценки как со стороны аварийного комиссара, так и со стороны экспертов по оценке, что опять-таки будет стимулировать развитие рынков.
Специалист по авариям
В Петербурге работает около десятка специализированных компаний, являющихся аварийными комиссарами. Их основные функции — прибытие на место ДТП, консультирование клиента и оформление первичных документов, сбор своего пакета документов по ДТП, а также вызов эвакуатора и сопровождение клиента в ГИБДД. Кроме того, в функции аварийного комиссара могут входить медицинская и техническая помощь клиенту, а также защита его интересов на всех этапах дознания, а также помощь при подготовке исковых документов в суд.
Работают аварийные комиссары либо напрямую с физическими лицами, либо (в последнее время более активно) со страховыми компаниями. Как правило, клиентам (и физическим лицам, и страховщикам) предлагается абонентская карточка на определенное количество вызовов эвакуатора и специалиста в течение оговоренного срока в радиусе определенного количества километров либо оплата по факту выполнения услуг.
Среди наиболее известных и крупных компаний аварийных комиссаров, работающих в Петербурге, — «А24», «ЛАТ 001», «Союз» и «Балтик-Роуд». Ряд страховых компаний около года назад объявили также о создании собственных служб аварийных комиссаров, однако широкого распространения подобная практика не получила. Большинство страховщиков говорят о затратности подобной службы, которая должна включать в себя не только хорошо подготовленных специалистов, но также технический парк и большую диспетчерскую службу.
Эксперты говорят о планируемом двух-, трехкратном росте рынка услуг аварийных комиссаров в Петербурге с введением ОСАГО, хотя некоторые компании отмечают дефицит предложения уже сейчас. Так, по словам Горяинова, несмотря на то что действующих на рынке компаний, предоставляющих услуги аварийных комиссаров, достаточно для удовлетворения спроса в пределах Петербурга, существенная нехватка ощущается в Ленинградской области (Всеволожск, район Приморского шоссе, Выборг, Лужское направление, трасса Петербург — Новгород).
По мнению директора по страхованию СК «Авеста» Игоря Алдабаева, на рынке аварийных комиссаров ожидается развитие и «вширь» и «вглубь», то есть расширение спектра предлагаемых услуг и повышение их качества. Рост рынка может быть также спровоцирован и значительным расширением функций аварийных комиссаров, а также повышением их роли. По свидетельствам страховщиков, в преддверии введения закона в панике находятся не только будущие страхователи и страховщики, но и сотрудники ГИБДД, которым придется буквально выезжать по каждому, в том числе мелкому, ДТП. Это будет означать существенное увеличение времени ожидания прибытия сотрудника ГИБДД на место аварии, а значит, объективную потерю времени для всех участников ДТП. В связи с этим ГИБДД высказала готовность обсуждать вопрос приезда только лицензированных аварийных комиссаров на место ДТП. Документов, подготовленных ими, может быть вполне достаточно для оформления страхового случая, так что вполне вероятно, что через некоторое время сотрудника ГИБДД в случае ДТП ждать не придется.
Российский союз автостраховщиков даже готовит описание 70 стандартных ситуаций, принятых в международной практике и, по статистике, покрывающих от 85 до 90% всех ДТП, что, безусловно, резко упростит процедуру оформления документов при ДТП.
Впрочем, некоторые страховщики высказывают определенные опасения по поводу перспектив развития рынка. Так, заместитель директора по имущественному страхованию петербургского филиала страховой компании СОГАЗ Андрей Ошанин полагает, что рынок услуг аварийных комиссаров будет расти бурно, но не обязательно качественно. «У нас практически нигде не осуществляется качественная подготовка подобных специалистов, а думать, что где-то сидят квалифицированные комиссары и оценщики и ждут своего часа, по меньшей мере странно».
Существуют проблемы и с выдачей лицензий и сертификатов как уже работающим аварийным комиссарам, так и «новобранцам» — в отсутствии единых стандартов их обучения. Пока же в качестве аварийных комиссаров работают, как правило, бывшие сотрудники ГИБДД.
Калькуляция на дорогах
Аналогичная ситуация ожидается и в отношении рынка экспертов-оценщиков ущерба. По словам Татьяны Долининой, предполагается, что они должны будут иметь соответствующие сертификаты, которые еще, правда, не начали выдавать, несмотря на то, что закон вступит в силу уже через неделю.
На данный момент на рынке Петербурга работает около 20 компаний, специализирующихся на оценке ущерба, а также несколько десятков частных оценщиков — буквально на каждой станции техобслуживания. Из наиболее крупных — АЭНКОМ, АЗМ, «Лига Автоэкспертов». Клиент страховой компании, как правило, свободен в выборе оценщика, обладающего лицензией, однако страховщик имеет право рекомендовать экспертов.
По мнению страховщиков, сегодня главный недостаток работы большинства оценщиков — предвзятость оценок. Эта ситуация спровоцирована самой схемой взаимодействия оценщиков со страховщиками, когда размер вознаграждения зависит от объема ущерба. Сейчас страховщики пытаются отказаться от этой практики. Кроме того, специалистам известны факты подкупа оценщиков — как страхователями, так и страховщиками. В то же время «у оценщика есть только его репутация, и если она испорчена, то она испорчена навсегда», говорит начальник отдела страхования транспорта страховой компании «Русский мир» Николай Смелов. По словам начальника отдела экспертизы и выплат центра транспортного страхования петербургского филиала РОСНО Валентина Захарова, страховые компании уже не доверяют части оценщиков — «слабым или некомпетентным».
Как и в случае с аварийными комиссарами, большинство аналитиков также ожидают значительного (в три-четыре раза) роста рынка оценочных услуг в Петербурге после введения ОСАГО. При этом очевидно, что в связи с резким ростом как общих объемов застрахованного автотранспорта, так и количества страховых случаев серьезно возрастут и требования к проведению экспертизы автомобилей. Общеизвестно, что автомобильное страхование в части автогражданской ответственности и в части авто-каско (угон и ущерб) вряд ли можно отнести к деятельности, приносящей сверхдоходы, так что платить лишние деньги за переоцененный ущерб страховщики определенно не захотят.
С другой стороны, занижение суммы ущерба при проведении экспертизы может вызвать шквал судебных исков и к страховым компаниям, и к самим оценщикам (чего пока, отметим, не наблюдается). Вместе с тем рынок пока не может предоставить необходимое количество квалифицированных оценщиков ущерба. Впрочем, страховщики пока в набат не бьют, справедливо полагая, что понимание приходит с опытом и уже через полгода-год действия нового закона реальность расставит все по своим местам.
Санкт-Петербург
Вся пресса за 23 июня 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Управление риском, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|