Опрос россиян показал, что общество и рынок страхования далеки друг от друга. И дело не столько в бедности большинства граждан, сколько в отсутствии у них знаний и доверия, пишет журнал.
Финанс.,
8 ноября 2004 г.
Рынок проигрывает общественному мнению 2172 просмотра
Опрос россиян показал, что общество и рынок страхования далеки друг от друга. И дело не столько в бедности большинства граждан, сколько в отсутствии у них знаний и доверия.
Такие разные проценты В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 48,9% респондентов заявили, что вообще не пользуются страховыми услугами. Разумеется, эти цифры иллюстрируют не ситуацию на рынке, а субъективный взгляд на нее потребителя, который подчас в упор не видит, где и когда он сталкивается со страхованием. Многое зависит и от того, как сформулировать вопрос. Например, если у граждан поинтересоваться, владеют ли они полисом обязательного медицинского страхования, выяснится, что отношения со страховщиками таким образом поддерживает подавляющее большинство россиян. А именно 93% - таковы данные центра "Российское общественное мнение и исследование рынка" (РОМИР), который провел опрос на эту тему в апреле 2003 года. ВЦИОМ же предложил респондентам выбрать из подготовленного им списка те страховые продукты, которыми они пользуются. В результате ни один из предложенных вариантов добровольного страхования не набрал более 10% голосов опрошенных. Правда, среди прочих вариантов ответа на вопрос: "Какими услугами страховых компаний вы пользуетесь?" был и такой: "Медицинское страхование, в том числе обязательное и добровольное". Его выбрали 21% респондентов, но сколько из них "добровольцев" - остается загадкой. Страховщики к данным ВЦИОМ в части охвата рынка отнеслись с доверием, хотя их собственные маркетинговые исследования дают и несколько отличную картину. Так, по оценкам руководителя центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексея Зубца, охват россиян страховыми услугами более широк в первую очередь за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), полисы которого для своих сотрудников покупают работодатели. В крупных городах, утверждает Алексей Зубец, ДМС охвачено примерно 16,1% семей. Плюс ко всему огромная армия дачников, которая, по словам аналитика, превращается в одну из самых массовых и дисциплинированных категорий частных страхователей (очевидно, устав от регулярных погромов и поджогов своих домов в зимний период. - "Ф."). Специалист департамента маркетинга и развития бизнеса "Росно" Владимир Михеев указывает: "Если говорить о последнем исследовании ВЦИОМ, необходимо уточнить: 49% граждан не застрахованы ни по каким видам добровольного страхования. По нашим данным, эта цифра несколько ниже - около 46%".
Вопрос доверия В конце концов уровень "застрахованности" - вопрос не столько социологии, сколько отчетности и статистики. Другое дело субъективная оценка рынка россиянами, а они, как выяснил ВЦИОМ, не слишком лояльны по отношению к страховщикам. Самый популярный ответ на вопрос, что в наибольшей степени повлияло на отказ воспользоваться услугами добровольного страхования, - "недоверие страховым компаниям", так заявили 31,5% респондентов. "Дороговизна услуг" и "отсутствие потребности" делят в рейтинге причин отказа вторую строчку (по 29,8%). При этом 70,9% опрошенных уверены, что "получить деньги со страховых компаний, как правило, очень сложно, так как они в любом случае стремятся избежать выплат". Как ни странно, но на фоне общего скепсиса уровень удовлетворенности качеством предоставляемых страховщиками услуг сравнительно высок: ВЦИОМ насчитал 42,4% довольных среди опрошенных страхователей, еще 22,2% "не вполне удовлетворены" и только 17,2% выразили полное неудовольствие работой компаний. Чаще всего в их деятельности граждан не устраивают бюрократизм и чрезмерная продолжительность процедур. Гораздо меньше таких, кто обижен отказом в выплатах или неполнотой страхового возмещения. Но есть еще 17,4% россиян, которые просто не находят оптимальные для себя продукты. Страховщики не отрицают актуальности проблемы недоверия с той лишь оговоркой, что она адресована всем финансовым институтам в России, а не персонально страхованию. Интересно, что, по мнению большинства опрошенных "Ф." специалистов, за последние три года лишь одно событие, непосредственно относящееся к страховому рынку, существенно повлияло на отношение к нему частных клиентов - это введение ОСАГО. Причем влияние это противоречиво. "У россиян, безусловно, возрос интерес к страхованию: отмечается увеличение количества клиентов по другим, добровольным видам страхования. Вместе с тем не все граждане понимают суть ОСАГО и часто воспринимают его как дополнительный налог. В результате наблюдается и негативное отношение к страхованию в целом", - комментирует менеджер управления маркетинга группы "Альфа-страхование" Сильвия Мартиросян. Кстати, январский опрос ВЦИОМ показал, что положительно к закону об обязательной "автогражданке" отнеслись лишь 13% россиян. Втрое больше опрошенных считали тогда этот закон либо вовсе не нужным, либо малоприемлемым в том виде, в котором он вышел. Но, как отмечает генеральный директор Московской страховой компании (МСК) Владимир Евстигнеев, настроение россиян по поводу введения ОСАГО трансформировалось от начального неприятия к нейтральному. "На уровень же страховой культуры ОСАГО повлияло крайне незначительно, а интерес к добровольным видам страхования скорее был стимулирован страховщиками, чем явился следствием введения обязательной "автогражданки"", - полагает он.
Рынок сам по себе В оценке воздействия другого заметного на рынке события - массового отзыва лицензий в августе - сентябре нынешнего года - страховщики расходятся. По мнению Алексея Зубца, в большинстве своем клиенты его просто не заметили: "Компании, у которых отозвали лицензии, или имели минимальные портфели договоров, или давно уже прекратили свою деятельность, представляя собой "спящие" страховые организации с нулевыми сборами". По словам заместителя генерального директора "Межрегионального страхового соглашения" Андрея Федькина, многие клиенты его компании массовый отзыв лицензий заметили, но событие это оценили нейтрально: "Это было воспринято без трагизма, как обычная "чистка" рынка от "мертвых" душ и маленьких компаний". Темой отдельного социологического исследования могло бы стать отношение россиян к "серой" деятельности страховых компаний по оптимизации налогов. Ее эффект специалисты оценивают по-разному. "Страховщики, активно практикующие так называемые серые схемы, подвергают свою репутацию риску. Но страховая культура нашего общества находится на очень низком уровне, и лишь малая его часть осведомлена о практике "налогосберегающих" схем, чем и пользуется огромное количество мелких страховщиков, не заботящихся о своем имидже", - считает Владимир Михеев. В свою очередь Алексей Зубец полагает, что эта сторона бизнеса мало интересует рядовых страхователей, а зря: "Большинство клиентов не осознают, что компании, активно занимающиеся страховыми схемами, являются объектами повышенного риска в связи с возможными санкциями со стороны налоговых и иных контролирующих органов". С другой стороны к проблеме подходит Владимир Евстигнеев из МСК: "С учетом того, что по-прежнему значительное количество граждан получает заработную плату по договорам страхования жизни, никакого негативного отношения у них по этому поводу не возникает". Кстати, это косвенно подтверждается недавним исследованием фонда "Общественное мнение", выявившим, что почти половина россиян относится к неплательщикам налогов либо с пониманием, либо с безразличием и только 39% - с осуждением.
Нереализованный потенциал Низкий уровень страховой культуры на фоне недоверия к рынку сдерживает его развитие не в меньшей степени, чем бедность среднестатистического россиянина. По расчетам "Росгосстраха", уже сегодня потенциальный платежеспособный спрос граждан на страховые услуги достигает 78,3 млрд рублей в год. Более высокую оценку этому показателю дает руководитель управления маркетинга "Ренессанс-страхования" Дмитрий Журавков - $3 млрд. Между тем сборы по добровольному страхованию за счет граждан в 2003 году составили 34,7 млрд рублей (за вычетом взносов по страхованию жизни). По данным компании "Росно", сегодня страховщики используют лишь 30-35% потенциала рынка. То есть объективно продажа полисов гражданам может увеличиться в два-три раза уже сейчас, лишь бы субъективное отношение к страхованию изменилось. * -Согласно опросу "Росгосстраха", охватившему 2650 автовладельцев в 13 крупнейших российских городах, недовольны качеством услуг по ОСАГО около 25% клиентов страховых компаний, 65% - вполне удовлетворены. Артем ФЕДОРОВ
Вся пресса за 8 ноября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Общественное мнение
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Рязанские новости, 20 декабря 2024 г.
Рязанцы стали больше страховать жизнь и здоровье
|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 декабря 2024 г.
Башкирия внесла в Госдуму законопроект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
Независимая уральская газета, 20 декабря 2024 г.
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму проект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Тренд, Баку, 20 декабря 2024 г.
В Азербайджане произведены страховые выплаты по лимонным, мандариновым и апельсиновым садам
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|