Профиль,
29 октября 2012 г.
Теплое место
948 просмотров
Несмотря на все возражения, план создания финансового мегарегулятора на базе Банка России будет, скорее всего, принят. Кто выиграет от такой монополизации полномочий?
Дискуссия, нужен ли России финансовый мегарегулятор, подходит к концу. Резкое ускорение длившемуся порядка десяти лет обсуждению придал в начале октября президент Владимир Путин. Он заявил, что пора оперативно решить вопрос с улучшением системы регулирования на финансовом рынке. А поводом для заявления главы государства стало письмо первого вице-премьера Игоря Шувалова, направившего президенту доклад, в котором организация в России международного финансового центра увязывается с созданием мегарегулятора на базе Банка России. На прошлой неделе правительство обсуждало вопрос о последовательности преобразований — своего рода дорожную карту реформы регулирования. Но главное в том, что идея создания мегарегулятора на базе ЦБ, судя по всему, побеждает, несмотря на возражения участников рынка. Как известно, сейчас за банками в России присматривает ЦБ РФ, а деятельность остальных финансовых институтов находится под контролем Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), структурно входящей в Минфин. Согласно же замыслу правительства, функцию мегарегулятора во всех сегментах финансового рынка должен взять на себя Банк России. Хотя изначально рассматривались варианты создания мегарегулятора и на базе ФСФР — при условии ее усиления за счет новых кадров и увеличения финансирования. Думали и о создании совершенно нового, отдельного от существующих, регулирующего органа. Но в итоге единоначальным контролером на финансовых рынках все-таки сделают Центробанк. Идея создания мегарегулятора на базе Банка России имеет как преданных сторонников, так и ярых противников. Надо сказать, что в других странах власти создавали финансовый мегарегулятор на базе наиболее «продвинутого» контролирующего органа, в котором сосредоточено больше полномочий, средств и ресурсов, в том числе и кадровых. «В российских реалиях Центробанк в этом плане вне конкуренции. Исторически сложилось так, что там собраны наиболее профессиональные кадры, да и зарплаты выше, — говорит ведущий аналитик Центра развития НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. — Кроме того, ЦБ всегда был наименее политизирован и приватизирован. Ведь если взять, к примеру, тот же страховой рынок, то Росстрахнадзор был фактически приватизирован страховыми компаниями». Таким образом, создание именно на базе ЦБ органа, который в одном лице будет контролировать банки, заниматься финансовым и страховым рынками, управлять пенсионными деньгами, было бы оптимальным решением, считает эксперт. Однако у планов создания мегарегулятора на базе ЦБ есть и противники. Люди, принимающие решение сосредоточить регулирование в периметре ЦБ РФ, опираются на неверную информацию и ложные мифы, настаивает эксперт ФСФР, председатель попечительского совета Института посткризисного мира Юрий Данилов. Например, есть миф, что во всем мире по мере развития кризиса функции регулирования на финансовых рынках переходят к центральным банкам. «Это не так. В кризис из 70 крупнейших мировых финансовых рынков лишь четыре регулировались центробанками, которые выполняли при этом функцию мегарегулятора. После кризиса их количество увеличилось до восьми, что все же ничтожно мало», — говорит эксперт. Более того, из двадцати четырех финансовых рынков развитых стран центральные банки являются мегарегуляторами лишь на двух. Еще в восьми случаях регуляторная функция возложена на независимый от правительства орган, созданный не на базе национального банка. В остальных развитых странах практикуется раздельное регулирование банковского и небанковского финансовых секторов. Второй миф заключается в том, что в мире якобы есть успешный опыт разъединения регулирования и надзора. Создание мегарегулятора в России, в частности, предусматривает, что функции регулятора отойдут Центробанку, а надзором займется Минфин. «На самом деле регулирование и надзор в других странах в подавляющем большинстве случаев сосредоточены в рамках одного органа», — говорит Юрий Данилов. Еще один аргумент, который популярен в правительственных кругах: надзор ФСФР за участниками финансового рынка в целом менее эффективен, чем надзор ЦБ за банками. «Небанковский финансовый рынок регулируется довольно слабо, — говорит вице-президент по банковскому аудиту компании ФБК Алексей Терехов. — Существуют отдельные элементы рынка — страховые компании, микрофинансовые организации, которые выпадают из общей канвы контроля, что бросает тень на весь финрынок. Недостаточный надзор способствует тому, что участники рынка чувствуют себя очень комфортно, и никакие изменения регулирования им не нужны». На самом деле надзор ФСФР более эффективен, чем надзор ЦБ, возражает Юрий Данилов. Если судить о качестве надзора по количеству отчетных показателей, которые банки регулярно вынуждены поставлять своему регулятору, и документов, регламентирующих деятельность кредитных организаций, то в этом ЦБ РФ, несомненно, на голову впереди ФСФР. Но о качестве регулирования это говорит мало. Понятно, что профучастники, брокеры и страховые компании не горят желанием оказаться под бумажным прессом ЦБ РФ с его более формальным подходом к отчетности. При этом строгость нового надсмотрщика по части бумаг отнюдь не гарантирует, что он будет внимательно вникать в проблемы участников рынка. «Многорукость» новой контролирующей структуры — это и есть главная проблема такой конфигурации регулирования. Ведь ЦБ будет отвечать за очень большое количество функций, которые для него не будут равны по значимости, говорит председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. «В первую очередь он должен отвечать за обеспечение стабильности национальной валюты и связанную с этим стабильность банковской системы как системы расчетов, — пояснил он. — Все остальные функции, в том числе развитие финансового рынка, для него всегда будут второстепенными». Кроме того, у российского ЦБ есть своя особенность, кардинально отличающая его от центробанков других стран: он одновременно является собственником российской валютной и фондовой биржи, собственником одного из крупнейших банковских операторов – Сбербанка — и сам же является активным участником фондового рынка. Если ЦБ РФ станет регулятором и надзирающим органом в отношении всех финансовых организаций, потенциальный конфликт интересов Банка России еще более усилится. Однако, несмотря на возражения участников рынка, государство последовательно отстаивает свой вариант реформы. Фактически с выбором площадки для создания мегарегулятора государство определилось. На разработку реформы финансового сектора — от первого задания Минфину провести совещания с ведущими экономическими ведомствами до представления конкретных предложений главе государства — прошло чуть больше месяца. Это очень короткий срок для принятия такого решения. Не было ни толстых аналитических докладов, ни долгих заседаний рабочих групп, ни исследований зарубежного опыта, говорят эксперты. «Решение о создании мегарегулятора принимается в спешке, хотя для срочности нет никаких оснований, — говорит Алексей Тимофеев. — Но ошибиться нельзя, потому что это не просто вопрос о перераспределении полномочий между органами, это вопрос выбора модели финансового рынка». Отчего вдруг такая спешка? Большинство комментаторов сходятся во мнении, что подстегнуть процесс создания финансового мегарегулятора власти заставила не только насущная потребность в нем, но и, возможно, определенные политические расчеты. Сегодня в финансовых кругах циркулирует несколько мнений по поводу происходящего. Официальная версия состоит в том, что реформа назрела и носит плановый характер. «Реформирование ФСФР было намечено давно, просто накопилась критическая масса проблем, которые надо было решать», — утверждает Алексей Терехов. Мировой экономический кризис, серьезно ударивший по финансовой системе РФ, добавил скорости чиновникам при принятии решений. Стало понятно, что необходимо детально просчитывать риски и регулировать не только банковскую деятельность (с этой функцией ЦБ РФ весьма успешно справлялся), но и вплотную заниматься, например, микрофинансовыми организациями и страховыми компаниями. ЦБ, жестко регулируя банковскую деятельность, выдавливает недобросовестных участников банковского рынка в другие сферы деятельности. Эти сферы деятельности — то же микрофинансирование — становятся все более социально значимыми. Если их не отрегулировать, то количество пострадавших может измеряться тысячами. Согласно другой версии, реформа регулирования финрынков — это часть сложных аппаратных и кадровых игр. Главным бенефициаром от создания нового регулирующего органа станут чиновники, считает директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев. Спешная реформа на руку сотрудникам реформируемых ведомств, которые рассчитывают получить новые должности и более высокие зарплаты в новом регулирующем органе. Версию, что в объединении двух регулирующих органов на базе того, у которого больше ресурсов, заинтересованы прежде всего сами госслужащие, прямо подтвердил глава ФСФР Дмитрий Панкин. Выступая на заседании Национального банковского совета, он сказал, что служба готова войти в состав будущего мегарегулятора, если сотрудникам поднимут заработную плату. Также необходимо, чтобы у ФСФР было нормальное материально-техническое обеспечение, а все проверки небанковских организаций проводились совместно специалистами по банковскому и инвестиционному рынкам, отметил Дмитрий Панкин. Не секрет, что чиновники, перешедшие из ФСФР на службу в ЦБ, смогут претендовать на значительное повышение зарплаты. По данным Росстата, в первом квартале этого года средняя зарплата сотрудников ФСФР составила 28,6 тыс. рублей. Но в ЦБ, по словам Юрия Данилова, она в четыре раза выше! Но это еще не все. В 2013 году глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев с окончанием контракта покидает свой пост. И вполне вероятно, что вся эта история со спешным объединением контролирующих ведомств на базе Центробанка есть не что иное, как создание нового, очень важного правительственного поста для того, кому кресла главы Банка России мало. «Может, кому-то вдруг захотелось занять важное кресло», — намекает и Дмитрий Мирошниченко. Кто же может занять пост первого лица в новом регулирующем органе? Большинство экспертов на первое место в списке возможных кандидатов на пост главы мегарегулятора ставят... экс-главу Минфина Алексея Кудрина. Он покинул правительство в сентябре 2011 года, формально — из-за разногласий с Дмитрием Медведевым относительно военных расходов, но связей с путинской командой не прервал. По слухам, в администрации президента давно ищут применение способностям бывшего министра финансов, чтобы оторвать его от оппозиции и вернуть в лоно власти. Конечно, среди кандидатов на пост главы мегарегулятора эксперты называют и Игоря Шувалова, и Аркадия Дворковича, и первого заместителя главы Банка России Алексея Улюкаева, и главу ВТБ Андрея Костина, но именно Кудрин получает большинство голосов экспертов. «Возникла проблема трудоустройства Алексея Кудрина, — объясняет причину создания новой структуры директор Банковского института НИУ ВШЭ, профессор Василий Солодков. — Ведь идея о создании мегарегулятора этой осенью появилась из ниоткуда, а существующая система регулирования не нуждается в мегарегуляторе, поскольку то, чем занимаются ЦБ с точки зрения регулирования банков и ФСФР с точки зрения финансовых организаций, покрывает всю «поляну». Согласится или нет экс-глава Минфина возглавить новую структуру — тайна за семью печатями. Кудрин подтвердил, что его приглашали стать главой нового органа. «Да, предложение поступало, но я пока не готов подробно обсудить его», — процитировало экс-министра «РИА» Новости. Затем г-н Кудрин опроверг эту информацию. «Таких предложений я не получал, со мной эти вопросы не обсуждались», — сказал он в беседе с агентством ИТАР-ТАСС. Не удалось и нам выяснить позицию экс-министра по этому вопросу. В своем микроблоге Алексей Кудрин ограничился заявлением, что все спекуляции прессы по поводу его назначения на пост мегарегулятора не соответствуют действительности. А кто же в итоге больше остальных проиграет при сосредоточении всех регуляторных функций в стенах Банка России? «Всякая новая реформа парализует регулятивный процесс на срок от года до трех, усложняет надзор, приостанавливает реализацию проектов по развитию рынка», — говорит Алексей Тимофеев. От новации пострадает весь финансовый рынок, убежден эксперт. «Это очевидно вызовет затухание деятельности по развитию финансового рынка и упрощение его структуры, — считает он. — Небанковская индустрия может заметно сократиться». И в своих опасениях Алексей Тимофеев не одинок. Жесткое регулирование, строгая отчетность и комплексные проверки не спасли банковский рынок от громких скандалов и масштабных банкротств, аналогов которым на финансовых рынках мы не видели. Начиная с 2009 года с рынка ушло 150 коммерческих банков, и это очень высокий процент вымирания тех, кто наиболее жестко регулируется, говорит завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Если на финансовом рынке будут использованы методы и опыт регулирования Центробанком банковской отрасли, это приведет к резкому росту расходов финансовых компаний на ведение отчетности и операционную деятельность. По словам эксперта, если будет попытка распространения тяжести надзора за финансовым рынком с банков на небанковские финансовые компании, то мы увидим быстрое вымирание брокеров, дилеров, инвестфондов, управляющих и страховых компаний.
Мария СЕЛИВАНОВА
Вся пресса за 29 октября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, 24 декабря 2024 г.
Краткость — сестра страховки
|
|
Коммерсантъ-FM, 24 декабря 2024 г.
«Быть первопроходцами — это всегда вызов»
|
|
Москва FM, 24 декабря 2024 г.
ОСАГО стало формально выгоднее
|
|
ПРАЙМ, 24 декабря 2024 г.
Страхование грузов стало самым популярным видом страхования у поставщиков
|
|
Business FM Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирцы чаще других россиян мошенничают с ОСАГО
|
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|