Деньги,
19 ноября 2012 г.
«Страхование — это не дотация бизнесу» 1538 просмотров
Корпоративные договоры — сегмент прибыльный и большей частью закрытый. Как строится в нем конкуренция и что тормозит его развитие, корреспонденту «Денег» Татьяне Гришиной рассказал заместитель гендиректора, член правления компании «ВТБ Страхование» Алексей Володин.
Согласно стратегии развития рынка до 2020 года, подготовленной иностранными консультантами, корпоративное страхование генерирует до 90% прибыли всего рискового сегмента. Вы согласны с такой оценкой?
— Корпоративное страхование всегда считалось не только перспективным, но и более прибыльным по сравнению с розничным бизнесом. По моим оценкам, оно формирует не 90%, а около 60% прибыли в секторе рискового страхования. При этом, несмотря на рентабельность и связанные с ней повышенные ожидания, в этом сегменте существует негативная тенденция снижения тарифов. Только за последние пять-семь лет ставки оценочно уменьшились в два раза, и эта тенденция сохраняется.
Та же стратегия, подготовленная по заказу Всероссийского союза страховщиков, указывает, что средний клиент российского страховщика в рознице платит примерно втрое больше европейца. А в корпоративном сегменте какое соотношение?
— В тарифной политике такая же пропорция, только наоборот: европейский корпоративный клиент платит в два-три раза больше российского. Если брать пример страхования товарно-материальных ценностей на складе, выйдет, что квартиру застраховать намного дороже, чем склад. Когда к нам поступает предложение о перестраховании рисков с западных рынков, мы видим, что тарифы в России намного ниже.
И в чем причина? Демпинг?
— Проблема демпинга острая. И это одна из причин снижения тарифов. Компании агрессивно заявляют свое участие на тендерах просто для захода на определенный сегмент или в рамках расширения своего присутствия в нем. Мы постоянно с этим сталкивается. И дело даже не в том, что им не из чего будет формировать резервы и потом выплачивать возмещение — все крупные риски, как правило, перестрахованы в рамках облигаторных емкостей, в том числе на Западе. Динамика рынка и прибыльность этого сегмента зависят от самих страховщиков. И тут возникает вопрос: до какого уровня маржинальности и прибыльности это может дойти, если тенденция снижения тарифов сохранится? На мой взгляд, демпинг порождается стратегиями акционеров страховщиков, которые задают агрессивную модель развития для получения определенной доли рынка. И люди работают по стратегии, которая утверждена на два-три года, а что будет дальше, не задумываются даже на уровне топ-менеджмента.
Помочь рынку мог бы институт независимых актуариев, но его до сих пор нет. И нет общей методики, которая показала бы, соответствует конкретный тариф риску или нет: вся экономика страховщиков строится на оценке их портфеля. Кэптивные компании могут страховать активы акционеров и сопутствующий бизнес по нормальным рыночным ставкам, но на открытом рынке — там, где не хватает административного ресурса,— страховщик может заявиться на тендер с ценой, которая ни в какие рамки не вписывается. В целом по портфелю картина будет красивой, а по этому конкретному риску ставка будет демпинговой. Таким образом страховщик формирует у клиента неверное представление о реальной цене страхования и просаживает рынок. А кто может гарантировать, что это не приведет к катастрофическим последствиям?
Когда тарифы в корпоративном страховании были на максимуме?
— Десять лет назад тарифы по страхованию имущества были в диапазоне 0,1-0,16%, сегодня — 0,02-0,07%. Этим все сказано. В момент зарождения коммерческого страхования 20 лет назад тарифы начали с максимума, затем корректировались до более или менее приемлемого уровня, а лет семь назад начали снижаться неприлично быстро. Безусловно, конкуренция и рост рынка сделали свое дело.
А как сказался финансовый кризис?
— Тогда многие страхователи бросились вопреки логике экономить на страховании. Хотя в кризис актуальность вопросов качественной защиты имущества и финансовых интересов только возрастает. Снижение расходов на страхование отразилось на всех сегментах рынка. Но в целом корпоративное страхование все же выросло на 4% — сказались в том числе вмененные виды страхования, например страхование банковских залогов.
С 2009 года страховой рынок вопреки пессимистичным прогнозам стал расти, причем серьезными темпами — более 20% в год. В корпоративном сегменте рост был связан с крупным бизнесом, который, пережив кризисный период, стал восстанавливаться и выходить на прежние обороты. Увеличилась стоимость основных активов за счет реализации инвестиционных программ, персоналу вернули социальные льготы — ДМС и НС. Это и стало драйвером корпоративного страхования в России. Развитию отрасли способствовало и вступление в этом году в силу федерального закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов, от которого, правда, рынок ожидал дополнительных 20-23 млрд руб. сборов в год, а по факту получилось в два раза меньше.
После кризиса — с уходом ряда мелких и средних страховщиков — как перераспределились доли рынка корпоративного страхования?
— В части корпоративных договоров отрасль после кризиса покинули некрупные игроки. Но у каждой такой компании было несколько крупных клиентов с объемом премий около 100 млн руб. В итоге внутри топ-20 страховщиков доли еще существеннее перераспределились в пользу первой пятерки. Этому способствовало и то, что после кризиса ужесточились требования, особенно в крупном бизнесе, по отбору страховщика. Если раньше критериям клиента отвечали компании из топ-20, то теперь совсем немного участников рынка могут соответствовать высоким требованиям к уставному капиталу, размеру собственных средств, стоимости активов, рейтингу и проч. Отчасти это ограничение конкуренции. С другой стороны, можно понять тех страхователей, которые действительно хотят выбрать наиболее надежных и проверенных участников рынка. Тема надежности вышла на первый план. Иногда и за большие деньги.
А как клиент определяет надежность страховщика — смотрит на рейтинги, читает отчетность?
— Да, они смотрят на рейтинги. В последнее время корпоративные клиенты начали неплохо разбираться в вопросах страхования, риск-менеджмент в том или ином виде присутствует в их структуре. В данном случае рейтинг нашей компании по международной шкале агентства Fitch Ratings BBB- и национальный РФУ AA+(rus) с прогнозом «стабильный» дают безусловное преимущество. Приезжаешь на переговоры, а клиент подготовлен: распечатана статистика ФСФР по видам страхования, и все страховщики отсортированы по основным показателям деятельности.
По оценкам консультантов Oliver Wyman, до 70% общей премии сегмента находится в так называемой закрытой зоне. Вы согласны с ними?
— Действительно, существует так называемый закрытый рынок — кэптивные страховщики, которые страхуют риски материнских компаний. Есть игроки, которые довольно активно пользуются административным ресурсом. Конкуренция иногда строится даже на уровне взаимоотношений акционеров компаний — при прочих равных выбирают игрока, который смог договориться с владельцами бизнеса. И показатель 70% представляется вполне реальным.
И где конкуренция наиболее ожесточенная?
— Везде. Просто в одном сегменте конкуренция в большей степени зависит от административного ресурса, а в другом, на открытом рынке, она ценовая.
Государство как один из наиболее крупных страхователей к какой зоне рынка относится?
— Государство я не отделяю от крупных корпоративных клиентов. Для нас потенциально интересно сотрудничество со всеми госкорпорациями. В этом сегменте отбор страховщиков идет в соответствии с законом о госзакупках — и требования к участникам самые высокие.
Что, на ваш взгляд, стоит просить у государства для развития корпоративного страхования? Обязательные виды? Налоговые льготы клиентам?
— На мой взгляд, чем больше обязательных видов, тем лучше — страховая культура все равно остается невысокой. Но есть риск, что государство захочет сделать обязательный вид с социальным уклоном в плане тарифов. Здесь я позицию государства понять до конца не могу. Страхование — это не дотация бизнесу, это возможность получать возмещение и правильно планировать свою деятельность. Это коммерческий сегмент, его нельзя сделать совсем дешевым, иначе он будет невыплатным. Есть проблемы в части налогообложения для клиентов. Затраты на основные виды страхования — имущество, грузы — предприятиям можно относить на себестоимость. Но, к примеру, страхование имущества клиенты часто покупают вместе с покрытием риска перерыва в производственной деятельности. Получается, в одном продукте что-то можно отнести на себестоимость, а что-то — нет.
Кроме того, не хватает продуктовой линейки, адаптированной под нужды особенно малого бизнеса. Год назад мы создали отдельное специализированное подразделение по страхованию малого и среднего бизнеса и прочувствовали всю эту проблематику. В этом сегменте желание что-то покупать в принципе очень незначительное. Тут приобретаются продукты, которые в основном являются вмененными: если это лизинг — страхуется предмет лизинга, если кредит — страхуется залог и т. д. И к сожалению, малый бизнес мало внимания уделяет качеству приобретаемого страхового продукта. Кардинально должно поменяться сознание предпринимателей. Необходимо понимание, что именно малому и среднему бизнесу нужна полноценная страховая защита, поскольку этот сегмент не имеет так называемой подушки безопасности в отличие от крупных компаний. И льготы тут должны быть не в области страхования. Речь стоит вести о создании определенных налоговых условий в принципе для ведения бизнеса этого сегмента — налоговые каникулы, упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.
В настоящее время, в пик перезаключения договоров, кто для вас самый желанный клиент?
— Да, пик приходится на четвертый квартал. Одно время все крупные продления были привязаны к 1 января, что создавало пиковую нагрузку на конец года. Теперь она сместилась на ноябрь-декабрь. Даже если формально договор подписывается в январе-феврале, конкурс большинство страхователей проводят заранее. Нам интересен любой клиент, который хочет покупать качественный страховой продукт. В корпоративном бизнесе мы больше ориентированы на крупные компании. Но малый и средний бизнес тоже интересен, несмотря на то что этот рынок не такой емкий, там довольно серьезные затраты на инфраструктуру обслуживания и много мелких договоров со своей спецификой.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 19 ноября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Рейтинги, Тенденции, Тарифы, Управление, Добровольное медицинское страхование, Страхование имущества, Страхование от несчастных случаев, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|