Газета подводит некоторые итоги «автогражданки»: статистика сборов страховых компаний, действие системы «бонус-малус» и ситуация с получением выплат.
Московские новости,
19 ноября 2004 г.
Приключения автогражданки в России 1740 просмотров
За почти полтора года действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцы автомобилей, страховщики и дорожные инспекторы поняли многое Казалось бы, только вчера вся страна обсуждала, что такое ОСАГО, а уже пришло время анализировать большой массив данных, накопленных за время действия новой системы.
Неокончательный расчет
Обязательным страхованием автогражданской ответственности в России занимаются свыше 160 компаний. В лидеры вышли "Росгосстрах" (контролирует 37% рынка "автогражданки"), "РЕСО-Гарантия" (8,8%), "Ингосстрах" (4,4%), "Спасские ворота" (3,8 %).
Одним из главных минусов ОСАГО считается наличие базового тарифа водительских выплат, равного 1980 рублям. Неудивительно, что продолжают звучать предложения уменьшить базовый тариф до 400 рублей и снизить поправочные коэффициенты. К примеру, территориальный - увеличивающий стоимость обязательной страховки для Москвы в два раза - заменить коэффициентом 1,8. Выиграть от этого должны, по идее, все, кроме злостных нарушителей правил дорожного движения. Такая практика существует в большинстве стран.
Но страховые компании, которые получили лицензию на ОСАГО, рассуждают совсем иначе - тарифы и коэффициенты, скорее, надо повышать или по крайней мере оставить на прежнем уровне. Главный аргумент Российского союза автостраховщиков (РСА) - опыт западных стран, где этот вид страхования считается убыточным. Действительно, как только приток денег в страховые компании уменьшился, а выплаты увеличились, о сверхприбылях можно было забыть. А если учесть инфляцию...
Вероятно, рассудит время. Уже к концу ноября должны быть обработаны все накопленные страховщиками данные. Однако, по мнению специалистов, подтвердить или опровергнуть правильность тарифных ставок можно будет, проанализировав данные за несколько лет.
В Министерстве финансов вопрос об изменении страховых тарифов ОСАГО намерены рассматривать только после обработки всей информации за 2004 год и заранее предупреждают, что искусственное уменьшение тарифов "приведет к снижению платежеспособности страховщиков, что в свою очередь повлечет невозможность исполнения ими своих обязательств". Тем не менее можно ожидать, что в следующем году будут утверждены новые поправочные коэффициенты: безаварийный водитель будет платить меньше, но и страховщик в случае снижения количества дорожно-транспортных происшествий окажется в более выгодном положении.
По словам президента Российского союза автостраховщиков Андрея Кигима, к намеченному на декабрь заседанию Государственной думы по вопросам ОСАГО союз четко сформулирует позицию страховщиков по уточнению положений закона и правил страхования.
Впрочем, владельцы автомобилей в увеличении некоторых цифр тоже заинтересованы. Практика первых выплат показала: потолка или страхового лимита, касающегося вреда, нанесенного движимому имуществу (120 или 160 тысяч рублей при одном или нескольких пострадавших соответственно), очень часто не хватает. То ли виноваты автомеханики, дерущие втридорога за свою работу, то ли - участие в ДТП иномарок, для ремонта которых требуются по-настоящему большие деньги... Но получается, что выход один - купить дополнительно полисы добровольного страхования. Хотя и тут есть свои сложности.
Система "бонус-малус"
Специальные тарифные статьи для ветеранов и некоторых других категорий граждан были сделаны с расчетом на то, что их "недоплаченные" риски покроют владельцы дорогих машин. Увы, но и минимальные суммы далеко не всегда по карману малоимущим. Даже при том, что, согласно закону об ОСАГО, автовладельцам, получившим машины через органы социальной защиты, федеральный бюджет компенсирует половину стоимости полиса. Правда, здесь стоит заметить, что малоимущим и престарелым жителям Москвы в этом отношении повезло: буквально на днях столичные власти приняли решение взять на себя расходы на "вторую половину" полиса. Есть лишь одно маленькое "но" - предельный размер компенсации составляет все те же 1980 рублей.
Но несчастья ОСАГО не только от денег. Как известно, кто владеет информацией - владеет миром. Чтобы наказывать многочисленных мошенников и сделать полноценной систему "бонус-малус" (снижение тарифов для тех, кто ездит без аварий, и наоборот), страховым компаниям нужна единая информационная база, а она не создана до сих пор. Занятно, что момент ее появления оттягивают и мелкие, и крупные фирмы, опасаясь обострения конкуренции из-за обмена клиентскими базами данных.
В идеале владелец машины в случае перехода из одной компании в другую должен представить своему новому страховщику справку из предыдущей компании. Эта справка среди прочего содержит так называемую страховую историю - где, когда и при каких обстоятельствах случалось (или не случалось) попадать в ДТП. Пока же автовладельцы могут позволить себе не предъявлять такие справки, мотивируя это различными причинами. Именно поэтому об эффективной системе "бонус-малус" пока говорить не приходится. Между тем она могла бы стать выгодной не только для страховщиков, но и для аккуратных водителей.
Чтобы покончить с мошенничеством и "полисами напрокат", РСА решил создать базу данных уже к концу этого года. Организуемый Федеральный информационный ресурс ОСАГО (ФИР ОСАГО) обеспечит обмен информацией не только между страховщиками, но и между страховщиками и ГИБДД.
Долгая дорога за деньгами
Есть и еще одна большая проблема, которую можно считать истинно российской. Волокита. По мнению всех, кто попадал в ДТП в эпоху обязательного страхования, процедура оформления документов очень затянута. Выплаты не происходят по принципу "утром ДТП, а вечером деньги". На все про все уходит обычно не меньше месяца. И если водители вынуждены обивать пороги различных инстанций для получения многочисленных справок, то сами компании сетуют на долгое рассмотрение запросов, которые они посылают в государственные органы. Конечно, вряд ли столичный мэр оказывался сам в таком положении, но, видимо, и ему рассказали, почем фунт "осаговского" лиха: в начале ноября он посетовал не только на недостаточное количество пунктов оформления страховки, но обратил внимание на "чудовищную волокиту при выплатах страховых премий".
Для создания уже упомянутого нами ФИР ОСАГО нашлось достаточно причин, и страховщики даже решили раскошелиться, чтобы обеспечить автоинспекцию необходимым оборудованием. Пока речь идет о девяти российских регионах, в том числе и о Подмосковье.
Разумеется, если проблемы будут решены и появится федеральный реестр независимых экспертов-оценщиков, а сами страховые компании начнут следить (как обещали) за дорогами, то ОСАГО из банальной обязаловки превратится в инструмент повышения безопасности на российских дорогах. Нина КЛЕБАНОВА
Вся пресса за 19 ноября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|