Финансы и кредит,
23 апреля 2012 г.
Страхование как инструмент стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в ракетно-космической промышленности 3665 просмотров
В статье отмечается, что одной из основных причин последних неудач российской космонавтики является недостаточное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований. Высокие риски, присущие этому виду деятельности, сдерживают приток капитала в предприятия отрасли. Поэтому страхование может стать основным элементом стимулирования инноваций и защиты инвестиций в данную сферу. Определены приоритетные виды космического страхования и предложено создать в структуре Роскосмоса институт лицензированных страховых брокеров.
Россия является одной из немногих стран мира, создавших уникальный ракетно-космический потенциал, позволяющий решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космической техники в интересах: - безопасности; - социально-экономического развития страны; - развития науки и международного сотрудничества; - обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Ракетно-космическая промышленность: - является базовым элементом отечественного космического потенциала; - отличается наукоемкими, высокотехнологичными производственными процессами и создаваемыми изделиями; - обладает высокими инновационными возможностями. Эффективная реализация возможностей данной отрасли способна оказать существенное влияние на развитие экономики России [3, 7, 8, 9, 10, 15]. Ракетно-космическая промышленность - это совокупность предприятий, научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций по разработке, производству, ремонту и модернизации: - боевых ракетных комплексов; - ракетных комплексов космического назначения; - наземного оборудования космических систем; - образцов космической техники гражданского и военного назначения. Профильная промежуточная и конечная продукция ракетно-космической промышленности включается в статистические отрасли «Производство воздушных и космических летательных аппаратов» и «Производство специальных машин и оборудования для различных отраслей экономики». В течение последних пяти лет Россия продолжала терять свои конкурентные преимущества в космической деятельности. Только в 2011 г. из 34 запусков пять закончились потерями космических аппаратов (КА). А если учесть аварию в декабре 2010 г. ракеты «Протон-М», в результате которой было утрачено сразу 3 спутника ГЛОНАСС, то окажется, что вероятность отказа современной российской космической техники составляет более 22%. В СССР в период освоения абсолютно новой космической техники были аварии, в том числе с человеческими жертвами. Но риски, по расчетам авторов, не превышали порога в 4 %. Нынешние потери особенно ощутимы на фоне резкого сокращения числа запусков, среднее значение которых в 1970-1990 гг. составляло около 100 КА в год, а в первое десятилетие XXI в. - чуть более 21 аппарата в год. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что аварии случаются, как правило, с космической техникой, которая была разработана и освоена более тридцати лет назад и сейчас лишь несущественно модернизируется. Административно-командная (плановая) система экономики обеспечивала ресурсами приоритетные инновационные проекты. В результате СССР удалось занять лидирующие позиции в мировом хозяйстве в области освоения космоса, в авиации, энергетике и других наукоемких сферах деятельности. Основной причиной серьезных проблем российской космонавтики является существенное сокращение финансирования космических программ. В 1989 г. оно составляло 3,28 млрд долл., а в 1991 г. снизилось до 0,2 млрд долл. [14] и вплоть до 2004 г. колебалось на уровне 0,3-0,5 млрд долл. [4]. Особая опасность недофинансирования наукоемких производств заключается в латентности наносимого ущерба технологическому развитию в будущем: через 5-15 лет [1]. С 2006 г. в России наметился рост государственных ассигнований на космическую деятельность. Но средств для восстановления отрасли явно недостаточно. Бюджет космического агентства США №ASA почти на порядок превосходит бюджет российского Федерального космического агентства. Решение этой проблемы глава агентства В. Поповкин видит в привлечении инвестиций. «Сегодня мы завершаем реструктуризацию, укрупнение, упорядочивание, оптимизацию внутри отрасли. Идет отказ от непрофильных активов. Конечная цель - выйти на привлечение средств для развития», - заявил руководитель Роскосмоса [12]. Инвестиционная стратегия в космической отрасли может быть построена на росте бюджетного финансирования или привлечении частных инвестиций. Анализ инвестиционной активности российской экономики показывает, что приток капитала в наукоемкие производства обеспечивает гораздо большую эффективность капиталовложений, чем в предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов [16]. Для привлечения капиталов в космическую промышленность Правительство РФ в течение последних пяти лет принимало необходимые меры по улучшению инвестиционного климата в отрасли и в стране в целом. Для такого инновационного вида деятельности, как проектирование и производство космической техники, запуск космических аппаратов и ракет, важнейшей проблемой является экономическая защита инвестиций в специфических условиях. Для инновационных проектов в космической деятельности особенности институциональной среды состоят в следующем [13]: - повышенная секретность, связанная с военной безопасностью страны; - высокая капитало- и материалоемкость продукции и производств; - неспособность частного капитала удовлетворить потребность в значительных финансовых ресурсах; - катастрофические риски. Основным препятствием на пути инвестиций является высокая рисковость проектов, которые присущи космической деятельности. Одним из основных элементов экономической защиты инновационных проектов в космической деятельности служит страхование. Страхование становится важнейшим фактором инновационного развития экономики. Такие наукоемкие виды деятельности, как ядерная энергетика, авиация, космонавтика не получили современного развития, если бы не была построена система экономической защиты от катастрофических рисков, являющихся неотъемлемой частью инновационных проектов в этих видах деятельности. Спецификой страхования космической деятельности можно считать катастрофическую природу и огромные размеры наступающих убытков. Убытки возникают не только вследствие утраты дорогостоящих космических аппаратов и средств доставки их на орбиту, но и возможных разрушений на пусковых площадках. В случае неудачного запуска возможен ущерб: - населенным пунктам; - их инфраструктуре; - экологии не только в стране, осуществляющей запуски, но и в других государствах. Анализ происшествий космической техники за последние пять лет (см. таблицу) позволяет выявить основные причины аварий и определить основные направления страхования космической деятельности. Рассмотрим их подробнее. Заводские дефекты. Как показывает анализ данных таблицы, чаще всего именно заводские дефекты являются причиной многих серьезных аварий, которые закончились потерями КА. Как правило, заводские дефекты обнаруживаются на испытательных, стартовых и технических комплексах и исправляются на предприятиях-изготовителях космической техники. Большую опасность для КА представляют скрытые дефекты, которые проявляются после старта ракеты и, как правило, приводят к потере аппарата. Дефекты, которые обнаруживаются во время функционирования КА на орбите, могут привести к частичной потере его работоспособности, которая в определенных случаях компенсируется резервными устройствами и блоками, включающимися после выхода из строя основного оборудования. Хотя этот метод приводит к увеличению массы и удорожанию КА, но позволяет избежать существенных затрат на запуск нового спутника. Большое значение для надежности спутника, срока его функционирования на орбите имеют поставки для производства материалов и комплектующих, которые в последнее время имеют зарубежное происхождение. Причиной аварий российских спутников зачастую становится отказ электроники, которая собирается в основном из импортных комплектующих. Так, в 2008 г. был потерян аппарат «Космос-2441», в котором, по заявлению бывшего вице-премьера С. Иванова, использовалась некачественная импортная элементная база электроники. Заводские дефекты приводят к значительному сокращению срока службы КА на орбите и к частичной потере их функциональности. Скажем, спутники вещания и связи «Экспресс-АМ22», «Экспресс-МД1», «Ямал-200» и «Ямал-201» имеют неисправности отдельных бортовых систем и агрегатов, не влияющие на выполнение целевой функции. Спутник «Экспресс-АМ2» из-за отказа устройства поворота солнечных батарей используется по целевому назначению не более 10 часов в сутки. У аппарата «Экспресс-AM1» отказала система коррекции орбитального положения спутника. Спутник «Экспресс-А1Р» имеет неустранимые неисправности и используется с существенными ограничениями [5]. Таким образом, почти треть российских спутников гражданского назначения, функционирующих в настоящее время на орбите, имеют различные заводские дефекты, которые значительно снижают срок активного существования КА. Человеческий фактор. Причинами многих аварий космической техники являлись: - ошибки в расчетах; - пренебрежение правилами техники безопасности при монтаже и заправке ракеты; - нарушение правил перевозки КА и пр. Наиболее значительной аварией в последнее десятилетие считается потеря в 2010 г. четырех спутников ГЛОНАСС вследствие ошибки персонала при заправке топливом ракеты. В России в последнее десятилетие космическая отрасль испытывает серьезный дефицит квалифицированных кадров, потерянных в годы экономических реформ, восполнить который в ближайшее время не представляется возможным. Следует отметить, что эти проблемы характерны практически для всех наукоемких и высокотехнологичных видов деятельности. Отрицательное влияние человеческого фактора в ближайшее время будет только усиливаться. Влияние непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). В космосе на КА способны воздействовать различные силы, в том числе и неизвестной природы. Это может быть всплеск излучения, вызванного внезапной солнечной активностью, или столкновение с другими космическими объектами, такими как космический мусор, астероиды, другие КА. Так, спутник связи и вещания «Экспресс-АМН» в 2006 г. столкнулся на орбите с космическим мусором и был потерян. В 2009 г. столкнулись потерявший управление российский «Космос-2251» и американский I№dium 33. В связи с ростом числа запусков космических аппаратов вероятность столкновений с космическим мусором и другими объектами будет возрастать. Катастрофический вид рисков, значительный ущерб и невозможность точного прогнозирования их наступления объективно вызывают необходимость страхования космической деятельности. На запускающей стороне лежит ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, предприятий (третьих лиц) в случаях аварии космической техники, которая регулируется в соответствии с Договором Организации Объединенных Наций (ООН) «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19.12.1966 и Конвенцией ООН «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29.11.1971. Россия является участником этих международных соглашений. Как государство, осуществляющее космическую деятельность (запускающее государство), она принимает все необходимые меры по компенсации причиненного в результате наступления страховых событий ущерба третьим лицам (физическим и юридическим лицам любого государства мира). Основной угрозой для граждан, предприятий и экологической системы является падение частей ракет (ступеней) вне расчетных зон падения и КА при их запуске или схода с орбиты. Как правило, физическое воздействие падающих частей ракет усугубляется серьезным ущербом для экологии: - в отработанных ступенях ракет содержится значительное количество токсичного топлива; - в упавших спутниках могут находиться радиоактивные элементы. Опасность представляют не только КА, но и предприятия космической отрасли и инфраструктура запуска. Важнейшими функциями страхования являются: - передача ответственности за последствия рисков, которую несет страховщик; - контрольная и предупредительная функции. Эти функции реализуются в уменьшении вероятности наступления страхового события и снижении тяжести его последствий. Для этого в договор включаются пункты, согласно которым страхователь полностью или частично лишается страхового возмещения в определенных случаях: - бездействие в критических ситуациях; - умышленное нарушение технологии; - применение некачественных комплектующих и т.п. Страховые организации могут проводить за счет специальных фондов предупредительные мероприятия, снижающие вероятность наступления страховых случаев: - установка более современной пожарно-охранной сигнализации; - введение дополнительного медицинского контроля персонала; - организация контроля качества поступающих материалов, комплектующих и др. Размер страхового тарифа в космической деятельности (и не только) напрямую связан со степенью риска, которая в свою очередь зависит от следующих факторов: - применяемые технологии и оборудование; - квалификация персонала; - надежность поставщиков комплектующих и материалов; - репутация фирмы. Высокие риски (соответственно - и страховые тарифы) должны мотивировать предприятия, участвующие в космической деятельности: - обновлять оборудование; - использовать современные технологии; - обучать персонал. Таким образом, страхование может способствовать научно-техническому прогрессу в этом виде деятельности. В настоящее время разработаны предложения по страхованию космических рисков, которые применяются в зависимости от жизненного цикла космических средств, включающих: - сборку; - испытания на предприятиях-изготовителях; - транспортировку техники на космодром; - страхование пуска и эксплуатации на орбите космического аппарата [11]. Имеют место и предложения от страховщиков по страхованию финансовых рисков (потеря прибыли) и ответственности перед третьими лицами. Однако существующая практика добровольного страхования космической деятельности предусматривает страхование только наиболее рискованных этапов жизненного цикла КА: - рисков запусков; - рисков эксплуатации аппарата на орбите. Анализ различных неисправностей, происшедших с КА за последние 10 лет, показывает, что наибольший ущерб и вероятность аварии возникает во время старта ракеты. Другая группа проблем, которая с достаточно высокой вероятностью может возникнуть после старта, связана с отказом оборудования КА или разгонного блока: - программные сбои, - поломки в системе раскрытия антенн, солнечных батарей и т. п. Эти неисправности, как правило, появляются в период тестового режима работы КА и в течение года с момента запуска. В дальнейшем вероятность аварий снижается. В связи с этим наибольшее распространение получило комбинированное страхование - страхование запуска и первого года эксплуатации на орбите. Страхованию подлежат физическая гибель, повреждение, аварийный запуск космического аппарата, а также его технические характеристики. Аварии в процессе эксплуатации КА могут существенно снизить его способность выполнять свое предназначение или сократить срок активного существования на орбите. По данным аналитиков Ингосстраха [2], средние страховые ставки на мировом рынке страховых услуг составляют 10-12% и имеют тенденцию к снижению. Однако для российских КА и запусков ставки значительно выше. Это объясняется: - высокими рисками, присущими отечественной технике; - низким рейтингом российских страховых организаций и страны в целом. Несмотря на растущий интерес к космическому страхованию за рубежом, многие российские запуски КА остаются незастрахованными. Потерянные в 2010-2011 гг. грузовой корабль «Прогресс М-12М» и РН «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС не были застрахованы. Другие КА, запускаемые в интересах государства, как указал С. Иванов, выступавший на коллегии Роскосмоса в начале 2011 г., страхуются не на полную сумму, хотя иностранные коммерческие запуски страхуются полностью по рыночной цене [17]. Проблема страхования российской космической деятельности, по мнению авторов, заключаются в институциональной конструкции отрасли, которая не дает возможности полностью реализовать все функции страхования. На начало 2012 г. в космической отрасли было занято более сотни предприятий, организационно-правовая форма которых - федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и акционерные общества с участием государства(1). Соответственно, если в смету финансирования не заложены расходы на добровольное страхование, то предприятия не имеют мотивации расходовать прибыль на страхование своего имущества, перевозку космической техники, запуск и эксплуатацию КА. При существующих в российской практике достаточно высоких ставках страхования для предприятий космической отрасли более рациональным вариантом экономической защиты окажется создание резервных экземпляров КА, которые можно использовать в дальнейших запусках. В связи с последними неудачами Роскосмос запросил у государства 1,97 млрд руб. на страхование своих запусков. Однако в список страховой программы не вошли корабли, стартующие к МКС, и запуски спутников «ГЛОНАСС», которые не будут застрахованы в связи с тем, что в рамках Федеральной космической программы предусмотрено изготовление резервных грузовых кораблей «Прогресс» и транспортных кораблей «Союз-ТМА», а также из-за высокой надежности кораблей [6]. Вместе с тем вопрос - на какую сумму была застрахована та или иная космическая техника, не является приоритетным. В условиях дефицита выделяемых на страхование средств важно определить, от каких рисков должен быть застрахован объект и кто является страхователем. На различных стадиях жизненного цикла космического проекта угрозы могут возникать не только для КА и ракеты-носителя, но и для технологического оборудования, зданий, сооружений предприятий-изготовителей, а также стартовых и технических комплексов. Их разрушение или повреждение существенно повлияет на развитие всей космической отрасли в целом. Риски повреждения космической техники возникают и при ее перевозке от предприятия-изготовителя на космодром. Только в 2010 г. при железнодорожных перевозках получили повреждения ракета-носитель «Протон-М» и космический корабль «Союз ТМА-20». Для определения приоритетных видов и объектов космического страхования следует проанализировать типичный алгоритм взаимодействия страхователя и страховщика, включающий следующие основные процедуры: - страховщику поступило заявление на страхование запуска и эксплуатации КА (спутника); - страховщик изучает технические характеристики, назначение, условия эксплуатации КА, статистическую информацию и определяет условия страхования данного объекта и страховой тариф; - заключается договор страхования, страхователь (ФГУП - собственник спутника) оплачивает страховщику согласованный страховой тариф; - во время вывода КА на расчетную орбиту из-за неисправности ракеты-носителя (разгонного блока) происходит авария, наступает страховой случай; - страховщик из своих резервов выплачивает страхователю (ФГУП - собственнику КА) страховую сумму; - страхователь после проведенного расследования предъявляет регрессные иски к виновникам аварии (ФГУП - изготовитель ракеты-носителя); - виновник аварии (ФГУП - изготовитель ракеты-носителя) компенсирует ущерб страховщику. Отметим, что при имущественном страховании КА, запускаемых в интересах государства, денежные средства переходят со счетов одного государственного предприятия (ФГУП) на счета другого транзитом - через фонды частных страховых организаций. В этом случае страхование не выполняет своих функций и не может быть рекомендовано как инструмент экономической защиты государственных инвестиций. По мнению авторов, страховая защита космических запусков в интересах государства в основном должна быть направлена против рисков потери КА на орбите, когда нет возможности расследовать причины аварии и уверенно определить ее виновников. Половина происшествий с российской космической техникой за последние пять лет произошла как раз на орбите, и причины аварий выяснены лишь с некоторой долей достоверности. Одним из приоритетов в космическом страховании должно стать страхование ответственности предприятий - изготовителей космической техники. По убеждению некоторых экспертов, основными причинами аварий являются различные заводские дефекты и брак. А так как в реализации космического проекта принимает участие большое число исполнителей, то довольно сложно определить ответственность каждого из партнеров в той или иной аварии. Поэтому необходимо страховать ответственность всех исполнителей проекта за ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц (в том числе и собственника КА), при осуществлении запуска, испытаний и эксплуатации космического аппарата. В случае аварии от финансовых потерь будет защищен не только страхователь, но и пострадавшая (третья) сторона, так как у виновника аварии может не быть достаточно средств, необходимых для возмещения ущерба. Свою ответственность должны застраховать: - предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты космической отрасли; - предприятия - разработчики КА; - предприятия, обеспечивающие подготовку и запуск ракетно-космической техники. Особенностью страхового рынка космической деятельности в России является повышенная секретность, ограждающая все стадии жизненного цикла космического проекта. Это не дает возможности страховым компаниям досконально изучить все особенности проектирования, производства и эксплуатации космической техники. Недостаток информации приводит к ошибкам в оценке рисков. В сложившейся ситуации, когда на предприятиях космической промышленности одновременно могут изготавливаться, испытываться и проектироваться научные, коммерческие и военные КА, допуск для анализа рисков представителей различных страховых организаций может быть преждевременным. Для решения этой проблемы имеет смысл привлекать лицензированных страховых посредников, имеющих допуск к государственной тайне. На страховом рынке действуют посредники между страховой организацией (страховщиком) и клиентом (страхователем) - страховые агенты и брокеры. Страховой агент - это физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты успешно действуют на рынке при наличии множества потребителей страховых услуг. В космической деятельности ситуация обратная: имеется множество конкурирующих между собой отечественных и зарубежных страховых организаций, претендующих на заключение договоров на практически монополистическом рынке космической деятельности. Страховой брокер осуществляет посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя. Иными словами, брокер - это агент страхователя, клиента, который нуждается в страховых услугах. На зарубежных рынках страховых услуг наблюдается весьма активная деятельность брокеров, которые представляют интересы страхователя. Мировая практика показывает, что в страховании крупных рисков участвуют несколько компаний, и для организации страхования клиент (страхователь) обращается к брокерам. Страховой брокер оценивает возможность вероятного ущерба и подбирает страховые организации, которые хотели бы принять на свою ответственность определенные доли этого риска. Брокер может способствовать созданию так называемого страхового пула - соглашения между страховыми организациями в целях обеспечения финансовой устойчивости на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенных от имени участников пула. Страховой брокер является представителем страхователя. Это, как правило, федеральные государственные предприятия (ФГУП) или акционерные общества с участием государства, которым выделены бюджетные средства на организацию страховой защиты. Поэтому следует ожидать, что организационно-правовая форма посредника, представляющего государственные интересы, - это предприятие или агентство, контролируемое государством. Сотрудники предприятия должны иметь соответствующую квалификацию и допуск к государственным и военным секретам. Для правильной оценки риска страховой брокер досконально изучает документацию, технологию и особенности КА, репутацию предприятий-производителей космической техники. После оценки страховой суммы, которая может быть выплачена в качестве компенсации ущерба, проводятся актуарные расчеты, где определяются условия страхования и тарифная ставка. Далее брокер подбирает такие страховые организации, финансовое состояние которых может покрыть предлагаемые риски. Страховые компании, как правило, доверяют брокеру в оценке риска и экономят время и средства на поиск и переговоры с потенциальным клиентом, определение степени риска и прочую работу. Страхователю также удобно иметь дело со страховым брокером, нежели с множеством агентов страховых компаний, у которых свои правила и тарифы. Кроме того, можно ожидать, что брокер дорожит своей репутацией и выплатит страхователю компенсацию в случае ошибок в расчетах или выбора неплатежеспособной страховой компании. Предприятия, задействованные в реализации космических проектов, должны сотрудничать с лицензированными страховыми брокерскими конторами, которые способны: - оценивать риски; - рассчитывать тарифы; - подбирать надежные страховые компании; - распределять между ними ответственность; - организовывать тендеры или иные конкурсы. В условиях дефицита государственных средств, выделяемых на космическое страхование, наиболее приоритетными направлениями страхования должны стать: - защита КА во время их эксплуатации на орбите; - ответственность предприятий космической отрасли. По мнению авторов, эти предложения позволят существенно улучшить инновационный и инвестиционный климат, что будет способствовать широкому привлечению капитала в космическую деятельность.
Список литературы
1. Авдонин Б.Н., Хрусталёв Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука. 2010. 2. Башлай А. Анализ современного состояния рынка страхования космической деятельности. Материалы XVI ежегодной конференции РААКС «Актуальные вопросы авиационного и космического страхования». М. 2011. 3. Бендиков М.А., Фролов И. Э., Хрусталёв Е. Ю. Российская космонавтика на мировом космическом рынке // Мировая экономика и международные отношения, № 4. 2000. 4. Крылов А. Сравнительный анализ финансирования гражданских космических программ России, Китая, Индии и США. Специализированный справочник «Спутниковая связь и вещание». М.: Гротек. 2012. 5. Крылов А. Сравнительный анализ развития российской орбитальной группировки КА гражданского назначения и орбитальной группировки Eutelsat. Технология и средства связи. М.: Гротек. 2010. 6. Куденко А. Запуски кораблей к МКС не вошли в страховую программу Роскосмоса. URL: http://www.ria.ru/scie№ce/20111024/469059387.html. 7. Макаров Ю.Н., Пайсон Д.Б. и dp. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России. М.: ЗАО «НИИ «ЭНЦИТЕХ». 2008. 8. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Концепция развития ракетно-космической промышленности (состояние и тенденции развития) // Концепции. 2009. № 2. 9. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономический анализ ракетно-космической промышленности России // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. 10. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Экономическое обеспечение безопасного функционирования и развития ракетно-космических производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 5. 11. Медведчиков Д. А. Рынок страхования космических рисков: история, динамика развития, виды страхования, краткосрочные перспективы. 2005. URL: http://www/iNsuriNfo.ru/a№alysis/263. 12. Поповкин В. А. Выступление на заседании круглого стола «50 лет полета в космос. Перспективы развития пилотируемых программ», прошедшем в рамках XV Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. URL: http ://www.federalspace.ru. 13. Славянов А. С. Проблемы экономической защиты инвестиций в институциональной среде российской экономики. Теория и практика институциональных преобразований. Сборник научных трудов / под ред. Б. А. Ерзнкяна. М.: ЦЭМИ РАН. 2011. 14. Финансирование космической отрасли России // Новости космонавтики. 1996. № 9. 15. Хрусталёв Е.Ю., Макаров Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. 16. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А. С. Методология формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. 17. Шадрина Т. Спутники спутали планы // Российская газета от 01.03.2011.
(1) Участие государства может выражаться не только в доле в уставном капитале фирмы, но и в распределении заказов, аренде площадей, финансировании и т. п.
Ю. Н. МАКАРОВ, доктор экономических наук, начальник Управления стратегического планирования и целевых программ E-mail: uokp@roscosmos.ru Федеральное космическое агентство Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru Центральный экономико-математический институт РАН А. С. СЛАВЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: aslavianov@mail.ru Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 11-06-00348-а).
Вся пресса за 23 апреля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Космическое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|