ИТАР-ТАСС,
1 февраля 2013 г.
Создать мощную и эффективную систему на всех финансовых рынках – руководитель ФСФР России Дмитрий Панкин 556 просмотров
О развитии инфраструктуры, построении МФЦ в России и защите прав инвесторов, в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС рассказал руководитель ФСФР России Дмитрий Панкин.
Мегарегулятор
- Создание мегарегулятора является одной из Ваших приоритетных задач. Что лежит в основе предложения объединить регулирование и надзор на финансовых рынках в рамках одного ведомства?
- Причин было две. Первая, объективная, состоит в том, что финансовые рынки сейчас интегрированы. И некорректно говорить о том, что банковский сектор существует отдельно от рынка ценных бумаг, страхового рынка или рынка пенсионных накоплений. Поэтому логично, если регулятор покрывает все сферы финансового рынка.
Субъективная причина состоит в том, что сейчас у службы слишком мало ресурсов. Так, в надзорных органах Центробанка приходится примерно по семь человек на один банк. У нас общая численность службы после очередного сокращения составляет около 1300 человек. А ведь мы покрываем все финансовые рынки, регулируем деятельность тысяч микрофинансовых организаций, регистрируем десятки тысяч эмиссий. На все это нам не хватает ресурсов и людей.
Правительству решать для одного ведомства чисто технические вопросы, связанные с увеличением численности, с повышением уровня оплаты труда, очень сложно. Легче все решить через присоединение ФСФР к Центральному банку. Следует отметить, что у нас в ведомстве, по сравнению с рынком, существенно более низкий уровень оплаты труда. Как следствие, мы не можем привлечь грамотных сотрудников.
- Но любое изменение связано с потенциальными рисками.
- У нас существовали опасения в части возникновения потенциального конфликта интересов и непростой процедурой присоединения. Поэтому, с учетом предложений, с которыми правительство вышло на президента, было принято оптимальное решение: на первый период мы сохраняем службу, как самостоятельное структурное подразделение в рамках Центрального банка. Другими словами, полной интеграции службы с Банком России не происходит, как и не происходит применения единых подходов к регулированию и надзору, которые сложились к профучастникам – кредитным организациям. Мы берем время, чтобы посмотреть на технологии и процедуры, которые используются при регулировании и надзоре за банками.
- Какова конечная цель? Ожидаете полной интеграции?
- Цель – создание единого регулятора. Конечная цель – создать мощную и эффективную систему регулирования и надзора на всех финансовых рынках путем объединения двух ведомств.
Инфраструктура
- Кризис 2008 года наглядно продемонстрировал, что управление рисками является важнейшим элементом в деятельности банков. При этом природа рисков в коммерческих и инвестиционных банках абсолютно разная. Не имеет ли смысла России рассмотреть возможность разграничения данных видов деятельности, как это было сделано в США в 30х годах прошлого века законом Гласса-Стигала?
- Разграничение видов деятельности согласно закону Гласса-Стигала мне кажется достаточно тупиковым направлением развития. Жесткое разграничение коммерческо-банковской и инвестиционно-банковской деятельности – мертвое занятие. Ведь мы видим, как участники финансовых рынков постоянно пытаются интегрироваться, объединяться в холдинги.
Другое дело, что надо четко понимать риски. И вопрос не в искусственном разграничении, а в понимании рисков. Есть риски, связанные с инвестиционно-банковской деятельностью, с вложениями банками собственных средств в рискованные продукты, с рисками, связанными с операциями с ценными бумагами. И есть риски банков при кредитовании заемщиков. Должно быть не только понимание этих рисков, но и грамотное управление ими.
- Какие шаги планирует предпринять ФСФР по возврату "ушедших" торговаться заграницу эмитентов?
- Административными запретами вряд ли мы сможем решить проблему. Да и не целесообразно это. Важнее другое - создать благоприятные условия внутри страны.
Для этого мы, прежде всего, провели объединение двух бирж и создали ликвидную площадку. Сейчас завершили другой проект – центральный депозитарий, чтобы иностранным инвесторам было удобно работать на российском рынке. Дальше будем ставить вопросы о совершенствовании технологий биржи, чтобы было как можно меньше сбоев, о снижении размеров биржевых комиссионных, об упрощении стандартов эмиссии. В декабре прошлого года был принят закон, в котором упрощаются процедуры эмиссии и облегчаются для эмитентов вопросы выхода на российские площадки.
- Как Вы относитесь к планам размещения акций "дочек" государства на зарубежных площадках?
- Если мы говорим о развитии финансового рынка в России, в Москве, то я неоднократно уже говорил об этом публично, что проводить приватизацию надо в России. Для этого мы создали центральный депозитарий, в котором появилась у иностранных инвесторов возможность открытия счетов номинального держания. Поскольку базовые вещи решены, значит можно размещаться в России.
- Существует ли у регулятора мнение на тему, сколько нашему рынку нужно бирж?
- Я бы не говорил о том, что у регулятора должно быть мнение на этот счет. Пусть рынок сам определяет. Главное – это ликвидность. А будет одна биржа или две, или это будет одна биржа, у которой есть товарная, финансовая, валютная секции, либо это будут разные биржи – не принципиально. Важно, чтобы рынок был ликвидным, чтобы инвестору было удобно на нем работать, чтобы между этими биржами были построены эффективные системы взаимодействия. Мировая тенденция в этом вопросе состоит не только в объединении бирж, но и в создании единых клиринговых и расчетных систем. Сами биржевые площадки могут быть разными.
- Ваше мнение о возможной интеграции Московской биржи в мировую биржевую систему?
- Если какая-то иностранная биржа купит акции Московской биржи, то я ничего страшного в этом не вижу. Биржа должна работать по определенным правилам, какие мы сейчас стараемся выстроить. Значительно важнее порядок определения тарифов, порядок надзора за деятельностью биржи, порядок установления правил биржевой торговли. А кто будут акционеры биржи – не принципиально.
- Какие преимущества российским биржам может дать иностранное участие?
- Важно регулирование биржи, порядок ее работы. Структура акционерного капитала, как я уже отметил, не принципиальна: будет ли акционером биржи Сбербанк или какой-то другой международный банк. Главное, чтобы действия акционера не были направлены на удушение положения биржи, на остановку ее развития.
- Не приведет ли открытие в центральном депозитарии счетов Euroclear и Clearstream к окончательному перетоку ликвидности на зарубежные площадки?
- Опасность такая есть. Осенью прошлого года проходило много дискуссий по поводу открытия счетов Euroclear и Clearstream. Опасность состоит в том, что иностранные инвесторы откроют счета и держать бумаги будут у нас, а вот торговать ими – в Лондоне. Поэтому было принято решение о поэтапном открытии. Сейчас мы открываем счета Euroclear и Clearstream по облигациям, а в 2014 году откроем им счета по акциям. Наша задача состоит в том, чтобы за год улучшить инфраструктуру, создать более удобные условия для торговли на нашем рынке.
МФЦ
- Какую цель преследуют власти, продвигая идею создания МФЦ в России?
- Цель - продажа финансовых услуг на территории России, а не в Лондоне или во Франкфурте.
- В чем мы уступаем по привлекательности западным площадкам?
- Главная – ликвидность. Объем торгов, объем денег, которые работают на рынке. Почему торгуют в Лондоне? Там больше ликвидности, легче продать.
- Как решить эту проблему?
- Необходимо стимулировать внутренних долгосрочных инвесторов – пенсионные фонды, страховые компании, частных инвесторов. Об этом мы неоднократно говорили. Создать, по крайней мере, равные налоговые условия для частного инвестора, который работает на рынке ценных бумаг в сравнении с рынком депозитов. Тогда на рынке появятся средства внутренних инвесторов.
Второй важный блок – инфраструктура: центральный депозитарий и единая биржа, в рамках которой утверждены конкурентные тарифы и на которой отсутствуют технические сбои.
И третий блок – это как раз размещение приватизируемых пакетов на российских биржах.
Защита прав инвесторов
- Ведется ли работа в направлении создания эффективных механизмов защиты прав держателей?
- Да. Это важный момент - мы разработали поправки в закон о рынке ценных бумаг, касающиеся защиты прав владельцев облигаций и они уже прошли первое чтение. Сейчас готовим поправки ко второму чтению.
- Какая процедура дальше?
- Хотелось бы, что бы второе чтение состоялось в весеннюю сессию. Однако в первом квартале текущего года предстоит разработать огромный массив законодательных и нормативных актов в связи с формированием единого регулятора.
- Планируются какие-либо изменения в области корпоративного управления?
- Корпоративное управление – непростой вопрос и здесь все сложнее, в сравнении с предыдущей ситуацией. Мы упираемся в противоречие: есть компании, и таких ситуаций множество, когда какой-нибудь один небольшой акционер пытается всеми силами испортить жизнь крупной компании и настаивает на каких-то особых условиях, фактически шантажируя ее. С другой стороны, мы наблюдаем множество ситуаций, когда крупная компания игнорирует права мелких акционеров. Наверное, это сейчас даже более типично для нас. И здесь требуется определенная корректировка законодательства в пользу усиления прав мелких акционеров. Работа эта более тяжелая, но она в этом году, безусловно, будет продолжена.
- Принудительный выкуп акций. Какая работа ведется в данном направлении?
Мы сталкивались с этими ситуациями, нами вносились предложения. Необходимо менять законодательство, касающееся принудительного выкупа акций.
- Как Вы относитесь к идее «народных» IPO?
- Надо осторожно подходить к участию широких масс населения в IPO. Слишком агрессивная политика и искусственное стимулирование распределения акций среди широких слоев населения опасно. Человек должен понимать все финансовые риски, и что ему не гарантирован возврат вложенных средств. Что это не счет в банке, в котором возврат фактически гарантирован государством. На фондовом рынке можно больше выиграть или больше проиграть. И человек должен это понимать. Но это надо объяснять людям через финансовое просвещение.
Юрий КОЗЛОВ (ИТАР-ТАСС, Вена)
Вся пресса за 1 февраля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Инструменты, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|