В минувшем году страховщики смогли нарастить сбор премий в сегменте «автогражданки» всего на 4,5%, хотя еще в начале года темпы роста рынка достигали 9%. Это произошло из-за падения сбора премий осенью. Однако компании сокращали не только свои доходы, но и расходы — темпы роста выплат упали в несколько раз, до 6,8%. Сложная ситуация на рынке вынуждает его участников проводить оптимизацию своих страховых портфелей.
Рынок «автогражданки» начал стагнировать. В сентябре-декабре 2012 года страховые компании (СК) столкнулись с 3,3-процентным падением сбора премий от ОСАГО. В осенне-зимний период СК получили на 28,2 млн грн меньше платежей (823 млн грн) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Одновременно с этим выплаты пострадавшим снизились на 5,7%, или 19,8 млн грн — до 328 млн грн, хотя еще в I полугодии темпы роста выплат достигали 17% на фоне 9,2-процентного увеличения доходов от ОСАГО.
Лишь благодаря высоким темпам в начале 2012 года по его итогам страховые компании удержали рынок от падения: премии выросли на 4,5%, до 2,4 млрд грн, следует из данных Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ). Страховщики урегулировали 109,6 тыс. дел (+5,7%), по которым выплачено 976 млн грн (+6,8%). Упало количество заключенных договоров — на 0,9%, до 8,3 млн шт. В тройку лидеров по количеству проданных полисов и объему выплат вошли «Оранта», «Провидна» и ТАС.
Несмотря на то что сумма страховых выплат снизилась, генеральный директор МТСБУ Борис Визиров на общем собрании членов бюро в четверг заявил об уменьшении среднего срока выплат. Это позволило бюро начать оценивать качество урегулирования дел СК, исходя из срока в 120 дней вместо прежних 150 дней. Доволен работой рынка и глава Нацкомфинуслуг Андрей Стасевский: «На рынке страхования автогражданской ответственности более 90% компаний добросовестно выполняют взятые обязательства». Исходя из общего количества игроков рынка в 84 СК, господин Стасевский намекнул на недобросовестные действия восьми игроков.
Попытку объективно оценить рынок МТСБУ предприняло в отчетности за девять месяцев, когда бюро отдельно подсчитало «сумму убытка по полученным требованиям о возмещении» и «насчитанную сумму страхового возмещения по требованиям, по которым одобрена страховая выплата». Оказалось, что темпы роста заявленных сумм (+21,5%) были существенно выше темпов роста выплат (+16,7%), поэтому доля выплаченных средств упала с 85,7% до 82,3%. В последующие месяцы МТСБУ не рассчитывало этот показатель и даже изъяло его из сентябрьского отчета.
Достижение рынком пределов роста заставляет СК улучшать прибыльность этого сегмента. «В прошлом году мы сознательно отказались от ряда каналов продаж «автогражданки», которые делали этот бизнес нерентабельным, что привело к сокращению портфеля компании на 10-15%»,— говорит глава правления СГ ТАС Павел Царук. Такая же политика и у СК «Княжа» (входит в топ-10 по количеству проданных полисов). Оптимизируются и расходы страховщиков. «В этом году нам удалось уменьшить выплаты за счет того, что мы стали самостоятельно заниматься урегулированием убытков, хотя раньше отдавали эту задачу на аутсорсинг»,— объясняет председатель правления СК «Княжа» Дмитрий Грицута.
Однако на рынке остаются проблемы с урегулированием страховых событий. «Ряд компаний, в том числе среди лидеров, существенно затягивают выплату возмещений, что бьет по репутации всех страховщиков»,— отмечает Дмитрий Грицута. В основном затягиваются выплаты в крупных городах. «80% нашего портфеля сформировано за счет договоров ОСАГО в небольших городах и сельской местности, где убыточность, как правило, самая низкая. Но даже при этом мы, будучи на третьем месте по количеству проданных полисов, оказались на втором по выплатам. Большинство страховщиков работают в Киеве, при этом уровень выплат у них оказывается ниже»,— говорит Павел Царук. Среди примеров жесткой ценовой конкуренции страховщики приводят случай, когда в январе на одном из сайтов продажи скидок предлагались полисы ОСАГО компании «Инкомстрах» с дисконтом 50% за счет комиссионного вознаграждения посредника СК.
Если учесть тот факт, что с рынка «автогражданки» регулярно уходят проблемные игроки, то уже сформировался сегмент компаний, которые зарабатывают на потерпевших. «К пострадавшим и ожидающим выплат клиентам обращаются представители финансовых компаний и предлагают им получить 50% страховой выплаты. Взамен они переписывают на себя претензию пострадавшего,— рассказал неофициально юрист одного из потерпевших.— В случае банкротства страховщика финкомпания получает средства либо из фондов МТСБУ, либо от виновника ДТП, либо от продажи ликвидной массы компании-банкрота». С таким предложением уже обращались к пострадавшим, ожидающим страховой выплаты от СК «ИнтерТрансПолис».
Виктория РУДЕНКО
О чем договорились страховщики рынка ОСАГО
Общее собрание страховщиков-членов Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) 14 февраля утвердило план работы бюро на 2013 год. Ему поручено подготовить проекты документов о внедрении электронного полиса и механизма прямого урегулирования, разработать механизм дифференцированных отчислений в централизованные страховые резервные фонды в зависимости от степени риска при страховой деятельности (например, в зависимости от соблюдения страховщиком актуарно-обоснованной тарифной политики), ввести обязательную регистрацию страховых агентов, создать контакт-центр для консультирования страхователей. Страховщики также поддержали внедрение единой системы расчетов коэффициента «бонус-малус» по информации центральной базы данных МТСБУ и ГАИ. В ассоциированные члены МТСБУ были приняты «Юнисон-Гарант» и «Нефтегазстрах», исключены из состава бюро — «Укрнафтатранс» и «Металлург». В МТСБУ входит 84 компании.
Вся пресса за 18 февраля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Мероприятия, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|