Финмаркет,
7 марта 2013 г.
Четыре «революции» в подготовке отчетности ждут страховщиков в 2013 г. 1451 просмотр
Российские страховщики готовятся к «премьере»: через месяц наступит срок первой в истории российского страхования всеобщей сдачи годовой отчетности по МСФО. Главный бухгалтер САО «Гефест» Надежда Моросанова в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» сообщила, что ждать нужно сразу несколько революций в области подготовки отчетности в 2013 году, Она также рассказала, как готовятся к испытанию в компании «Гефест».
- Надежда Геннадьевна, апрель не за горами, к середине весны российские страховщики впервые должны подготовить и сдать в надзор отчетность по МСФО, которая будет охватывать не только 2012 год, но и содержать данные за два предшествующих года. Как ваша компания готовится к этому испытанию, кто будет проводить аудит по МСФО?
- Несколько лет назад мы в компании уже обсуждали перспективы формирования отчетности по стандартам МСФО, проводили консультации с представителями «большой четверки». Нам стало ясно: даже если мы приглашаем аудиторскую организацию для проведения подобной работы, весь основной объем трудозатрат ложится на плечи сотрудников компании. В частности, поэтому руководство «Гефеста» приняло решение о том, что отчетность по МСФО мы готовим сами. Наши аудиторы, естественно, оказывают помощь: предлагают нам для заполнения обширные таблицы, которые имеют аналитические позиции по каждому активу и инструменту. Это колоссальный объем работы.
- Каковы первые шаги в этом направлении для вашей компании?
- В настоящее время наши аудиторы подготовили для нас план перехода на МСФО, который содержит конкретный перечень задач и сроки их исполнения. Я знаю, что некоторые компании содержат две бухгалтерии, которые параллельно собирают и готовят отчетность по РСБУ и по МСФО. Но это все же редкость. Полагаю, что большинство отчетов страховщиков по МСФО пройдут через трансформацию данных, полученных по РСБУ, в данные по международным стандартам. Наши партнеры, как и многие другие аудиторские компании, в настоящее время сосредоточены на технике перевода с языка РСБУ на язык МСФО.
- Ваши аудиторы когда-нибудь выполняли подобную работу?
- Наши партнеры никогда не сталкивались на практике с задачей организации проверки отчетности для страховщиков, подготовленной по международным стандартам. Они, конечно, знают теорию и заблаговременно начали подготовку к новому проекту. В частности, наши аудиторы заранее занялись переводом данных российской отчетности на язык МСФО. Они делали это для организаций из других секторов рынка. Ведь не только к страховщикам в 2013 году законодатель предъявляет требование создания отчетности по МСФО.
Вот и получается, что аудиторы как бы вводят нас в пространство МСФО, создают «упаковку» для отчета, но ее наполнение зависит от нас. До сих пор мы любые задачи выполняли своим коллективом, и с этой задачей тоже справимся. Конечно, это большая дополнительная работа: придется забыть о выходных, нельзя болеть. Нам дано 120 дней после отчетного периода на подготовку отчета по МСФО. Сроки запредельно малы, особенно для начального периода. Горячая пора, думаю, наступила для большинства финансовых подразделений российских страховых компаний.
- Все так серьезно?
- Очень. Мы - уникальная страна, где одновременно вводится МСФО и меняются подходы к отчетности по РСБУ, сформированной в соответствии с ПБУ. Российским страховщикам предстоит в этом году пройти через четыре «революции» в системе бухучета. К отчетности по МСФО добавьте освоение грядущих изменений в сфере РСБУ. А все дело в том, что и отчетность по РСБУ в этом году по решению регулятора (новый приказ Минфина РФ № 109н) должна существенно меняться: идея в том, чтобы постараться приблизить ее к отчетности по МСФО. Также уже в этом году могут проявиться новые методологические подходы к учету и отчетности страховщиков после создания мегарегулятора на основе Банка России.
- Придется углубляться в технические подробности?
- Не станем. Просто приведу такой выразительный пример. МСФО и российский бухучет принципиально отлично трактуют положение об отражении в учете расходов. Российское законодательство признает только те расходы, которые уже подтверждены первичными документами на полную сумму. Поэтому для отражения, например, расходов на аренду мне нужно дождаться выставленного счета или получить акт выполненных работ.
В отчетности по МСФО кардинально иной подход. Вы высчитываете среднеарифметический размер месячного платежа и закладываете в расходы. А в следующий месяц остается его только скорректировать с учетом данных о реально полученном счете на оплату или акте. То есть в этом году из-за внедрения отчетности по МСФО бухгалтерии страховщиков должны параллельно освоить принципиально новую методологию, не забывая при этом о старых российских ПБУ.
Также ожидаются большие перемены в требованиях к отчетности страховых компаний, которая готовится для ФСФР в порядке страхового надзора. Пока мы не знаем, что именно от нас потребует ФСФР. Но внутренне готовимся к большей загрузке. Хотелось бы, чтобы все предложенные страховщикам революционные изменения взвешивались регулятором по совокупности, в комплексе.
- Некоторое время назад законодатели обсуждали предложение об усилении ответственности страховщиков за искажение информации, представленной в надзор, и даже вплоть до введения уголовной ответственности за искажение бухотчетности. Если бы поправка была принята, а компании вошли в эпоху нескольких накладывающихся друг на друга реформ в бухучете, что ждало бы страховщиков в период «обкатки» новых методов?
- Нам не нужно принимать дополнительных законодательных мер по повышению ответственности исполнителей на страховом рынке. Ответственности и так достаточно. Просто надо спокойно завершить все начатое. Результат не замедлит проявиться. В этом случае надзор, к примеру, получит отчетность по РСБУ, приближенную к стандартам МСФО, с подробными пояснениями страховщика по всем значимым пунктам. Разве это не дает прозрачности?
- Справятся ли IT-системы страховых компаний со столь обширными задачами?
- Тема непростая. Возможности программного обеспечения в страховом сегменте традиционно отстают от запросов и потребностей компаний. Скажу больше: программисты не хотят браться за работу со страховыми компаниями. Это очень трудоемкая работа, поскольку она требует глубокого осознания страхового бизнеса, понимания экономических закономерностей, различных систем учета и баз данных. Полученный IT-компанией продукт затем практически невозможно продать другому страховщику после умеренной доработки, поскольку требования у всех заказчиков совершенно разные.
В принципе в перечне задач органа страхового надзора всегда была та, что связана с лицензированием программного обеспечения для страховщиков. Но до этого дело так никогда и не доходило, соответствующих специалистов в штате органа страхового надзора не было и нет. До сих пор надзор практически игнорирует задачу по лицензированию программного обеспечения для ведения учетных операций в страховых компаниях. Надзор сузил эту трудную, объемную задачу до простейших программ, предназначенных для сдачи отчетности страховыми организациями. Традиционно эти IT-задачи отдаются на аутсорсинг, а страховой надзор выступает заказчиком. Рождается некий IT-продукт, который на коммерческой основе реализуется всему страховому рынку накануне срока сдачи очередной отчетности. Создается ситуация, при которой страховщики вынуждены платить деньги за продукт, разработанный без учета потребностей и позиций самих компаний.
Для сравнения скажу, что в Банке России лицензирование IT-продуктов ведется давно, есть несколько рекомендованных лицензионных разработок и профильные специалисты в штате самого Центробанка. Фундаментальная задача для страхового рынка сегодня - преодолеть негибкое IT-обеспечение и решить эту проблему.
- Значит, создание мегарегулятора на базе Банка России поможет страховщикам решить давнюю IT-проблему?
- В каком-то смысле - да. ЦБ РФ каждый день проводит операции на рынке и отлично понимает, как банки работают технологически. Поднадзорные банки открывают корсчета в ЦБ РФ, проводят расчеты. Все в теме, у всех общие подходы и понимание природы вещей.
Опасения, которые высказываются финансовыми службами страховых компаний относительно присоединения ФСФР к Банку России через создание мегарегулятора, лежат совершенно в другой плоскости. Для нашей отрасли они носят скорее методический характер.
- С чем они связаны?
- Например, с тем, что к страховщикам могут предъявляться требования, как и к коммерческим банкам, без учета специфики ведения нашего бизнеса. Мы опасаемся, что от нас будут требовать предоставить «красивую картинку» на любой момент времени. А это принципиально невозможно.
- Что Вы подразумеваете под «красивой картинкой»?
- Банк России вправе ожидать от банков предоставления отчетности по соблюдению нормативов на ежедневной основе.
- А страховщикам мешает отсутствие технической базы?
- Не только. Природа банковской услуги такова, что клиент сам ищет ее, непременно приходит в офис банка для открытия расчетного счета, оформления депозита или кредита. Согласитесь, ни один серьезный банковский договор не будет заключен вне банковских стен. Ни одна проводка не будет отражена без полного перечня документов.
- При чем здесь это?
- А при том, что значительная часть продаж в страховании ведется через агентов, с помощью удаленного доступа. У них свои возможности и свой режим отчетности, а значит, на любую дату произвольно мы не можем сказать: стоп, хотим получить полный срез информации. Кто-то из агентов в регионе продал полисы, фактически изменился показатель резервов, соотношение активов и обязательств страховщика. Но сама компания увидит и сможет это учесть только через какое-то время.
То же самое с облигаторным перестрахованием. Обмен информацией между перестрахователями и перестраховщиками происходит не ежедневно, а только после окончания отчетного периода. И то не сразу, а только после завершения обработки всех видов операций (начисления премий, расчета возврата перестраховочных премий, отражения убытков и т.д.) по всем облигаторным договорам во внутрикорпоративной системе учета. То есть существуют периоды предоставления данных.
Еще аргумент - страховая компания имеет право передать часть активов в доверительное управление управляющим компаниям. Только по окончании квартала у нас будет информация об осуществленных партнером операциях, то есть на произвольную дату информации не будет. И здесь тоже существует дискретность в получении данных.
Поэтому, как нам кажется, всякие меры по ужесточению дисциплины должны уравновешиваться поддержкой регулятора и желанием развивать сектор. На сегодняшний день работа добросовестными страховщиками ведется колоссальная. Расходы страховщиков на подготовку отчетности с учетом необходимости параллельно готовить отчетность в стандартах МСФО увеличивается почти в 2 раза.
- Будет ли выстраданная «послереволюционная» отчетность страховщиков в целом более прозрачной и привлекательной для потенциальных инвесторов?
- Скорее всего, да. Однако инвесторы имеют привычку вкладываться в доходные направления бизнеса. Страхование традиционно считают низкомаржевым бизнесом. Увеличение расходов, в том числе на подготовку отчетности, рост себестоимости ведения бизнеса снижает привлекательность этого бизнеса в глазах будущих инвесторов. Как всегда необходим баланс интересов.
Вся пресса за 7 марта 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Технологии
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|