25 ноября прошли парламентские слушания, посвященные "автогражданке". На мероприятии глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев выделил основные претензии к ОСАГО: завышенные тарифы; длительность процедуры получения выплат; неэффективность страховой защиты по жизни и здоровью; неясная процедура продления договора и замены страховщика; налогообложение выплат; неопределенность и противоречивость отдельных норм закона.
ПРАЙМ,
26 ноября 2004 г.
Закон об "автогражданке" требует немедленных корректив. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Совете Федерации 983 просмотра
В четверг в Совете Федерации собрались сенаторы, депутаты, чиновники, а также просто люди, неравнодушные к судьбе обязательного страхования автогражданской ответственности /ОСАГО/ в нашей стране. На парламентских слушаниях они обсудили проблемы, связанные с реализацией закона об "автогражданке" и возможные пути их решения.
Руководитель Федеральной службы страхового надзора /Росстрахнадзор/ Илья Ломакин-Румянцев, выступавший первым, прямо заявил, что закон об "автогражданке" вызывает многочисленные, и во многом справедливые, нарекания всех кого он касается. Он выделил 6 основных претензий к ОСАГО: завышенные, по мнению большинства автовладельцев, тарифы; длительность процедуры получения страховых выплат; неэффективность страховой защиты по страхованию жизни и здоровья; непонятная процедура продления договора и замены страховщика по ОСАГО; налогообложение компенсационных выплат; неопределенность и противоречивость отдельных норм закона. Хотелось бы остановиться на наиболее острых проблемах. Наверно, самым интересным представляется вопрос страховых тарифов, поэтому начнем с него. В настоящее время существуют две точки зрения относительно уровня страховых тарифов по "автогражданке". Сторонники первой считают, что необходимо существенно снизить тарифы. В основе их логики лежит соотношение суммой страховых взносов и страховых выплат, полученной в первый год действия закона /с 1 июля 2003 г по 30 июня 2004 г/. Конечно, если сравнивать эти два показателя 48,199 млрд руб и 8,199 млрд руб, то получается, что страховщики "нагребли" кучу денег. Вместе с тем, приверженцы такого простого сравнения забывают, что договор страхования действует 1 год, то есть по большому количеству договоров, заключенных в первый год, страховые выплаты еще не произведены. По расчетам экспертов, суммарные выплаты по договорам ОСАГО, заключенным в 1-й год составят 20,94 млрд руб по имуществу и 9 млрд руб по жизни и здоровью потерпевших. Если также учесть расходы страховщиков на ведение дел /оплату комиссионных агентам, печать полисов и т.д./, и ограничения на прибыль по этому виду, заложенные в законе, то получается, что не так уж много страховщики заработают. Сторонники второго подхода предлагают поглубже разобраться, что же, на самом деле, происходит с ОСАГО и как себя ведет убыточность. По словам И.Ломакина-Румянцева, анализ Росстрахнадзора показал, что тарифы по "автогражданке" угадали почти правильно, угадали, потому что в 2002 г, когда они рассчитывались, практически не было статистики. Правда, следом он признался, что во многих случаях все-таки ошиблись. Хотя эти случаи, наверно, совсем не обрадуют основную массу автовладельцев. "Готов ли кто-нибудь сегодня выйти с предложением снизить в 1,5 -2 раза страховые тарифы для джипов в Москве, и существенно повысить тарифы для такси и автобусов, а также увеличить региональный коэффициент для малых городов", - спросил И.Ломакин-Румянцев у участников слушаний. Как и следовало ожидать, никто на этот призыв не откликнулся. Это связано с тем, диалог проходил в конструктивном русле, и в зале собралась аудитория, не особо падкая на популистские заявления. Глава Росстрахнадзора также призвал собравшихся не путать тарифную политику с социальной. Дело в том, что довольно часто высказываются предложения о предоставлении льгот по ОСАГО различным категориям граждан. Так, например, Совет Федерации уже год назад внес в Думу законопроект, который предусматривает скидку в 50 проц по оплате полисов ОСАГО для всех пенсионеров и инвалидов, при этом финансирование этой скидки предлагается возложить на Российский союз автостраховщиков. По мнению И.Ломакина-Румянцева, такие скидки можно предоставлять, но не за счет перекрестного субсидирования внутри системы ОСАГО, а за счет бюджетных средств. Ряд участников слушаний, например член комитета Совета Федерации по экономической политики, предпринимательству и собственности Владимир Федоров, обратил внимание на несправедливость системы бонус-малус, которая устанавливает скидки и надбавки к тарифу в зависимости от аварийности езды водителя. Действующая система, которая дает слишком низкую скидку при безаварийной езде и слишком высокую надбавку при наличии аварий, не подвигает граждан на безопасную езду. Тема безопасности на дорогах звучала в выступлениях очень часто. В какой-то момент сложилось впечатление, что основное разочарование в "автогражданке" сейчас испытывают те, кто рассчитывал, что она приведет к повышению уровня безопасности. Прежде всего, к этой группе относятся представители ГИБДД. Заместитель главного управления ГИБДД Александр Якимов пожаловался, что Россию захлестнула волна мелких аварий, участники которых до введения "автогражданки" разбирались сами, а теперь в обязательном порядке ждут приезда работников ГИБДД, которых катастрофически не хватает. Мало того, что это приводит к образованию огромных пробок, но и отвлекает сотрудников ГИБДД от их прямых обязанностей по контролю безопасности на дорогах. Способ решения этой проблемы ГИБДД был придуман практически сразу после введения закона - отказаться от привлечения сотрудников ГИБДД в случае мелких аварий. Страховщики, правда, против такого подхода, поскольку считают, что это приведет к росту мошенничества. Свое решение предложил и В.Федоров, по его мнению, настало время подумать о введении франшизы /неоплачиваемого убытка/ в размере 100-150 долл. В этом случае участников мелких аварий можно будет освободить от общения со страховой компанией, совершенно справедливо полагает он. Правда, автолюбители наверно будут не в восторге. Интересные предложения были озвучены по вопросу урегулирования страховых убытков и усовершенствованию процедуры выплат по ОСАГО. Сейчас в законе установлен срок в 15 дней, который отсчитывается с момента получения страховщиком всех документов от пострадавшего и по истечении которого, страховая компания должна осуществить страховую выплату. В настоящее время эти сроки часто не выдерживаются. Как считает глава Росстрахнадзора, это происходит не из-за злого умысла компаний, а из-за неопределенностей положений закона об "автогражданке". Конкретно речь идет о норме закона, которая говорит о том, что страховщик имеет право на выплату после получения заявления от причинителя вреда. "Этот человек может оказаться в больнице, а может и в морге и не написать заявления никогда", - отметил глава Росстрахнадзора. В то же время выплата без такого заявления является незаконной. Понятно, что пострадавший в ДТП оказывается в заведомо невыигрышном положении. Есть ли какой-нибудь выход из этой ситуации? Конечно, есть. Достаточно обратиться к опыту ряда европейских стран, которые используют, так называемую модель европейского протокола. Ее суть заключается в следующем: потерпевший в ДТП обращается за страховой выплатой в страховую компанию, где он застрахован, а затем его страховщик сам разбирается со страховщиком причинителя вреда. Основное преимущество европейского протокола заключаются в том, что страховщик заинтересован в проведении четкой и быстрой страховой выплаты, поскольку он производит ее своему клиенту. И.Ломакин-Румянцев считает, что перейти к этой модели в России возможно уже через 3 года, а при самом пессимистичном прогнозе через 5 лет. Достаточно активно обсуждались возможные изменения в закон. По мнению главы Росстрахнадзора, внутренние противоречия закона, вопросы, связанные с терминологией и понятийным аппаратом должны быть рассмотрены Государственной Думой незамедлительно. Участники слушаний рекомендовали депутатам обратить внимание на эти моменты. Хотя не факт, что Дума откликнется на этот призыв. Дело в том, что в Госдуме сейчас находится несколько законопроектов с поправками к закону об ОСАГО, но ни один из них не касается проблем, без решения которых система ОСАГО не заработает эффективно, как могла бы. Такие поправки готовят сами страховщики. Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков /РСА/ Андрей Батуркин сообщил на заседании, что РСА планирует завершить их подготовку в течение недели и внести в Госдуму через депутатов. В качестве наиболее важной новации он отметил, что РСА предлагает отказаться от лимитов ответственности в 240 тыс руб при причинении вреда жизни и 160 тыс руб при причинении вреда имуществу на всех пострадавших и установить их на каждого потерпевшего в ДТП. Звучит предложение конечно красиво, однако, как показывает опыт работы страховщиков, существующих лимитов ответственности в большинстве случаев достаточно. Это кстати отмечено и в рекомендациях парламентских слушаний. Лимитов недостаточно только в случаях больших аварий, когда в ДТП сильно пострадали несколько машин, а такие случаи не так уж часты. То есть, цена такого нововведения для страховых компаний будет не слишком высокой, а с точки зрения имиджа шаг, сделанный страховщиками, конечно правильно. Гораздо более значимей для населения было бы изменение системы оценки ущерба при причинении вреда жизни и здоровью граждан. Сейчас в случае смерти пострадавшего в ДТП его родственникам оплачивают расходы на погребение /12-14 тыс руб/, хотя ни у кого, наверное, не вызывает сомнений, что смерть является максимальным ущербом жизни. И.Ломакин-Румянцев уже не раз озвучивал предложение об установлении максимального размера выплаты по жизни в случае смерти пострадавшего. Однако страховщики молчат. Может быть, это связано с тем, что это новшество обойдется им минимум в 10 млрд руб в год, а с учетом возможного пересмотра тарифов в сторону снижения страховщики не хотят рисковать.
Вся пресса за 26 ноября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
|
Российская газета онлайн, 18 декабря 2024 г.
«ДМС становится частью базового соцпакета»: ВСС рассказал об основных тенденциях на рынке страхования
|
|
Агентство городских новостей Москва, 18 декабря 2024 г.
Почти 3 млн полисов электронного ОСАГО продано в Москве в январе – ноябре
|
|
РБК.Татарстан, 18 декабря 2024 г.
В Татарстане снижается число уголовных дел о мошенничествах в страховании
|
|
Интерфакс, 18 декабря 2024 г.
ВСС инициировал законодательное расширение полномочий страховщиков для борьбы с мошенниками
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|