Коммерсантъ,
1 апреля 2013 г.
На пенсионном рынке обозначился дефицит лояльности
655 просмотров
На пенсионном рынке обострилась борьба за клиентов — по итогам года клиентские потоки в крупных негосударственных фондах измерялись десятками и сотнями тысяч человек, причем ряд негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в результате потеряли застрахованных больше, чем привлекли новых. В НПФ проблему связывают с пересечением сетей продаж и недобросовестностью агентов. Однако главная причина в том, что у фондов нет возможности обеспечить лояльность клиентов.
Конкуренция НПФ за клиентов привела к тому, что ряд фондов, несмотря на существенные затраты на привлечение граждан, в итоге с трудом удерживают прежних клиентов или даже теряют их. Так, по информации «Ъ», НПФ «Норильский никель» (четвертый по объему пенсионных накоплений — 37,6 млрд руб. на 30 сентября 2012 года) заключил в 2012 году 209 тыс. договоров с гражданами на перевод накопительной части пенсии. Из них Пенсионный фонд России (ПФР) одобрил 127 тыс. договоров, однако из фонда ушло 142 тыс. клиентов. В Большом пенсионном фонде (12-й по объему пенсионных накоплений — 17,8 млрд руб.) ситуация была не многим лучше. За минувший год было заключено 81 тыс. договоров, ПФР одобрил 62 тыс. из них, а в другие НПФ ушло 56 тыс. человек. По сути, фонд потратил средства лишь на то, чтобы сохранить базу. Кроме того, «отрицательный результат» по балансу клиентов получило несколько менее крупных фондов. «Это новая для рынка история: хотя и раньше у некоторых фондов потоки клиентов перекрывали оттоки, но это не касалось НПФ из топ-10»,— указывает исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев.
В НПФ «Норильский никель» не смогли оперативно прокомментировать результаты года, но и не опровергли их. В Большом пенсионном фонде уточнили, что значительную часть оттоков составили небольшие счета в регионах, где были закрыты филиалы. Но проблему существенных оттоков клиентов в фонде признают. Участники рынка связывают подобные ситуации с ростом давления на рынок со стороны агентских и партнерских сетей (банки, страховые компании).
«До 2010 года почти все традиционно продавали ОПС (обязательное пенсионное страхование.— «Ъ») через свои филиалы и персонал»,— говорит член совета Большого пенсионного фонда Алексей Гончаров. Начиная с 2010 года многие фонды инвестировали в развитие агентских и партнерских каналов продаж, на рынок также вышли НПФ крупнейших банков и страховых компаний, и в 2012 году развитие сетевых продаж достигло пика. Число клиентов НПФ достигло 20 млн, поэтому каждый третий гражданин, к которому обращаются агенты фонда, может оказаться клиентом другого фонда. В результате увеличились переходы клиентов между пенсионными фондами. Так, по данным ПФР, в 2011 году из одного фонда в другой перешло 699 тыс. человек, в 2012 году — уже 1,34 млн человек. Кроме того, сыграл свою роль и очередной поворот в пенсионной реформе — возможность сокращения накопительного компонента побуждает фонды следовать более агрессивной стратегии. Так, агенты НПФ при поквартирных обходах выдают себя за сотрудников ПФР, за заключение договора в банке, страховой компании, салоне связи предоставляется скидка или бонус по банковскому кредиту или по страховке, а кадровые агентства под видом собеседования заключают договоры ОПС с соискателями. «За базы клиентов НПФ развернется настоящая борьба, где все средства будут хороши, ведь речь пойдет о выживании фондов и их сетевых методах продаж»,— подчеркивают в Большом пенсионном фонде.
Притом что гиперактивные агенты легко переманивают клиентов в процессе личного общения с ними, у самих НПФ нет инструментов повышения лояльности уже застрахованных в них лиц. Сохранение и увеличение клиентской базы пока сводится в первую очередь к активным продажам. «Если сбавить обороты, то ты теряешь каналы продаж, агенты уходят и перепродают твоих клиентов»,— считает Антон Шпилев. При этом большинство граждан слабо представляют, как формируются их пенсии, не интересуются накопительной частью и очень слабо ощущают связь с тем НПФ, в котором в данный момент находятся их накопления. Вице-президент НПФ электроэнергетики Сергей Околеснов отмечает, что у фондов нет возможности, в отличие от банков, привлекать и удерживать клиентов, например за счет подарков,— «это запрещено законом об НПФ».
«Фондам надо разобраться с агентскими базами,— уверена представитель ПФР Марита Нагога.— Если они принимают агентов с опытом работы в других НПФ, то весьма вероятно, что те просто перепишут базу или будут обзванивать клиентов и советовать им перейти в другой фонд». НПФ пытаются бороться с недобросовестными агентами, говорит господин Шпилев, например ряд фондов сделали открытые базы агентов, чтобы можно было отслеживать тех, кто работает сразу на два фонда и может «переписывать» базы.
А в целом фондам остается надеяться на законодателей. «Если будет принят закон о переходе из фонда в фонд не чаще одного раза в пять лет, то, естественно, отток клиентов уменьшится»,— поясняет Сергей Околеснов.
Мария ЯКОВЛЕВА
Вся пресса за 1 апреля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Пенсионное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
cbr.ru, 20 января 2025 г.
Ярославские автовладельцы воспользовались выгодами краткосрочных полисов ОСАГО
|
|
Вечерний Омск, 20 января 2025 г.
Банк России проинформировал омичей об изменении тарифов ОСАГО
|
|
Авто.ру, 20 января 2025 г.
Проверка полиса ОСАГО.
|
|
Омскрегион, 20 января 2025 г.
Жителей Омского региона предупредили об изменении тарифов ОСАГО
|
|
Стерлеград, г. Стерлитамак Республики Башкортостан, 20 января 2025 г.
В Уфе ожидается снижение цен на полис ОСАГО в ближайшее время
|
|
МК в Ярославле, 20 января 2025 г.
Банк России: в Ярославле пользуются популярностью краткосрочные полисы ОСАГО
|
|
Городские новости, Ярославль, 20 января 2025 г.
Ярославские автовладельцы получили возможность подавать заявление на возмещение ОСАГО онлайн
|
|
Ярославский регион, 20 января 2025 г.
После ДТП ярославцам в 2024 году по полису ОСАГО в среднем выплачивали 5700 рублей
|
|
Известия онлайн, 20 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО
|
|
Владимирские ведомости, 20 января 2025 г.
Во Владимирской области полис ОСАГО для водителей легковых авто не подорожает
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
Немецкие страховщики требуют ясности по DORA
|
|
rtvi.com, 20 января 2025 г.
«Как будто в заморозке»: в Госдуме предложили увеличить лимит выплат по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
Цены на перестрахование могут стабилизироваться после неожиданных потерь от лесных пожаров
|
|
Липецкие новости, 20 января 2025 г.
Стоимость полисов ОСАГО изменится для липецких автомобилистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
Fitch: прибыльность мировых перестраховщиков останется высокой в 2025 году, несмотря на снижение цен
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Названы города России, где жителей больше всего тревожит падение сосулек
|
|
ТАСС, 20 января 2025 г.
АКРА подсчитало сумму премий по инвестиционно-накопительному страхованию
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|