Глава Тюменского филиала "Страховой компании правоохранительных органов" Михаил Брудков ответил на актуальные вопросы по "автогражданке".
Вслух.ру, Тюмень,
6 декабря 2004 г.
Михаил Брудков: об ОСАГО и типичном мошенническом ДТП 1960 просмотров
В декабре в России наступает сезон массового продления полисов страхования автогражданской ответственности. Несмотря на сетования по поводу малой выгодности ОСАГО, отказываться от "автогражданки" страховщики не собираются: в рекламных кампаниях гражданам обещают скидки (собственно, бонусы и так предусмотрены законом) и дополнительные услуги.
Вместе с тем даже после почти полутора лет действия закона об автогражданской ответственности некоторые его положения, точнее - их реализация на практике, вызывают вопросы. Наиболее актуальные из них "Вслух о главном" задал заместителю генерального директора Тюменского филиала "Страховой компании правоохранительных органов" Михаилу Брудкову.
- Первый вопрос - о возмещении по ОСАГО ущерба жизни и здоровью. Если с компенсацией вреда, причиненного автомобилю, всем все уже более-менее понятно, то вот выплатами в случае, когда пострадали люди, - отнюдь. Хотя бы из-за того, что действуют две схемы таких выплат.
- Да, и зачастую их путают. Мы знаем, что общая сумма страхового возмещения по полису ОСАГО определена законом "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" в размере 400 тыс. рублей. Из них 240 тыс. рублей - выплаты по жизни и здоровью, остальное - идет на возмещение ущерба, причиненного имуществу. Когда в ДТП пострадало более одного автомобиля - выплачивается максимум 160 тыс. рублей, одна машина - 120 тыс. рублей. Выплаты по случаям причинения ущерба жизни и здоровью производятся страховыми компаниями еще с 1 июля 2003 года. А вот с 1 июля 2004 года вступили в действие дополнительные нормы возмещения подобного ущерба: когда виновник ДТП, в результате которого пострадали люди, либо неизвестен (допустим, скрылся с места происшествия), либо у него просрочен полис ОСАГО. В таком случае выплаты по жизни и здоровью производит Российский союз автостраховщиков (РСА). Для этого сформирован специальный фонд, куда все страховые компании, занимающиеся обязательным страхованием автогражданской ответственности, перечисляют по 2% от привлеченных премий. Что нужно, чтобы подобную выплату получить? Достаточно собрать необходимые документы (из ГАИ, больницы и пр.) и принести их в любую страховую компанию, которая имеет лицензию по "автогражданке". Страховщик обязан принять бумаги и направить их в РСА. У "Страховой компании правоохранительных органов" опыт работы в такой ситуации есть: в свое время специалисты компании прошли обучение, и с 1 июля мы помогли получить компенсационные выплаты двум обратившимся к нам гражданам. Что же касается выплат по жизни и здоровью, когда виновником ДТП становился наш клиент, то однажды нам уже пришлось перечислить по такому случаю максимальную сумму, предусмотренную законом, - 240 тыс. рублей. Прошлым летом страхователь на собственном автомобиле отправился на Черное море и попал в ДТП, в результате которого пострадали трое человек. Наша компания оплатила пострадавшим стационарное и санаторно-курортное лечение. Всего в 2004 году "Страховой компанией правоохранительных органов" в Тюменской области произведено 8 тысяч 154 выплаты по обязательному страхованию автогражданской ответственности на общую сумму свыше 108 млн рублей, а по добровольным видам страхования - 2 тысячи 754 выплаты на общую сумму порядка 70 млн. В среднем выплата производится по каждому 10-му полису ОСАГО.
- Тема номер два - бонус-малус.
- Или, другими словами, коэффициент за безаварийную езду. Если в течение срока действия полиса ОСАГО его владелец не стал виновником аварии, то такой клиент при заключении договора на следующий год имеет право на скидку, которая в первый год составляет 5% от стоимости полиса, во второй - 8%, затем - 9% и так далее. Естественно, что страхователи "Страховой компании правоохранительных органов", отличившиеся безаварийной ездой, в этом году такую скидку получили. Это - бонус. Малус - все наоборот. Если за время действия полиса по вине страхователя произошла одна авария, то есть была произведена одна страховая выплата, "аварийный" коэффициент для него с единицы увеличивается до 1,4, если две выплаты - 1,5, три - 2,3, четыре - до 2,45.
- Говорят, некоторым от такого "штрафа" удалось "убежать": просто заключив договор ОСАГО на следующий срок с другой страховой компанией.
- Такая проблема действительно существует. Хотя, по идее, когда приходит страхователь, страховая компания должна запрашивать справку о его аварийности у компании, страховавшей клиента ранее. К сожалению, эти нормы работают не очень хорошо, потому что не все страховые компании составляют соответствующую базу данных, а РСА пока только приступает к формированию единого банка страховых историй. Могу сказать, что в настоящее время мы обмениваемся данными по аварийности клиентов с "Росгосстрахом" и "Югорией". А вообще, в нашей компании договоры по ОСАГО на следующий год уже возобновили порядка 95% страхователей.
- Если клиент не продлил договор вовремя, в течение какого именно срока страховая компания еще несет по этому договору ответственность?
- Нормами законами для страхователей установлен "разбег" в один месяц. Однако чтобы этим фактом не злоупотребляли, административная ответственность в отношении граждан, просрочивших полис ОСАГО, не отменяется: штраф за пользование транспортным средством без полиса "автогражданки" - 800 рублей. Спустя месяц со дня истечения у водителя срока договора по ОСАГО выплаты по страховым случаям, произошедшим по вине этого водителя, производит Российский союз автостраховщиков, - но только по причинению ущерба здоровью. При этом сумма выплаты впоследствии в регрессном порядке взыскивается с владельца автомобиля, эксплуатировавшегося без полиса ОСАГО.
- У вашей компании есть служба "аварийный комиссар". Что входит в ее обязанности?
- "Аварийный комиссар" - это дополнительная услуга страховых компаний, не предусмотренная правилами ОСАГО. В городе Тюмени у "Страховой компании правоохранительных органов" заключен договор об оказании услуг аварийного комиссара с ООО "Импресс".
Аварийный комиссар работает круглосуточно и, как показала практика, приезжает на место ДТП в течение 10-15 минут. Какую помощь эта служба оказывает?
Во-первых, само присутствие специалистов страховой компании является мощным психологическим фактором и помогает людям собраться: любое ДТП - это стресс, порой не можешь оценить правильность принятых решений. Во-вторых, аварийный комиссар помогает на месте заполнить бланк заявления в страховую компанию, извещение о ДТП, делает фотографии места происшествия и составляет акт осмотра автомобиля, на основании которого оценщики делают смету. То, что бумаги оформляются сразу, позволяет клиенту не приезжать в страховую компанию дополнительно. Это как раз та ситуация, когда дополнительная услуга - не просто выгодна, но еще и удобна. Бывает, что при ДТП наш клиент не вызывает аварийного комиссара, хотя телефон службы указан во всех полисах. В этом случае страхователю нужно приехать в офис СКПО на Малыгина, 5, написать заявление и поприсутствовать на осмотре машины. После чего клиенту выдается уведомление (это наше ноу-хау), где отмечается, какие документы были предоставлены страхователем, и в какой день ему обратиться за выплатой. Хочу напомнить, что дирекция Тюменского филиала "Страховой компании правоохранительных органов" недавно переехала и сейчас располагается по адресу: ул. Республики, 26. Отделы продаж по-прежнему находятся по ул. Ленина, 69а и Орджоникидзе, 63, а также в большинстве автосалонов города. Возвращаясь к теме аварийных комиссаров. Вообще-то такая служба полезна не только клиентам, но и самой страховой компании. Потому что позволяет нам минимизировать убытки. Мы выплачиваем деньги при реальном ДТП и реальной виновности своего клиента. Иными словами, деятельность "аварийного комиссара" - своего рода профилактика мошенничества.
- О! Про мошенничество?..
- (Смеется). Хорошо. Про мошенничество… Как и прогнозировалось, вступление в действие закона об ОСАГО создало мошенникам неплохое поле для деятельности. Сразу скажу, мошенников немного (болезнь подозрения в отношении каждого клиента наша компания уже давно преодолела), но они есть. Типичный случай, когда владелец авто, уже побывавшего в аварии, где, например, нет второго участника, находит вторую машину, автомобили ставят соответствующим образом - внешне это выглядит как только что произошедшая авария - приглашают на эту груду металла сотрудников ГАИ. И, бывает, что ГАИ не может усмотреть в ситуации факт мошенничества. Чтобы таких случаев не было, "Страховая компания правоохранительных органов" в этом году создала для борьбы с мошенничеством службу безопасности.
- Интересно, что за специалисты в ней работают?
- Ну, например, начальник службы - специалист с более чем 10-летним стажем оперативно-розыскной деятельности. И, как практика показала, весь отдел достаточно сильный.
- То есть теперь вместе с вашим аварийным комиссаром на место ДТП выезжает и представитель службы безопасности?
- Не всегда. Только когда у ДТП есть признаки мошеннического. Хотите, нарисую вам картинку типичного мошеннического ДТП?
- Конечно.
- Молодые - от 20 до 28 лет - водители. Поврежденная машина - достаточно старая иномарка - где-то 94-98 годов выпуска. ДТП происходит в ночное время, в безлюдном месте - выясняется, что понятых найти невозможно. Пример: ДТП на объездной дороге в 4 часа утра, иномарка, в машине - молодые люди. Подобных материалов мы можем показать сразу с десяток.
- Занятно. Михаил Геннадьевич, напоследок хотелось бы затронуть еще одну тему: в последнее время страховщики говорят о том, что ОСАГО для них убыточно, и что убытки эти будут расти, поэтому страховые компании, занимающиеся исключительно "автогражданкой", вполне могут разориться.
- Вот у меня статистика за 10 месяцев - убыточность, то есть выплаты по ОСАГО, составляют 69% от собранных премий. Это при том, что собственно резервы страховой компании, нетто-ставка, - 75% от суммы премий. 25% стоимости полиса - это выплата комиссионного вознаграждения, расходы на ведение дела - бумага, оплата работы сотрудников, отчисления в РСА. Страховщики ожидают, что, если к концу следующего года тарифы по "автогражданке" не будут подняты, ОСАГО станет убыточным для всех компаний без исключения.
- А тарифы поднимут?
- Думаю, к 2006-му - да. Растет инфляция, растут цены на запасные части, на выполнение ремонтных работ, соответственно, это сказывается на выплатах. Чтобы суммы выплачиваемой страховки хватило на ремонт машины, тариф должен увеличиваться. В 2005-м компании еще "перекрутятся" за счет других видов страхования. Хотя и по добровольным видам общая убыточность уже доросла до 49%. Так что, когда говорят, что страховые компании имеют доходность 700%, - это бред.
- Здесь вполне логично было бы сказать об активах компании, которые обеспечивают защиту рисков страхователей.
- Если говорить о финансовой состоятельности, или, попросту, о надежности "Страховой компании правоохранительных органов", можно отметить, что на сегодняшний день уставный капитал СКПО составляет 1 млрд 100 млн рублей. Гарантией надежности компании служит и то, что она входит в крупнейшую в России финансовую корпорацию "УРАЛСИБ".
Кстати, со следующего года название нашей компании будет звучать так: "Страховая компания правоохранительных органов - УРАЛСИБ".
…Знаете, почему-то, когда начинают обсуждать "автогражданку", сразу принимаются упрекать страховые компании в меркантильности. Хотя по сути ОСАГО - это реальная помощь пострадавшим в ДТП людям, организованная государством посредством такого инструмента, как страхование. Иными словами, государство наладило через ОСАГО процесс распределения убытков. И, естественно, если базового тарифа в 1 тыс. 980 рублей будет не хватать, то посредством актуарных расчетов специалистами будет установлен новый тариф. В цивилизованных странах подобная практика существует уже более 50 лет. Даже во время Великой Отечественной войны в Париже действовал закон об автогражданской ответственности! Вы читали "Триумфальную арку" Ремарка?
- Нет.
- Я, когда художественную литературу читаю, автоматически отмечаю для себя моменты, связанные со страховым делом. Так вот, в "Триумфальной арке" описана следующая история: мальчик попал под грузовик и буквально умолял доктора ампутировать ему поврежденную ногу, потому что в этом случае страховая компания выплатит семье пострадавшего большую страховку. Ноги мальчик лишился, конечно, не потому, что упросил-таки доктора, а потому что были соответствующие показания. Прошло какое-то время, и тот мальчик пришел к доктору снова - благодарить: на полученную страховку его семья открыла небольшое дело и этим кормится. А, представьте, страхования не было бы вообще?.. Алена БУЧЕЛЬНИКОВА
Вся пресса за 6 декабря 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Страховое мошенничество, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|