Новая политика,
22 апреля 2013 г.
Страховщики в накладе не остались
419 просмотров
Принятый Госдумой в первом чтении законопроект, вносящий серьёзные коррективы в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), стал классической ложкой дёгтя в бочке мёда. С одной стороны, вроде бы учтены многие пожелания автомобилистов. С другой, все эти благие намерения нивелированы уступками автостраховщикам.
Позитива в предложенных правительством РФ поправках более чем достаточно. Это и корректировка понятийного аппарата, и четкая регламентация срока осуществления страховой выплаты, и иные особенности осуществления ОСАГО, накладывающие серьезные ограничения на вольности автостраховщиков, которыми те время от времени осложняют жизнь рядовых автовладельцев.
Самое главное, конечно, это увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. Их размер повышается со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего. Что же касается имущества, то здесь сумма выплат может составить до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Соответственно, в два раза – до 50 тысяч рублей – увеличивается максимальный размер страховой выплаты, если документы о дорожно-транспортном происшествии оформлялись без участия сотрудников ДПС. Причём, если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской областях, то по той же самой схеме участники ДТП могут рассчитывать на максимальную компенсацию в 400 тысяч рублей. При условии, конечно, предоставления страховщику фото – или видеоматериалов с места ДТП.
Дьявол, как это обычно бывает, кроется в деталях. И не то чтобы этих самых деталей было много, но они оказались ключевыми. Дело в том, что повышение страховых выплат неизбежно повлечет за собой и изменение тарифов.
Конечно, автостраховщики жалуются, что теперь будут работать чуть ли не себе в убыток, что повышение выплат приведёт к сокращению страховых компаний, поскольку дело это станет абсолютно не выгодным и т.д. Однако, согласно всё тем же поправкам, за ними остается право регулировать тарифные ставки. Пусть даже и в строго определённых рамках, но всё же позволяющих им поднять тарифы на 25 %.
Между тем, стоило бы вспомнить, что размер прежних выплат утверждался более 10 лет назад, так что в ряде случаев заложенная законодательством сумма уже не удовлетворяла потребностям страхователей.
Во-вторых, автостраховщикам казалось бы меньше всего приходится жаловаться на бедность. Как отмечается в заключении на представленный законопроект комитета Госдумы по охране здоровья, согласно статистическим данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в 2011 году сумма страховых премий составила 104,4 млрд. руб., а страховых выплат – 57,3 млрд. руб., или 55 % от суммы страховых премий. Выплаты при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших составили 507,7 млн. руб., или 0,9 % от суммы страховых выплат. При этом, за весь период существования ОСАГО в России, пострадавшим в ДТП не выплачивались компенсации по расходам на санаторно-курортное лечение и протезирование.
Словом, страховщики в любом случае останутся в прибыли. Тем более, что статистика свидетельствует о том, что объём компенсаций по верхней ставке крайне незначителен и находится в рамках статистической погрешности. Что же касается пункта о возмещении вреда здоровью, на расходы по реализации которого жалуются автостраховщики, то представленные выше цифры говорят сами за себя.
Есть и ещё один крайне неприятный момент. Точнее несколько.
Во-первых, вопреки обещаниям, повышение тарифов случится не через 15 месяцев, а гораздо раньше. Поскольку, как отмечают эксперты, положения об увеличении страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, вступают в силу, как и закон в целом, через три месяца со дня официального опубликования закона. А вот через 15 месяцев становятся реальностью положения об увеличении страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.
Во-вторых, повышение суммы выплат резко ограничивает в правах очень многих автомобилистов, которым новые ставки могут оказаться не по карману. По сути, в среднем тарифы фактически сравняются со среднестатистической пенсией. Так что можно себе представить дилемму, которая встанет перед автовладельцем пенсионного возраста, когда ему будет необходимо заключить новый договор автогражданки.
Возникают и вопросы по процедуре оценки поврежденного имущества и стоимости его ремонта. В частности, необходимость выбора станции технического обслуживания «по согласованию со страховщиком». А это значит, что с высокой долей вероятности страховщик будет рекомендовать ремонтироваться у официального дилера, цены на ремонт у которого неприятно удивляют автомобилистов. Не говоря уже о том, что страховщиков частенько подозревают в сговоре с автодилерами, когда страховая компания получает откат с каждого поставленного клиента.
Крайне спорным представляется и решение вывести ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей». Может кому-то покажется, что автолюбители не пользуются данным им правом, что нормы законодательства о защите прав потребителей на взаимоотношения страховщиков и владельцев полисов ОСАГО распространяются в несколько урезанном виде и т.д. Но факт остается фактом: новые поправки лишают владельцев полисов ОСАГО целого набора важных прав, которыми пользуются другие потребители услуг и клиенты страховых компаний.
Словом, уступив некоторые позиции, в решающий момент автостраховое лобби провело контратаку на ключевых направлениях, которые, однако, в информационном тренде оказались на втором плане. То есть, как уже было сказано, страховщики как минимум не остались в накладе. А в перспективе, по некоторым оценкам, могут ещё и выиграть от предложенных поправок.
Так что радоваться автомобилистам пока рано. Законодательство об автогражданке действительно требует серьёзных доработок в пользу рядовых потребителей. И кажется, что главные битвы ещё впереди.
Игорь КУЛАГИН
Вся пресса за 22 апреля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
22 мая 2025 г.

|
|
Коммерсантъ, приложение, 22 мая 2025 г.
Полис ограниченного действия

|
|
Коммерсантъ, приложение, 22 мая 2025 г.
Причины отказа в выплате страхового возмещения по полису выезжающих за рубеж

|
|
Коммерсантъ, приложение, 22 мая 2025 г.
Полис на взлет

|
|
Российская газета, 22 мая 2025 г.
Глава ФФОМС Илья Баланин - о том, может ли ИИ заменить врача и когда у каждого россиянина появится личный медицинский профиль

|
|
Российская газета, 22 мая 2025 г.
Виновный в ДТП водитель нашел нетривиальный способ не платить за ущерб

|
|
Известия, 22 мая 2025 г.
Запутают в «Паутине»: таксистов без страховок собираются ловить с помощью камер

|
21 мая 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 мая 2025 г.
Европейские страховщики бросают вызов регулятору из-за рекомендаций по использованию ИИ

|
|
Лента.Ру, 21 мая 2025 г.
В России отреагировали на введенный из-за заморозков режим ЧС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 мая 2025 г.
Ценообразование на покрытие киберрисков вернулось к уровню, существовавшему до жесткого рынка

|
|
Финмаркет, 21 мая 2025 г.
Срок договора страхования жизни, минимально допустимый для получения льгот, начнет увеличиваться с 2027 года

|
|
Saratovnews, Саратов, 21 мая 2025 г.
Камеры-страховщики: саратовских водителей без ОСАГО начнут штрафовать «на автомате»

|
|
zakon.kz, 21 мая 2025 г.
Депутат указал на резкий рост тарифов на автострахование: Повысились до 200%

|
|
Новости Брянска, 21 мая 2025 г.
В Брянске вынесли приговор группе автоподставщиков 2,3 млн страховых рублей

|
|
Московский комсомолец, 21 мая 2025 г.
Мошенники нашли новый способ обмана граждан с ОМС

|
|
Версия, 21 мая 2025 г.
Комитет ГД не поддержал проект о повышении лимита выплат по ОСАГО

|
|
Forbes Казахстан, 21 мая 2025 г.
В ОСМС внесли изменения. Как они повлияют на казахстанцев?

|
|
МК в Брянске, 21 мая 2025 г.
Банда «автоподставщиков» выслушала приговор в брянском суде

|
Остальные материалы за 21 мая 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|