ПРАЙМ,
22 июля 2013 г.
Дорожные карты суровых маршрутов 960 просмотров
Дорожные карты, как следует из названия, призваны помочь пользователям (водителям и путешественникам) добраться из пункта А в пункт Б кратчайшим путем, облегчив таким образом им жизнь. Но совсем другое дело — дорожные карты по реализации государственных планов. Я бы с чистой совестью называл их «бездорожными». Впрочем, какая страна, — такие и дороги.
Общее построение «маршрута» по дорожной карте реализации минфиновского варианта стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года сперва вызывало у нас оптимизм. Такие важные целевые моменты плана[1] как достижение в 2014 г. объема рынка (кроме ОМС) в 1 трлн. руб., увеличение доли страховых взносов в ВВП до 1,5%, или такие составляющие, как, например, гармонизация законодательства о защите прав потребителей со страховым законодательством, регулирование актуарной деятельности, — все вместе не могли не внушать, по крайней мере, спокойствия относительно будущего страхового рынка.
Не исключено, что ряд страховщиков, в наибольшей степени «успокоившихся», заложили определенные ориентиры в свои стратегии.
Но теперь — новая напасть. Как сообщила недавно ФСФР, службой, совместно со страховым сообществом и по поручению нового председателя ЦБ, разработан план нормативного правового регулирования страховой деятельности на страховом рынке на период 2013-2015 гг., который, как уже водится, быстро окрестили «Дорожной картой развития страховой отрасли». И хотя речь пока идет только о проекте документа, некоторые точки «маршрута» характеризуют его как маршрут повышенной сложности:
Так, по-видимому, только стремлением к прозрачности рынка продиктовано положение о запрете создания страховой организации в форме ООО. Вместе с тем в настоящий момент на страховом рынке, в том числе среди страховщиков ТОП-20, есть несколько ОАО, информация о деятельности которых крайне труднодоступна, а та, которая находится на специализированных сайтах, не позволяет получить адекватную характеристику страховщика.
Согласование порядка смены крупных акционеров выглядит, на наш взгляд, как довольно неуклюжая попытка вмешательства со стороны государства в дела бизнеса, если не будет сделана оговорка о страховщиках с долей государственного участия в уставном капитале или, например, в страховых обязательствах.
Следующими положениями раздела «Развитие страхового надзора» страховой надзор в лице мегарегулятора планирует досконально контролировать не только деятельность страховщиков, но и их мнения и идеи, высказываемые в профессиональных сообществах. Причем за основу взят древнеримский способ «разделяй и властвуй»:
- выделение системообразующих страховщиков и установление специального правового режима для указанных субъектов и субъектов, не вошедших в группу системообразующих;
- создание института кураторства для контроля и надзора за системообразующими страховщиками;
- законодательное установление полномочий органа страхового надзора по осуществлению контроля за деятельностью профессиональных союзов страховщиков;
- установление контроля за структурой собственности страховщика, финансовым положением и репутацией их бенефициаров, согласование сделок по приобретению прямого и косвенного контроля страховщика.
Становится очевидным, что столь суровый маршрут (причем выше указана только его часть) предлагается дорожной картой не просто как вариант развития, а как часть государственной идеи по силовому регулированию страхового рынка. Раз страховой рынок сам регулироваться не хочет или не может в том направлении, где его ждет государство со своими понятиями о страховании, то тогда государство в лице создаваемого мегарегулятора берет инициативу в свои руки.
Также ясно, что конечная цель данного маршрута, хотя и явно не названа, но заключается не в создании свободного и работоспособного страхового рынка с произвольным (регулируемым «невидимой рукой рынка») количеством операторов, а в том, чтобы сделать из него, например, квазигосударственный, полностью контролируемый резервный фонд для покрытия расходов на чрезвычайные ситуации. В этом случае все сходится: и недоделанная стратегия развития страхового рынка, и увеличение числа обязательных видов страхования, и сокращение числа операторов, и заявления чиновников разного уровня про то, что страховщики должны лучше платить, чтобы не было разницы между взносами и выплатами, а также еще некоторые современные страховые тенденции.
Положения таких разделов дорожной карты как «Установление требований к финансовой устойчивости и отчетности страховщиков», «Защита потребителей страховых услуг» и «Установление стандартов осуществления добровольного страхования», безусловно, разумны и полезны, но ведь далеко не новы. Об обязательности введения актуарных оценок, стресс-тестах для страховщиков, ужесточении требований к финансам, защите прав потребителей и унификации правил страхования страховое сообщество говорит уже, минимум, лет шесть-семь. Таким образом, говоря в терминах дорожных карт, маршрут здесь проложен, будто по местам археологических раскопок.
Тем более очевидно, что эта дорожная карта не для страховщиков и не для их клиентов. Они — уже где-то впереди, со своим пониманием современного состояния страховых дел. Пользоваться такой картой — заедем в тупик, распутицу или на ненадежный зимник.
Но очень жаль, что за почти 25 лет развития страхового дела в России (считая с 1991 г.) страховое сообщество не смогло стать на цивилизованные рыночные механизмы развития и само по себе не стало носителем страховой культуры. Теперь же, как образно (и, выходит, справедливо) выражается один из уважаемых страховых экспертов, страховой рынок подвергается «рихтовке» со стороны государства. Горестно сознавать, но есть за что «рихтовать». Поделом.
Илья БОГДАНОВ
[1] Версия документа, актуальная на конец ноября 2012 г.
Вся пресса за 22 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Страховое право, Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 февраля 2025 г.

|
|
Тренд, Баку, 25 февраля 2025 г.
В Азербайджане будут застрахованы пчеловодческие хозяйства

|
|
Тренд, Баку, 25 февраля 2025 г.
Назван объем инвестиций Фонда аграрного страхования Азербайджана

|
|
Российская газета онлайн, 25 февраля 2025 г.
Lada стала самой популярной маркой среди автоугонщиков

|
|
Business-Class, Пермь, 25 февраля 2025 г.
В Пермском крае двое мужчин подстроили ДТП, чтобы получить страховую выплату

|
|
Омск здесь, 25 февраля 2025 г.
Деньги здесь: полис ДМС

|
|
НИА Самара, 25 февраля 2025 г.
В Минздраве разработали критерии оценки качества медицинской помощи

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 25 февраля 2025 г.
На осмотр становись

|
|
Финмаркет, 25 февраля 2025 г.
В декабре автозапчасти для иномарок подорожали примерно на 10-12% - РСА

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 февраля 2025 г.
Сотрудничество — ключ к сокращению разрыва в защите

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 февраля 2025 г.
Рост загрязнения воздуха в Дели может привести к росту стоимости медицинского страхования в городе

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 февраля 2025 г.
Ведущие французские риск-менеджеры озадачены плохим управлением данными страховщиков

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 25 февраля 2025 г.
Донским аграрным предприятия выплачено около 300 млн рублей компенсации за гибель урожая

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 февраля 2025 г.
Правительство Сингапура изучает вопрос стоимости долгосрочного ухода с опорой на страхование

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 25 февраля 2025 г.
В Беларуси скорректирован предельный размер выплат страховым агентам и брокерам

|
|
Крымская газета, 25 февраля 2025 г.
Камеры видеонаблюдения начнут проверять наличие ОСАГО: мнение эксперта

|
|
Sputnik Азербайджан, 25 февраля 2025 г.
Сборы по агрострахованию в Азербайджане выросли в 800 раз

|
|
Тренд, Баку, 25 февраля 2025 г.
Изменение климата требует расширения аграрной страховой системы — Эльшан Агаев

|
 Остальные материалы за 25 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|