Мегаполис, Алматы,
29 июля 2013 г.
Обязательное страхование пора пересмотреть 702 просмотра
– Сегодня в обществе активно обсуждается ситуация с туроператорами и запретом на чартерные рейсы. На мой взгляд, корни данной проблемы надо искать в Законе «О туристской деятельности в РК». Я три дня читал этот документ и не смог понять, о чём он. В нём не прописаны определения туристического продукта, степени ответственности сторон, права и обязанности. Причём сами туроператоры предлагают клиентам подписать договор, в котором они ни за что не несут ответственность. А если туроператор не хочет брать на себя риски, почему это должны делать страховщики?
На самом деле вся эта ситуация со «Скай Эйрлайнз» похожа на какой-то бред. Не понимаю, как могла обанкротиться компания, у которой постоянно была полная загрузка самолётов? Мне кажется, начинать разгребать эту проблему нужно с отраслевых законов, чётко расписать ответственность и функции турагентств и туроператоров, а также дать чёткое определение туристических услуг. Причём чтобы всё это распространялось на внешний и внутренний туризм сразу. Стране нужен нормальный закон. Я не большой специалист по туристскому законодательству, но и так вижу, что существующий закон совершенно некорректный, в нём много проблемных зон.
В данной ситуации, на мой взгляд, было бы целесообразно создать единый закон об обязательных видах страхования и разделить его на две части. Первая должна регламентировать общие права и обязанности сторон, порядок урегулирования страховых случаев, уплаты премий и так далее. Вторая часть – это конкретные виды страхования по сферам, такие как авто-, от несчастного случая, ответственности нотариусов, в том числе многострадальных туроператоров и т. д.
Регулировать всё это дело следует Министерству транспорта и коммуникаций. Именно оно должно решать: кого допускать на рынок, а кого нет. Уж не знаю, каким образом министерство будет проводить отсев: на основании общественного мнения либо наличия депозита в банках, но оно обязано обеспечить рынок нормальными перевозчиками. А туроператоры либо страховщики здесь ни при чём, нельзя заставлять их брать на себя все риски.
Ведь последним просто не выгодно страховать риски невылетов самолётов вовремя. К тому же для этого должна быть определённая договорённость между страховщиком и авиаперевозчиком. Нужно заранее обсудить весь механизм, ведь порой за банальными вещами кроются сложные технические моменты. К тому же, учитывая, что даже у крупных перевозчиков довольно большой процент опозданий рейсов, нужно быть готовым к высокой стоимости страховки. Будут ли готовы пассажиры самолётов столько платить? Вряд ли, скорее все начнут обвинять страховщиков в росте цен на билеты.
Поймите, страховой рынок строится на бизнесе, и если страховщикам будет не выгоден тот или иной риск, они просто не станут его брать на себя. Приведу пример. В 2000-х годах застройщикам часто предлагали застраховать риск несвоевременной сдачи объектов, но те отказывались. Затем когда наступил кризис, ситуация поменялась с точностью до наоборот, теперь уже сами застройщики просили застраховать эти риски, но страховщикам это стало неинтересным.
Причин несдачи объекта в срок может быть великое множество и каждую нужно просчитывать, чтобы понять, следует ли её страховать. Ведь любой риск стоит определённых денег. Нужно понимать, что если застройщик страхуется, к примеру, от растраты денег, как в случае в ЖК «Бесоба», то это просто космические суммы. Во-первых, не всякая страховая компания сможет потянуть такие риски. Во-вторых, цены на жильё сразу вырастут вдвое.
Снова виноватыми в этом окажутся страховщики. Зачем им это? Ведь и так других проблем хватает, причём в каждой отрасли они свои. Ко мне чаще всего обращаются люди с просьбами помочь получить автостраховку, либо связанную с различными грузами и жильём. Страховые споры – это как семейные ссоры, в которых обычно оба супруга виноваты. Стараюсь помочь всем.
Ведь часто люди сами себе создают сложности в попытках получить страховые деньги. Некоторые не могут правильно собрать все необходимые документы, не знают, как нужно урегулировать страховой случай. Из-за всего этого сегодня в народе и сложился стереотип, что при наступлении страховых случаев деньги из компаний нужно выбивать долго и мучительно. Конечно, такие опасения не безосновательны, в некоторых случаях это действительно так. Но с другой стороны, легче получить деньги от страховщиков, чем от виновников страхового случая.
Среди обращений иногда встречаются и случаи откровенного шантажа и мошенничества со стороны самих потребителей. Здесь есть масса вариантов: умышленное завышение стоимости ремонта, уничтожение склада с товаром перед ревизией и т. д. Часто это происходит не без участия сотрудников госорганов. Некоторые из этих моментов выявляются, и виновники наказываются. Поэтому нельзя просто все расходы скидывать на страховщика, нести ответственность должны все заинтересованные стороны.
Вообще в мире нормальным считается, если 10–20% случаев получения страховки приходятся именно на мошенничество. К счастью, такие случаи довольно редки в Казахстане. Так, например, порядка 94% жалоб, с которыми ко мне обращались, были обоснованы, и люди практически всегда получали страховые деньги.
На самом деле многие проблемы на страховом рынке связаны ещё и с отсутствием в Казахстане страховой культуры. Сегодня никто толком не понимает, зачем это нужно. А сами страховщики не трудятся разъяснять людям необходимость своих услуг и лишь ограничиваются банальной рекламой конкретной компании. Потребители воспринимают страховку как дополнительный налог и стараются избежать его, если это возможно.
Небольшое улучшение данной ситуации сейчас пока можно наблюдать лишь в автостраховании. Когда некоторые автолюбители готовы идти и на добровольное страхование. Они просто просят расширить список страховых случаев и доплачивают за это. В основном, это, конечно, касается рисков попадания в аварию.
В целом, по моим наблюдениям, в Казахстане рынок страхования довольно сильно зарегулирован. К примеру, в России регулирование страхового рынка слабее, но его проникновение в массы больше. Пока не знаю, с чем это может быть связано, и следует ли нашим властям ослабить контроль за рынком. Но мне кажется, страховым компаниям пора вести более клиентоориентированную политику. Может это и будет каким-то вариантом развития сферы.
Виталий ВЕРЁВКИН
Вся пресса за 29 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, За рубежом, Регулирование, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|