Журнал рассказывает об авиакосмическом страховании: зарубежной практике, ситуации на отечественном рынке и тенденциях развития.
Эксперт,
13 декабря 2004 г.
Взять риски под крыло 973 просмотра
Интенсивное развитие авиакосмического страхования в России зависит от сознательности авиакомпаний и оптимизации законодательной базы
В авиакосмическом страховании страховой случай - катастрофа, ущерб от которой - это десятки человеческих жизней, не говоря уже о сотнях миллионов долларов. Масштаб рисков требует специфических технологий, отличных от других видов страхования, предъявляет повышенные требования к надежности страховой защиты; фактически авиакосмическое страхование представляет особый, отдельный класс страхового бизнеса. В России развитие этого рынка сдерживается низкой культурой страхового менеджмента большинства авиакомпаний и крайне низким законодательно установленным уровнем компенсационных выплат.
Риск большой, премии маленькие Многие авиаперевозчики (следуя примеру российских автовладельцев) воспринимают страхование как подать, которой надо всячески избегать, а уж если не избегать, то ограничиваться минимальным обязательным уровнем. При этом страхование авиасудов от повреждения (авиакаско) большинство авиакомпаний осуществляют по "остаточному принципу", выделяя средства на страховую защиту практически в последнюю очередь, лишь после "закрытия" всех остальных расходных статей своего бюджета. Из-за следования "остаточному принципу" лайнеры в большинстве случаев страхуются на заниженные стоимости. При этом многие российские авиаперевозчики вообще не страхуют свой авиапарк, прекрасно сознавая, что даже одна катастрофа незастрахованного самолета может нанести непоправимый ущерб их бизнесу. Еще хуже обстоит дело со страхованием ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами. Мировая практика такова, что темпы роста компенсаций родственникам пострадавших в авиакатастрофах превышают темпы роста выплат по авиакаско. В США средний размер выплаты родственникам за одного погибшего в авиакатастрофе достигает трех миллионов долларов, в Западной Европе приближается к миллиону. В России эти выплаты не превышают 40 тыс. долларов, при том что Воздушный кодекс вообще требует от авиакомпании выплаты лишь 100 тыс. рублей за погибшего. При этом наше налоговое законодательство устроено столь парадоксально, что наказывает рублем те добросовестные компании, которые хотят обеспечить более высокий уровень выплат пострадавшим. Статья 263 Налогового кодекса РФ устанавливает, что "расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций". Это означает, что расходы компании на страхование ответственности перед пассажирами в размере выше установленного облагаются налогом на прибыль. Если компании, осуществляющие международные авиаперевозки, еще могут обойти это препятствие (так как они как раз и подпадают под действие международных конвенций), то внутрироссийским авиаперевозчикам приходится или платить своеобразный "налог на добросовестность", или отказываться от увеличения размера выплат пострадавшим. Нетрудно догадаться, что большинство компаний выбирает второй вариант.
Наши на мировом рынке авиакосмического страхования Наиболее активно на рынках Европы, Азии, Африки, Латинской Америки работает "Ингосстрах". Первоначально его операции ограничивались страхованием авиационной техники советского и российского производства, передававшейся в аренду. Широкие международные связи и многолетний опыт работы за рубежом позволили "Ингосстраху" теперь включиться и в конкурентную борьбу за страхование местных авиаперевозчиков, использующих западную технику. Один из лидеров российского космического страхования, компания "Русский страховой центр", уже давно работает на международном рынке, участвуя в проектах Федерального космического агентства и "Рособоронэкспорта". Например, она принимала на себя риски вывода на орбиту и приземления космического аппарата "Демонстратор-2" по совместному проекту НИЦ им. Г. Н. Бабакина и немецкой компании "Астриум". Компанией была разработана страховая защита космических аппаратов итальянской программы "КОСМО-СкайМед". Наконец, Русский страховой центр совместно с японской корпорацией Sumitomo участвует в разработке программы страхового обеспечения предстартовой подготовки коммерческого запуска японского космического аппарата.
Переменчивый рынок Общемировые тенденции свидетельствуют о постоянном повышении уровня риска. Стоимость авиатехники растет очень быстро, а суммы выплат по ответственности - еще быстрее. Но хотя отдельные компании могут терпеть убытки, в целом отрасль оказывается "в плюсе", то есть система перераспределения риска в мировом масштабе работает успешно. Об особенностях развития мирового рынка авиакосмического страхования "Эксперту" рассказал исполнительный директор компании "Авикос" Илья Кабачник: - Этот бизнес отличается крайней неустойчивостью. Страховому рынку вообще свойственна определенная цикличность развития, но в случае авиастрахования циклы отличаются высокой частотой и амплитудой колебаний, сильно варьируются тарифы и размеры собираемых премий. Скажем, после трагедии 11 сентября авиакомпании, опасаясь новых терактов, увеличили объемы страхования своих парков. Объем рынка авиастрахования, естественно, вырос в разы, соответственно увеличились и прибыли страховых компаний. Однако с течением времени чувство опасности притупляется, соответственно снижается и субъективная оценка риска. Авиаперевозчики снижают уровень страховой защиты, сокращается объем собранных страховых взносов и прибыли авиастраховщиков, уменьшаются размеры рынка. При этом сокращение размеров рынка происходит до новой крупной катастрофы. Сложность ситуации в том, что наиболее крупные выплаты обычно приходятся на периоды снижения страховых взносов. Таким образом, специфика отрасли такова, что даже одно страховое событие может переломить тренд развития всего мирового рынка. Зависимость российского рынка авиастрахования от динамики мирового рынка определяется той долей ответственности, которая передается российскими компаниями для перестрахования. По авиакаско почти половину рисков российский рынок оставляет на себе, остальное перестраховывается на международном рынке. В страховании ответственности авиаперевозчиков международным перестраховщикам передается уже около девяноста пяти процентов рисков. Поэтому зависимость российского рынка от мировой конъюнктуры высока в части страхования ответственности, но относительно низка в авиакаско.
Конкуренция внутренняя и внешняя Рынок авиационно-космического страхования поделен между основными игроками, которых, в свою очередь, можно разделить на три группы. Первая группа - кэптивные компании (СК "Москва" - страховщик "Аэрофлота", СК НИК - страховщик авиакомпании "Волга-Днепр" и др.). Они работают с одним клиентом, имеют гарантированный страховой портфель, их задача - обслуживать и минимизировать его издержки. Вторая группа - специализированные авиастраховщики (страховая группа "Авикос-АФЕС", "Лексгарант", группа "Мегарусс"). Третья - универсальные страховые компании (активно работают с авиационно-космическими рисками "Ингосстрах", РОСНО, ВСК, Русский страховой центр). Конкуренция на этом рынке разворачивается в основном между компаниями второй и третьей группы. Илья Кабачник рассказывает, что эта конкуренция достаточно жесткая. По-прежнему, и даже в большей степени, чем в предыдущие годы, сильно желание многих участников рынка использовать в качестве инструмента конкурентной борьбы административные рычаги. В авиационно-космическом страховании эта тенденция еще сильнее, чем во многих других видах бизнеса, так как в отрасли по объективным причинам сильно госрегулирование, а во многих случаях страхователями являются госпредприятия. Замдиректора управления авиационно-космического и морского страхования компании РОСНО Сергей Худяков также считает, что большое влияние на решение вопроса о выборе страховщика оказывает административный фактор. На принятие того или иного решения влияют работники профильных министерств, банки, лизинговые компании, акционеры. Ценовой фактор и уровень сервиса, по мнению Сергея Худякова, в большинстве случаев не являются определяющими при выборе страховщика. Руководители всех опрошенных "Экспертом" страховых компаний считают, что круг участников рынка авиакосмического страхования очерчен достаточно жестко и в обозримой перспективе появления новых игроков, по крайней мере на конкурентном сегменте рынка, ждать не следует. Каковы перспективы российского авиакосмического страхования на международной арене? Наши страховщики достаточно активно работают с рисками авиакомпаний развивающихся стран, прежде всего тех, которые эксплуатируют технику российского производства. Страхование техники отечественного производства - это та ниша, в которой российские страховые компании ведут бизнес на мировом рынке. Конкуренция со стороны западных компаний здесь не слишком высока. Что же касается доступа к основному сегменту мирового рынка авиакосмического страхования, то есть к страхованию рисков крупных международных компаний, то российские страховщики смогут получить его только тогда, когда будут иметь высокий кредитный рейтинг международных рейтинговых агентств. Алексей ЯНИН
Вся пресса за 13 декабря 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|