Российский перестраховочный рынок имеет свои особенности по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья. В ряде государств Восточной Европы отсутствуют национальные перестраховочные компании, и весь рынок занят зарубежными перестраховщиками. В России есть прослойка специализированных перестраховщиков, которые, не обладая крупными ресурсами, постепенно уходят с рынка. Поэтому основные перестраховщики у нас - страховые, а не перестраховочные компании. Впрочем, и страховщики не могут полностью реализоваться в этой сфере, поскольку добавляется фактор внутренней конкуренции по прямому страхованию.
Специализированные перестраховочные компании могли бы оказаться очень полезными, но им недостает капитала. «В течение последних 20 лет развития рынка для таких компаний не вводилось никаких мер поддержки, а также ограничений для иностранных фирм. В итоге внутренний рынок перестрахования находится в стагнации, ища пути развития не внутри страны, а за ее пределами», - считает начальник управления входящего облигаторного перестрахования ОСАО «Ингосстрах» Игорь Алексеев.
По данным ФСФР за 2012 год, совокупные сборы по входящему перестрахованию (то есть риски, принятые на удержание) составили 42,8 млрд рублей. Из них 31,5 млрд рублей поступило в перестрахование от российских резидентов, а 11,3 млрд рублей пришло из-за рубежа. Последние поступления в основном приходят из Восточной Европы, где перестрахование вообще не развито.
Совокупный объем исходящего перестрахования, то есть сборов, переданных в перестрахование российскими компаниями, составил в 2012 году 114,8 млрд рублей При этом у отечественных перестраховщиков было перестраховано 35,4 млрд рублей, а у иностранных - почти 80 млрд рублей. По мере укрупнения рынка перестраховочные защиты все в большей мере становятся западными. По данным ЗАО «СК «Транснефть», по сравнению с 2011 годом объем премии, переданной в перестрахование в России, вырос на 9%, а перестрахованной за рубеж - на 20%.
В то же время российская емкость остается востребованной, особенно в специфических областях, которые западные рынки, не обладая достаточной статистикой, не понимают. «Самые крупные имущественные риски, в том числе СМР, перестраховываются на Западе, - говорит директор Северо-Западной дирекции ОАО СК «Альянс» Евгений Дубенский. - Для российских компаний определена очень узкая ниша, в основном автокаско и перестрахование специфических видов и рисков, которые не принимают западные игроки».
Для многих универсальных компаний входящее перестрахование - существенный источник дохода. Так, портфель входящего перестрахования в 2012 году несколько превысил 5% общей премии ОАО «СОГАЗ». Подобные показатели и у «Ингосстраха»: объемы сборов по входящему перестрахованию за 2012-й - порядка 4 млрд рублей при общем объеме премий 75 млрд рублей.
В Северо-Западном регионе высок спрос на перестрахование имущественных, морских рисков, грузов. Это объясняется спецификой региона, его приграничным положением, наличием крупных портов, развитым судоходством, грузовыми перевозками. Казалось, перестрахование могло быть развито в северо-западных региональных центрах страховщиков, но это происходит редко. «Крупные федеральные компании передали функции перестрахования в головные офисы. Специалистов по перестрахованию на Северо-Западе крайне мало», - комментирует Евгений Дубенский.
«Все решения по перестрахованию формируются в головных офисах, - подтверждает директор петербургского филиала компании «Евро-полис» Павел Муретов. - Кроме питерских компаний, но их остались единицы. Могут быть исключения, если есть наличие специфического портфеля, но они редки. Например, для Мурманска - перестрахование морских рисков».
Для нынешнего страхования, как считает Муретов, характерна очень сильная централизация, и многие должности на местах оказались не нужны. «В регионах нужны только продавцы, поэтому происходит выхолащивание квалификации. Это основной тренд в финансовой сфере, не только в страховании», - отмечает директор филиала.
В качестве примера централизации Муретов приводит северо-западный центр «Югории», где до недавнего времени подписывались перестраховочные риски региона. Однако затем политика учреждения изменилась.
Для питерских компаний перестрахование - вопрос особо щепетильный. Риск, неправильно взятый, может принести существенные убытки. «Мы все перестраховываем в России, в определенной перестраховочной компании, - говорит генеральный директор петербургской компании «Авеста» Галина Разбитскова. - Что касается видов, перестраховываем дорогие машины и СМР, имущество, автомобили свыше определенной стоимости».
В «Альянсе» сообщили, что перестраховывают имущество, СМР, ответственность, автотранспорт и другие виды страхования на крупные суммы. «Будет ли перестраховываться риск, зависит от собственного удержания страховщика, размера страховой суммы и политики перестрахования, принятой в страховой компании», - заключает Евгений Дубенский.
«Мы перестраховываем риски от 8 млн рублей, облигаторное перестрахование применяем до 30 млн, свыше - факультативное», - говорит директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис Чигарев.
«СОГАЗ - самая капитализированная страховая компания. Поэтому, как правило, в 99% случаев все риски остаются на собственном удержании страховой компании и перестрахования не требует», - комментирует заместитель территориального директора ОАО «СОГАЗ» по СЗФО по продажам Олег Галкин.
Заграница все ж милее
Объем премии, ежегодно передаваемой в перестрахование иностранным перестраховщикам, постоянно растет. «Перестраховочные компании с развитых зарубежных рынков могут предложить высокое качество защиты и большую емкость. В то же время нетто-емкость российского рынка очень мала, а емкость специализированных перестраховочных обществ совсем уже незначительная», - объясняет заместитель генерального директора по перестрахованию «Транснефти» Андрей Еременко.
С вступлением России в ВТО ситуация серьезно не изменится, полагают эксперты, поскольку этот сектор и так всегда открыт для иностранцев и они здесь уже давно активно и успешно работают. Игорь Алексеев предвидит лишь сужение перестраховочного пространства по причине большего проникновения иностранцев на рынок прямого страхования.
«При последующей либерализации рынка страхования и облегчении доступа на него иностранным компаниям конкуренция, безусловно, усилится, но вопрос об уходе с рынка крупнейших российских участников не стоит», - считает начальник управления входящего перестрахования ОАО «СОГАЗ» Артем Бондарев.
Независимые сходят на нет
Следующий тренд - продолжается вымывание доли специализированных компаний. «Количество независимых (не принадлежащих к различным группам) перестраховочных компаний стремительно сокращается. Основная причина - крайне высокая конкуренция на рынке перестрахования, вследствие чего нет возможности наращивать капитал и увеличивать собственные емкости», - продолжает Артем Бондарев.
Дело в том, что активы российских страховых компаний существенно больше перестраховочных. «Изначально законодательно разрешалось совмещать страховую и перестраховочную деятельность, - говорит Евгений Дубенский. - Перестрахование также дополнительный инструмент для российских страховщиков при работе на рынке. Все этот привело к тому, что в настоящее время в России представлен очень узкий сегмент отечественного специализированного перестрахования».
Тенденция концентрации сейчас актуальна и для страхового, и для перестраховочного рынка. «Компаний становится меньше, однако портфели действующих игроков страховой отрасли растут, а у перестраховщиков так активно не увеличиваются. Факторы все те же: недостаток капитала, неспособность работать с крупными рисками, низкий рейтинг, недостаток технологий и т.д.», - заключает Игорь Алексеев.
Без брокера доступ заказан
Часть перестраховочной премии идет через брокеров, подбирающих российских и зарубежных перестраховщиков. Активность брокеров на рынке достаточно велика. «Более 80% рисков в целом по рынку перестраховывается через брокеров. На рынок «Ллойдс», допустим, невозможно выйти без аккредитованной брокерской компании, - говорит Игорь Алексеев. - Внушительная часть игроков представляет собой компании с иностранным капиталом. Брокеры берут на себя большую часть функций, минимизируя затраты времени и финансов. Однако для входящего страхования брокеры - не только сервис, но и дополнительные расходы. Мы могли бы работать напрямую, но часто нашим клиентам выгоднее привлекать брокеров для размещения».
По мнению экспертов, влияние резко усилилось в секторе корпоративного страхования. «Все чаще брокер, представляющий интересы страхователя, организует не только страховую, но и перестраховочную защиту, - говорит начальник управления перестрахования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Владимир Ненашев. - И делают они это в зависимости от потребностей клиента как на российском, так и на международном рынке, использую российскую страховую компанию в качестве фронтирующей емкости. Чаще всего по крупным рискам удается сочетать интересы и российского, и международного перестраховщика».
Нельзя не отметить такую деликатную в отечественном перестраховании тему, как схемы. Крупные зарубежные перестраховщики схемами не занимаются, их реализуют западные брокеры и отечественные игроки. «Если в топ-10 перестраховщиков мы постоянно видим 4-5 компаний, которые неизвестны рынку, но у них большие объемы бизнеса, скорее всего можно говорить о не совсем реальном перестраховании. И это вопрос для более жестких мер регулятора отрасли», - отмечает Игорь Алексеев.
«Есть холдинги, держащие страховщиков исключительно ради схем, - добавляет Павел Муретов. - Последние три года налоговые органы усилили давление. Они могут даже не признать сомнительный с их точки зрения договор, где вероятность массового убытка близка к нулю». Поэтому качественное перестрахование - не только работа над рисками, но и повышенное внимание к партерам, так как подмоченная репутация одного из них может сказаться на другом.
Георгий КАРЧИК
Глоссарий
По обязательности передачи риска от перестрахователя перестраховщику различают факультативное и облигаторное перестрахование. При факультативном перестраховочный договор заключается в отношении единичного договора страхования. При облигаторном перестрахованию подлежит весь портфель договоров, отвечающих определенным критериям (вид страхования, территория и т.п.).
График. Структура переданных и принятых рисков.
Вся пресса за 4 сентября 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Перестрахование, Динамика рынка, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Деловой Петербург, 26 декабря 2024 г.
Рынок страхования жизни в России преподнёс сюрпризы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Цены на перестрахование останутся практически неизменными в 2025 году
|
|
Дейта, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за езду без страховки с камер начнут приходить автовладельцам уже в 2025 году
|
|
Конкурент, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Аварийные водители за все заплатят: тарифы по ОСАГО отпустят в свободное плавание?
|
|
Волгоградская правда, 26 декабря 2024 г.
Мошенники заработали миллионы на подставных ДТП с дорогими иномарками
|
|
NEWS.ru, 26 декабря 2024 г.
Страховщик раскрыла, почему нужно повысить штрафы за отсутствие ОСАГО
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 26 декабря 2024 г.
В Кургане по делу автоподставщиц Камшиловых задержали еще одного фигуранта
|
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|