КонсультантПлюс,
11 сентября 2013 г.
Комментарий к Федеральному закону от 23.07.2013 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 7184 просмотра
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 19.08.2013.
1. Полномочия ФСФР России по надзору в сфере страховой деятельности переданы Банку России >>> 2. Будут упрощены правила доступа иностранных компаний на российский страховой рынок >>> 2.1. Требования к иностранным инвесторам будут снижены: страховые организации с участием таких инвесторов смогут осуществлять страховую деятельность в Российской Федерации при соблюдении некоторых условий >>> 2.2. Будут установлены новые случаи, когда ограничения для доступа иностранных инвесторов на российский страховой рынок не применяются >>> 2.3. Будут отменены требования о получении разрешения на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях >>> 3. Будут установлены дополнительные требования к деятельности страховых агентов и страховых брокеров, к их взаимоотношениям со страховщиками >>> 3.1. Будут определены новые правила взаимоотношений страховщиков со страховыми агентами и страховыми брокерами >>> 3.2. Некоторые нововведения коснутся и страховых агентов, и страховых брокеров >>> 3.3. Отдельные поправки затронут деятельность только страховых брокеров >>> 4. Будут изменены правила перестрахования >>> 5. Общие правила передачи страхового портфеля сблизятся с нормами о передаче страхового портфеля при банкротстве страховщика >>> 5.1. Передавать страховой портфель можно будет не только с равнозначным возмещением, но и с дисконтом или надбавкой >>> 6. Будут изменены правила лицензирования в сфере страхового дела >>> 6.1. Появятся новые правила получения лицензии >>> 6.1.1. Изменятся требования для получения лицензии на осуществление страхования >>> 6.1.2. Новое требование для получения лицензии - организация внутреннего аудита страховщика >>> 6.1.3. Изменятся требования для получения лицензии на осуществление взаимного страхования >>> 6.1.4. Появятся новые требования для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера >>> 6.1.5. Будет сокращен срок принятия решения о выдаче лицензии >>> 6.2. Изменятся основания для отказа в выдаче лицензии >>> 6.2.1. Ограничение действия лицензии страховой организации и назначение временной администрации не будут являться препятствиями к выдаче последующих лицензий >>> 6.2.2. Основанием для отказа в выдаче лицензии будет не только судимость должностных лиц соискателя лицензии, но и нарушение иных квалификационных требований >>> 6.3. Действующие лицензии необходимо будет переоформить >>> 6.4. Всем субъектам страхового дела будут выдаваться лицензии без ограничения срока действия >>> 6.5. Изменятся два основания для ограничения или приостановления действия лицензии >>> 6.6. Будут изменены правила отзыва лицензии: добавлено новое основание для отзыва лицензии и в одном случае упрощен порядок отзыва лицензии >>> 24 июля 2013 г. на портале pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 234-ФЗ). Данный документ представляет собой большой пакет поправок к действующему законодательству в сфере страхования. Нововведения коснутся всех участников отношений в сфере страхования, в частности страховщиков, перестраховщиков, страховых агентов, страховых брокеров. Некоторые изменения затронут также страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования. Большая часть положений Закона № 234-ФЗ вступает в силу 21 января 2014 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
1. Полномочия ФСФР России по надзору в сфере страховой деятельности переданы Банку России Как определено Законом № 234-ФЗ, полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) осуществляет Банк России. Напомним, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством такими полномочиями наделялась ФСФР России (подп. 7 п. 1 ст. 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», далее - Закон № 4015-1, и п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717). Также в Законе № 234-ФЗ указано, что Банк России уполномочен издавать нормативные акты, регулирующие следующие отношения: - между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела, или с их участием; - по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела; - иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Отметим, что в новой редакции ч. 2 ст. 1 Закона № 4015-1 нет оговорки о том, что Банк России вправе издавать нормативные акты только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России, вероятно, вправе по своему усмотрению издавать нормативные акты для детализации регулирования по любым вопросам страхового дела, но его акты не должны противоречить закону (ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и п. 1.2 Положения Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (утв. Приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395)). В отношении других нормативных правовых актов РФ Законом № 234-ФЗ установлено, что они могут приниматься в соответствии с федеральными законами только в случаях, предусмотренных в таких законах. Предыдущая редакция Закона № 4015-1 содержала иные правила принятия нормативных актов в сфере страхования. В п. 2 ст. 1 Закона № 4015-1 указано, что федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ в сфере страхового дела принимаются в соответствии с Законом № 4015-1. При этом в отношении нормативных актов федеральных органов исполнительной власти установлено более строгое требование - они должны были приниматься не только в соответствии с Законом № 4015-1, но и в случаях, прямо предусмотренных в нем. Нормы о передаче полномочий Банку России вступили в силу раньше остальных положений Закона № 234-ФЗ и применяются с 1 сентября 2013 г. Отметим, что данное нововведение является одним из элементов реформы в сфере финансового контроля и надзора, в результате которой в Российской Федерации будет образован финансовый «мегарегулятор» на базе Банка России. 24 июля 2013 г. на портале pravo.gov.ru был также опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ, содержащий поправки к большому количеству федеральных законов, которые регулируют деятельность, связанную с финансами и различными финансовыми инструментами. В соответствии с этим Федеральным законом Банку России передаются все полномочия ФСФР России по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иные полномочия. Большая часть положений указанного Федерального закона также вступила в силу с 1 сентября 2013 г. С этой же даты Банку России были переданы все полномочия ФСФР России по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Соответствующие поправки содержатся в Федеральном законе от 23.07.2013 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ФСФР России была упразднена с 1 сентября 2013 г., соответствующие изменения содержатся в Указе Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».
2. Будут упрощены правила доступа иностранных компаний на российский страховой рынок Закон № 234-ФЗ сокращает перечень запретов на осуществление отдельных видов страхования дочерними обществами иностранных инвесторов, а также страховыми организациями, имеющими долю иностранных инвесторов более 49 процентов в своем уставном капитале. При этом в отличие от действующего законодательства количество запретов будет зависеть от степени иностранного участия. Различный объем ограничений предусмотрен для организаций, доля иностранных инвесторов в уставном капитале которых превышает 49 процентов. Так, для организаций, доля иностранного участия в уставном капитале которых больше 49 процентов, но не более 51 процента, будет установлен минимальный перечень запретов. После вступления Закона № 234-ФЗ в силу этим организациям будет разрешено осуществлять страхование жизни, а также все виды обязательного страхования, в том числе страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Если доля иностранных инвесторов в уставном капитале организации более 51 процента или организация является дочерним обществом иностранных инвесторов, перечень запретов для такой организации будет за некоторыми исключениями повторять тот, который действует в настоящее время. Отличие состоит в том, какие виды обязательного страхования им будет разрешено осуществлять, а какие запрещено. Так, для страховых организаций с иностранным участием, перечисленных в Законе № 4015-1, будет по-прежнему недоступно осуществление обязательного страхования, финансируемого за счет соответствующих бюджетов. В качестве примера такого страхования можно привести обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, жизни и здоровья судебных приставов. Иначе обстоит дело с обязательным страхованием, страховые премии по которому уплачиваются преимущественно юридическими и физическими лицами. Действующая редакция Закона № 4015-1 запрещает страховым организациям с иностранным участием, перечисленным в данном Законе, осуществлять все виды обязательного страхования (п. 3 ст. 6 Закона № 4015-1). После 21 января 2013 г. (дата вступления Закона № 234-ФЗ в силу) страховым организациям, доля иностранного участия в уставном капитале которых более 51 процента или которые являются дочерними обществами иностранных инвесторов, будет запрещено осуществлять только обязательное страхование гражданской ответственности транспортных средств, а остальные виды обязательного страхования станут для них доступными. В России существует значительное количество видов обязательного страхования, помимо страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, например страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов, страхование вкладов физических лиц в банках РФ. Подробнее о видах обязательного страхования см.: Справочная информация : «Обязательное страхование». Дифференциация запретов в зависимости от степени иностранного участия будет ограничена по времени. С 22 августа 2017 г. для всех иностранных организаций с иностранным участием, перечисленных в новой редакции Закона № 4015-1, будет установлен единый перечень запретов - такой же, какой Закон № 234-ФЗ установил для иностранных организаций, имеющих долю иностранных инвесторов более 49 процентов, но не более 51 процента. Для наглядности приведем сравнение в таблице. 2.1. Требования к иностранным инвесторам будут снижены: страховые организации с участием таких инвесторов смогут осуществлять страховую деятельность в Российской Федерации при соблюдении некоторых условий Закон № 234-ФЗ определяет, что для осуществления страховой деятельности некоторыми организациями с участием иностранного инвестора обязательным является соответствие иностранного инвестора одному требованию: он должен быть страховой организацией и осуществлять страховую деятельность по законам соответствующего государства не менее пяти лет. Такое требование предъявляется к иностранным инвесторам следующих организаций: - являющихся дочерними по отношению к иностранным инвесторам; - имеющих долю иностранного инвестора в уставном капитале более 49 процентов. Таким образом, с одной стороны, увеличивается круг субъектов страхового дела, чей иностранный инвестор должен соответствовать указанному в Законе № 234-ФЗ требованию. По действующему законодательству специальные требования предъявляются только к иностранным инвесторам, обладающим долями в уставном капитале российских страховых организаций. С другой стороны, требования к инвесторам смягчаются. Напомним, что согласно действующей редакции Закона № 4015-1 иностранный инвестор должен: - быть страховой организацией и осуществлять страховую деятельность по законам соответствующего государства не менее 15 лет; - не менее двух лет участвовать в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.
2.2. Будут установлены новые случаи, когда ограничения для доступа иностранных инвесторов на российский страховой рынок не применяются В Законе № 234-ФЗ определено, что все вышеперечисленные требования к иностранным инвесторам, а также ограничения в отношении видов страхования не распространяются на страховые организации с иностранным участием, если те одновременно отвечают ряду условий (п. 10 ст. 6 Закона № 4015-1 в новой редакции): 1) являются дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеют долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов; 2) созданы или реорганизованы до 22 августа 2012 г.; 3) имели право осуществлять страховую деятельность, на которую распространяются ограничения для организаций с иностранным участием, и их иностранные инвесторы отвечали требованиям Закона № 4015-1 в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 22 августа 2012 г. Напомним, что действующая редакция Закона № 4015-1 предусматривает один случай, когда ограничения данного Закона не распространяются на дочерние организации иностранных инвесторов и на организации, доля иностранных инвесторов в уставном капитале которых превышает 49 процентов. Это происходит, если иностранный инвестор учрежден в государстве - члене Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами с другой стороны, от 24.06.1994 (п. 5 ст. 6 Закона № 4015-1).
2.3. Будут отменены требования о получении разрешения на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях После вступления Закона № 234-ФЗ в силу дочерним обществам иностранных инвесторов и организациям, имеющим значительную долю (более 49 процентов) иностранных инвесторов в уставном капитале, не нужно будет получать предварительное разрешение на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях (абз. 2 п. 4 ст. 6 Закона № 4015-1).
3. Будут установлены дополнительные требования к деятельности страховых агентов и страховых брокеров, к их взаимоотношениям со страховщиками Закон № 234-ФЗ изменяет правила осуществления деятельности страховых агентов и страховых брокеров. После вступления Закона № 234-ФЗ в силу отдельные отношения, которые ранее регулировались только договорами страховщиков со страховыми агентами, страховыми брокерами, будут регулироваться Законом № 4015-1. В частности, в Законе № 234-ФЗ установлены общие права, обязанности и определена ответственность страховых агентов, страховых брокеров. Некоторые нормы установлены в законодательстве впервые. Например, законодательно определены права страхового агента, брокера. Эти лица будут вправе требовать у страховщика предоставления информации о размерах уставного капитала, о лицензии на осуществление страхования, перестрахования и некоторых других сведений (абз. 3 п. 3 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Другие положения Закона № 234-ФЗ конкретизируют регулирование, рамочно определенное в Гражданском кодексе РФ. Например, в абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции указано, что страховой агент, брокер обязан представлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов. В Гражданском кодексе РФ содержится более общая норма: в соответствии со ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Отметим, что агентские договоры - наиболее распространенная форма договорных отношений между страховщиками и страховыми агентами, брокерами. Обращаем внимание, что некоторые положения Закона № 234-ФЗ не являются нововведениями, они, по сути, повторяют имеющиеся в законодательстве нормы. Например, согласно абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции страховые агенты, страховые брокеры будут нести ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну страховщика. Но ответственность за нарушение законодательства о коммерческой тайне уже предусмотрена Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
3.1. Будут определены новые правила взаимоотношений страховщиков со страховыми агентами и страховыми брокерами В отношениях по страхованию с участием страховых агентов или страховых брокеров на первое место ставятся интересы страхователей и застрахованных лиц. В Законе № 234-ФЗ указано, что договоры, заключенные страховыми агентами и страховыми брокерами от имени страховщика и (или) в его интересах, страховщик обязан исполнять независимо от способов заключения, сроков реализации страховых полисов, поступления страховщику страховой премии, если страховая премия уплачена страхователем страховому агенту или брокеру. Отметим, что похожая позиция уже встречалась в практике - страховщик не может отказывать в выплате страхового возмещения со ссылкой на неуплату страховой премии, если страхователь перечислил страховую премию страховому брокеру. Для подобного вывода не имеет значения факт заключения договора страхования непосредственно между страхователем и страховщиком, без участия страхового брокера (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09АП-28228/2010-ГК по делу № А40-37767/10-117-326). Информация о системе договоров между страховщиками и страховыми агентами, страховщиками и страховыми брокерами должна будет стать общедоступной. Для страховщиков устанавливается обязанность вести реестры и страховых агентов, и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием. Страховщики будут обязаны публиковать на своем сайте указанные в Законе № 234-ФЗ сведения, позволяющие идентифицировать страхового агента, страхового брокера. Полномочия по ведению указанного реестра страховщики будут вправе передать объединению страховщиков, о чем они будут обязаны сообщить на своем сайте.
3.2. Некоторые нововведения коснутся и страховых агентов, и страховых брокеров Как для страховых агентов, так и для страховых брокеров Закон № 234-ФЗ установил максимальный размер вознаграждения, выплачиваемого по обязательному страхованию, виды которого предусмотрены специальными федеральными законами, - 10 процентов страховой премии (абз. 2 п. 4 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Также Закон № 234-ФЗ устанавливает правило, по которому страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц (абз. 1 п. 4 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Данное правило начнет действовать с 1 июля 2014 г. Определено, что деятельностью в качестве страхового агента, страхового брокера не вправе заниматься следующие лица (п. 2 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции): - имеющие неснятую или непогашенную судимость; - осуществлявшие руководство страховщиком в течение двух лет до его признания арбитражным судом банкротом, если со дня признания страховщика банкротом прошло менее трех лет; - занимающие должности в органах управления страховщика, его дочерних и зависимых обществах. Действующая редакция Закона № 4015-1 подобных требований к страховым агентам, страховым брокерам не устанавливает. Однако Законом № 4015-1 установлены требования к квалификации и опыту работы руководителей страхового брокера (ст. 32.1 Закона № 4015-1). Также определено, что наличие неснятой или непогашенной судимости у руководителя или главного бухгалтера соискателя на получение лицензии на осуществление брокерской деятельности является основанием для отказа в выдаче этой лицензии (подп. 6 п. 1 ст. 32.3 Закона № 4015-1).
3.3. Отдельные поправки затронут деятельность только страховых брокеров Некоторые условия договоров об оказании услуг страхового брокера, заключаемых между страховыми брокерами и страховщиками, теперь будут определять страховщики. Они будут устанавливать перечень услуг страхового брокера, его права, обязанности, порядок исполнения договора, срок его действия, стоимость услуг, порядок взаиморасчетов (п. 6 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Отметим, что таким образом закон ограничил для страховых брокеров возможность согласовывать значительную часть условий договора об оказании услуг страхового брокера. В связи с этим соответствующие договоры приобрели черты договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ). Однако, руководствуясь действующей редакцией Гражданского кодекса РФ, нельзя сделать окончательный вывод о том, что это будут именно договоры присоединения. В п. 3 ст. 428 ГК РФ прямо указано на недопустимость применения норм о договорах присоединения, если присоединившаяся сторона знала о содержании договора и присоединение к договору связано с осуществлением ей предпринимательской деятельности. Иной подход к данному вопросу содержится в проекте поправок к Гражданскому кодексу РФ, принятом Госдумой в первом чтении 27 апреля 2012 г. (проект Федерального закона № 47538-6). Согласно новой редакции п. 3 ст. 428 ГК РФ предлагается распространить правила расторжения договора присоединения на договоры, положения которых определяются одной из сторон, если другая не может согласовывать отдельные условия договора без затруднений. В настоящее время указанный проект принимается по частям и три его части уже опубликованы в качестве федеральных законов. Однако многие положения данного проекта только подготавливаются ко второму чтению. На момент написания настоящего материала текст поправок к ст. 428 ГК РФ, подлежащих рассмотрению во втором чтении, не был опубликован на сайте Госдумы. Стоит отметить, что в судебной практике имеются примеры применения ст. 428 ГК РФ к предпринимательским договорам. Так, ВАС РФ разъяснил, что положения законодательства о договоре присоединения могут применяться для договоров не только с физическими лицами, но и с предпринимателями. Осведомленность предпринимателя об условиях заключаемого договора не является основанием для неприменения положений законодательства о договоре присоединения (п. 3 ст. 428 ГК РФ), если заемщик не мог повлиять на содержание договора, условия которого существенным образом нарушают баланс интересов его сторон (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре»). Подробнее об этом см.: КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск « Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации». Теперь страховые брокеры будут обязаны открывать специальные банковские счета исключительно для зачисления денежных средств, поступивших от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), и перечисления их страховщику в срок, не превышающий трех рабочих дней (абз. 5 п. 6 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Кроме того, страховые брокеры, осуществляющие прием вышеуказанных денежных средств, будут обязаны обладать гарантией исполнения обязательств. Эта гарантия может быть в форме либо банковской гарантии на сумму не менее 3 млн руб., либо наличия собственных средств, размещенных в денежные средства, в том же размере (абз. 6 п. 6 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Указанное требование начнет применяться с 1 июля 2015 г. Наличие гарантии исполнения обязательства будет обязательным условием для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера. Вместо нормы о том, что страховой брокер не может одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика при оказании услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования), вводится новое правило. В соответствии с Законом № 234-ФЗ, если страховой брокер осуществляет посредническую деятельность в интересах страховщика, он обязан уведомить об этом страхователя и не вправе получать вознаграждение за оказанную услугу по одному договору страхования и от страховщика, и от страхователя (абз. 2 п. 6 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Для страховых брокеров устанавливаются дополнительные требования по информационному взаимодействию как со страхователями, так и со страховщиками. Страховые брокеры по запросу страхователя будут обязаны предоставлять ряд сведений, в том числе результаты анализа страховых услуг, подтверждающие, что предложение страхового брокера страхователю сформировано с учетом потребностей страхователя (абз. 1 п. 8 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции). Страховщику должна будет передаваться полученная от страхователя информация о страховом риске, об объекте, о предмете страхования, о потребностях страхователя в страховании, а также иная информация. Порядок передачи сведений и их объем установлены законодательством РФ и договором между страховщиком и страховым брокером (абз. 2 п. 8 ст. 8 Закона № 4015-1 в новой редакции).
4. Будут изменены правила перестрахования Закон № 234-ФЗ установит для страховщиков обязанность передавать в перестрахование риски страховой выплаты, превышающие размер собственного удержания перестрахователя. Размер собственного удержания и порядок определения такого размера должны быть указаны перестрахователем в учетной политике. Напомним, что правила составления учетной политики для страховщиков закреплены в следующих документах: - Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (Приложение № 4 к Приказу Минфина России от 25.11.2011 № 160н); - Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» (Приложение № 33 к Приказу Минфина России от 25.11.2011 № 160н). После вступления Закона № 234-ФЗ в силу изменяется перечень обязательств страховщика, не подлежащих перестрахованию (п. 12 ст. 13 Закона № 4015-1 в новой редакции). Во-первых, с 1 июля 2014 г. вводится запрет на перестрахование обязательств страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Во-вторых, сокращается перечень видов обязательств страховщика, не подлежащих перестрахованию, по договору страхования жизни. Так, в соответствии с Законом № 234-ФЗ не подлежит перестрахованию обязательство страховщика по выплате страховой суммы по договору страхования жизни в части страхования риска дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока. В действующей редакции Закона № 4015-1 помимо двух вышеназванных рисков также запрещено страховать риск дожития до наступления иного события. В Законе № 234-ФЗ содержится нормативное определение форм перестрахования. Всего их выделяется четыре: облигаторное, факультативное, факультативно-облигаторное и облигаторно-факультативное перестрахование. Различие факультативного, облигаторного, факультативно-облигаторного и облигаторно-факультативного перестрахования в соответствии с Законом № 234-ФЗ состоит в том, может ли перестрахователь отказаться передавать, а перестраховщик отказаться принимать в перестрахование те или иные обязательства по договорам страхования, заключенным перестрахователем. Для наглядности покажем различия в таблице. Обратим внимание на особенность облигаторного перестрахования: согласно п. 6 ст. 13 Закона № 4015-1 в новой редакции вступление в силу основного договора страхования при облигаторном перестраховании означает, что соответствующие обязательства считаются перестрахованными, если договором не предусмотрено иное. Отметим, что в настоящее время сходное деление по формам договоров существует на практике. Сторонами часто заключаются договоры облигаторного перестрахования (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2009 № Ф04-701/2009(159-А45-39) по делу № А45-7979/2008-7/156) и факультативного перестрахования (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2013 по делу № А40-90542/12-30-702). Реже заключаются договоры факультативно-облигаторного перестрахования (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2007 № Ф04-4531/2006(35759-А45-40) по делу № А45-48206-31/33). Такая разновидность договоров, как договоры облигаторно-факультативного перестрахования, в настоящее время в судебной практике не встречается. Можно выделить две модели существующих в практике договоров факультативного перестрахования: 1) сначала заключается общий договор факультативного перестрахования, а на его основе - отдельные договоры, в которых определены обязательства страховщика, передаваемые в перестрахование. Точный объем передаваемых обязательств в момент заключения основного договора неизвестен (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2013 по делу № А40-22015/12-117-207, ФАС Московского округа от 25.11.2010 № КГ-А40/14010-10 по делу № А40-167312/09-59-1210, ФАС Московского округа от 21.05.2013 по делу № А40-90542/12-30-702); 2) сразу заключается договор факультативного перестрахования, в котором стороны определяют обязательства страховщика, передаваемые в перестрахование. Данные обязательства заранее известны, поскольку уже заключен основной договор страхования (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 06.08.2013 по делу № А40-133019/12-29-1334, ФАС Московского округа от 29.12.2011 по делу № А40-98279/10-14-871). Обе эти модели соответствуют описанию, предусмотренному в Законе № 234-ФЗ. Также стоит отметить, что, хотя до принятия Закона № 234-ФЗ вышеназванные формы перестрахования не были закреплены на уровне федерального закона, некоторые из них использовались в подзаконных актах без раскрытия содержания. Так, в Приказе Минфина России от 20.10.2008 № 113н «О форме годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год» и порядке ее составления и представления» выделяются договоры облигаторного, факультативного и факультативно-облигаторного перестрахования. В Законе № 234-ФЗ указано на возможность применения пропорционального и непропорционального перестрахования, однако установлено, что его особенности должны будут определяться условиями договора перестрахования. Отметим, что, как правило, при пропорциональном перестраховании размер премии перестраховщика зависит от размера премии страховщика, а при непропорциональном - определяется в твердой сумме [1]. Закон № 234-ФЗ содержит нормативное определение понятия «тантьема». Тантьема в соответствии с Законом № 234-ФЗ представляет собой обязательство перестраховщика по уплате перестрахователю части положительной разницы между доходами и расходами перестраховщика по заключенному между ними договору перестрахования или группе таких договоров за определенный период времени. В Налоговом кодексе РФ тантьема определяется как форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика. Нормативное определение понятия «тантьема» имеет значение для страховщиков, поскольку суммы тантьем в соответствии с Налоговым кодексом РФ включаются ими в состав доходов или расходов, полученных по договорам перестрахования (в зависимости от того, кем является налогоплательщик - перестрахователем или перестраховщиком) (подп. 3 п. 2 ст. 293 и подп. 4 п. 2 ст. 294 НК РФ). В практике арбитражных судов встречались споры о том, какие платежи могут быть отнесены к категории «тантьема» в целях определения базы по налогу на прибыль, а какие нет (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2013 по делу № А40-30013/12-91-149).
5. Общие правила передачи страхового портфеля сблизятся с нормами о передаче страхового портфеля при банкротстве страховщика Закон № 234-ФЗ устанавливает новые правила передачи страхового портфеля. Напомним, что в настоящее время правила передачи страхового портфеля различаются в зависимости от того, передается такой портфель по решению самого страховщика или его передача связана с отзывом лицензии или с процедурой банкротства страховщика. При этом в Законе № 4015-1 и в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) правила передачи страхового портфеля существенно различаются. Различия связаны с правилами взаимодействия страховщиков и страхователей в процессе передачи страхового портфеля. Поправки, содержащиеся в Законе № 234-ФЗ, нацелены на то, чтобы сблизить два вышеназванных порядка. Сравним изменения в таблице. 5.1. Передавать страховой портфель можно будет не только с равнозначным возмещением, но и с дисконтом или надбавкой Страховщики получат возможность передавать страховой портфель не только при условии, что стоимость передаваемых активов равна величине страховых резервов, но и с надбавкой или дисконтом (п. 5 ст. 26.1 Закона № 4015-1 в новой редакции). Передача страхового портфеля с надбавкой - передача активов, стоимость которых больше сформированных страховых резервов. Размер такой надбавки не должен превышать разность между стоимостью чистых активов и уставным капиталом страховщика, передающего страховой портфель, иначе передача с надбавкой не допускается. Передача страхового портфеля с дисконтом - передача активов, стоимость которых меньше сформированных страховых резервов. Размер дисконта не должен быть меньше половины передаваемых страховых резервов. Исключения составляют случаи банкротства страховщика, передающего страховой портфель, другие исключения могут быть предусмотрены иными федеральными законами. В настоящее время только в одном случае допускается передача страховых активов, размер которых меньше сформированных страховых резервов. Это возможно по правилам Закона о банкротстве при передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат. В соответствии с ч. 4 ст. 184.9 Закона о банкротстве если у страховой организации, передающей страховой портфель, недостаточно активов или они отсутствуют, то компенсировать их может профессиональное объединение страховщиков.
6. Будут изменены правила лицензирования в сфере страхового дела Закон № 234-ФЗ изменяет правила получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера, а также некоторые требования к соискателям лицензии, субъектам страхового дела. Законом уточняются основания для отказа в выдаче лицензии и изменяются основания для ограничения или приостановления действия лицензии.
6.1. Появятся новые правила получения лицензии
6.1.1. Изменятся требования для получения лицензии на осуществление страхования В соответствии с Законом № 234-ФЗ для получения лицензии на осуществление страхования соискатель должен будет представлять: - сведения о внутреннем аудиторе, руководителе службы внутреннего аудита соискателя лицензии с приложением документов, подтверждающих их соответствие квалификационным и иным требованиям, установленным Законом № 4015-1; - положение о внутреннем аудите; - документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством РФ о государственной тайне (если такое требование установлено законом); - иные документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам). В качестве примера дополнительного требования к страховщикам, установленного законом, можно привести ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно этой норме страховая организация для получения лицензии на осуществление обязательного страхования должна обладать не менее чем двухлетним опытом осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. В соответствии с Законом № 234-ФЗ для получения лицензии на осуществление страхования соискателю больше не нужно будет представлять в орган страхового надзора: - экономическое обоснование осуществления видов страхования (бизнес-план, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые другие документы); - правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом № 4015-1, с приложением образцов используемых документов; - расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок; - положение о формировании страховых резервов. Стоит отметить, что у страховщиков сохраняется обязанность представлять правила страхования, расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положения о формировании страховых резервов. Однако теперь эта обязанность не связана с процедурой получения лицензии. Порядок и сроки представления соответствующих документов будут установлены Банком России (абз. 2 п. 2 ст. 32.9 Закона № 4015-1 в новой редакции).
6.1.2. Новое требование для получения лицензии - организация внутреннего аудита страховщика Нормы о внутреннем аудите страховых организаций являются нововведением Закона № 234-ФЗ. Внутренний аудит обязаны будут осуществлять все страховщики. В Законе № 234-ФЗ подробно определены порядок формирования подразделений, осуществляющих внутренний аудит, их права и обязанности, а также правила предоставления информации органу страхового надзора о проведенных мероприятиях. Внутренний аудит будет осуществлять либо специально назначенное должностное лицо (внутренний аудитор), либо создаваемая для этого служба (служба внутреннего аудита) (ст. 28.2 Закона № 4015-1 в новой редакции). Для внутренних аудиторов и руководителей службы внутреннего аудита Закон № 234-ФЗ устанавливает требования к квалификации и образованию, а также требование об отсутствии определенных связей со страховщиком (наличие акций, близкое родство с акционерами, участниками страховщика и др.) (п. п. 3.1 и 4 ст. 32.1 Закона № 4015-1 в новой редакции). Страховщикам, созданным до 21 января 2014 г., будет предоставлено три месяца для направления в орган страхового надзора сведений о внутреннем аудиторе, а также положения о внутреннем аудите. Трехмесячный срок начинает исчисляться с указанной даты. По смыслу Закона № 234-ФЗ можно сделать вывод о том, что в случае непредставления соответствующих сведений орган страхового надзора сможет направить страховщику предписание об устранении нарушений, предусмотренное ст. 32.6 Закона № 4015-1 в новой редакции. Неисполнение указанного предписания влечет ограничение либо приостановление действия лицензии. Также Закон № 234-ФЗ вводит для страховщиков обязанность организовать систему внутреннего контроля, однако документы о системе внутреннего контроля, в отличие от документов о внутреннем аудите, не нужно будет представлять для получения лицензии.
6.1.3. Изменятся требования для получения лицензии на осуществление взаимного страхования Изменился перечень документов, которые необходимо представить для получения лицензии на осуществление взаимного страхования. Список пополнился документами, содержащими следующие сведения: - сведения о юридических лицах - членах общества взаимного страхования с указанием имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования; - положение о внутреннем аудите; - сведения об актуарии. Одновременно установлено, что не нужно будет представлять: - положение о формировании страховых резервов; - правила страхования по видам страхования, установленным Законом № 4015-1 и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением видов страхования, предусмотренных подп. 1 - 5 п. 1 ст. 32.9 Закона № 4015-1, с приложением образцов используемых документов (если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования). Из Закона № 4015-1 будет исключена норма о согласовании органом страхового надзора положения о формировании страховых резервов и правил страхования в случае дополнения перечня видов страхования, приведенного в уставе общества взаимного страхования.
6.1.4. Появятся новые требования для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера Закон № 234-ФЗ изменит наименование вида деятельности, которую осуществляют страховые брокеры. В соответствии с действующей редакцией Закона № 4015-1 страховые брокеры должны получить лицензию на осуществление «страховой брокерской деятельности»; в новой редакции эта деятельность называется «посреднической деятельностью в качестве страхового брокера». Для страховых брокеров, уже имеющих лицензию, это не повлечет каких-либо негативных последствий, однако они, как и прочие субъекты страхового дела, обязаны будут до 22 января 2016 г. переоформить бланки лицензий, выданные до 21 января 2014 г. (более подробно о переоформлении бланков лицензий см. раздел 6.3. Действующие лицензии необходимо будет переоформить). Новым документом, который страховой брокер должен будет представить для получения лицензии, будет банковская гарантия или документ, подтверждающий наличие собственных средств и гарантирующий исполнение обязательств страховым брокером. Подробнее см. раздел 3.3. Отдельные поправки затронут деятельность только страховых брокеров. При этом для получения лицензии соискателю больше не нужно будет представлять образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности. Закон № 234-ФЗ уточнил требование о представлении документов, подтверждающих квалификацию работников страхового брокера. В действующей редакции Закона № 4015-1 не определено, квалификацию каких работников нужно подтвердить. Закон № 234-ФЗ установил, что соискатель лицензии должен будет предоставлять сведения о руководителе и главном бухгалтере страхового брокера с приложением документов, подтверждающих их соответствие.
6.1.5. Будет сокращен срок принятия решения о выдаче лицензии Закон № 234-ФЗ существенно сократил срок, в течение которого орган страхового надзора обязан принять решение о выдаче лицензии. Этот срок для всех случаев будет составлять 30 рабочих дней со дня получения органом страхового надзора всех необходимых документов (п. 12 ст. 32 Закона № 4015-1 в новой редакции). Напомним, что в действующей редакции Закона № 4015-1 максимальный срок для принятия такого решения составляет 120 дней с даты получения органом страхового надзора всех необходимых документов, а для лицензий на осуществление некоторых видов деятельности - 60 дней (п. 11 ст. 32 Закона № 4015-1). В Законе № 4015-1 будет прописан порядок взаимодействия Банка России с соискателем лицензии в случае представления последним неполного пакета документов или документов, не отвечающих установленным требованиям. Банк России в таком случае должен будет уведомить соискателя о том, что на представление недостающих документов ему дается 30 дней, по истечении которых заявление со всеми приложенными документами будет возвращено соискателю.
6.2. Изменятся основания отказа в выдаче лицензии
6.2.1. Ограничение действия лицензии страховой организации и назначение временной администрации не будут являться препятствиями к выдаче последующих лицензий Закон № 234-ФЗ уточняет два основания для отказа в выдаче лицензии. Первое уточнение связано со случаем, когда у соискателя лицензии уже есть лицензия на осуществление страховой деятельности. Согласно новой редакции Закона № 4015-1 наличие решения о приостановлении действия ранее выданной лицензии на дату принятия решения о выдаче лицензии будет основанием для отказа в выдаче новой лицензии на осуществление добровольного или обязательного страхования или перестрахования, если страховая организация принимает по договору перестрахования обязательства по страховой выплате. В действующей редакции Закона № 4015-1 условия применения данного основания для отказа в выдаче лицензии сформулированы иначе (подп. 2 п. 1 ст. 32.3 Закона № 4015-1). Соискателю отказывается в выдаче лицензии не только в случае приостановления действия ранее выданной лицензии, но также и в случае ограничения ее действия, а равно назначения временной администрации по решению органа страхового надзора. Сейчас при наличии оснований, закрепленных в подп. 2 п. 1 ст. 32.3 Закона № 4015-1, может быть отказано в выдаче лицензий на осуществление дополнительных видов страхования, перестрахования, взаимного страхования. Таким образом, по новой редакции Закона № 4015-1 в выдаче лицензии на осуществление взаимного страхования нельзя будет отказать по данному основанию.
6.2.2. Основанием для отказа в выдаче лицензии будет не только судимость должностных лиц соискателя лицензии, но и нарушение иных квалификационных требований Второе уточнение касается основания, связанного с требованиями к должностным лицам соискателя лицензии. Согласно действующей редакции Закона № 4015-1 в выдаче лицензии может быть отказано, если у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии имеется неснятая или непогашенная судимость (подп. 6 п. 1 ст. 32.3 Закона № 4015-1). В новой редакции Закона № 4015-1 данное основание сформулировано более широко. Отказать в выдаче лицензий можно будет не только в случае наличия судимости, но также и в случае иного несоответствия руководителей (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера, внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита субъекта страхового дела, актуария квалификационным и иным требованиям. Такие требования установлены в новой редакции Закона № 4015-1 и в федеральном законе об актуарной деятельности в Российской Федерации. Отметим, что в настоящее время закон об актуарной деятельности еще не принят, однако на рассмотрении Госдумы находится Законопроект № 445108-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Он был принят в третьем чтении, однако был отклонен Советом Федерации с предложением создать согласительную комиссию.
6.3. Действующие лицензии необходимо будет переоформить После вступления Закона № 234-ФЗ в силу информация, которая должна быть отражена в лицензии, будет указана в Законе № 4015-1. Отметим, что в настоящее время нет нормативного документа, устанавливающего перечень сведений, которые должны быть включены в лицензию, или утверждающего формы лицензий. До 2006 г. форму лицензии утверждал Приказ Росстрахнадзора, однако этот Приказ утратил силу еще в марте 2006 г. (см. Приложение 1 к Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Росстрахнадзора от 19.05.1994 № 02-02/08). Бланки лицензий на осуществление страхования (перестрахования), выданные органом страхового надзора до 21 января 2014 г. (дня вступления Закона № 234-ФЗ в силу), подлежат замене по заявлению субъекта страхового дела в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора, но не позднее 22 января 2016 г. Однако Закон № 234-ФЗ прямо не определил, какие последствия ожидают субъекта страхового дела, нарушившего данную обязанность.
6.4. Всем субъектам страхового дела будут выдаваться лицензии без ограничения срока действия В соответствии с Законом № 234-ФЗ будут исключены случаи выдачи субъектам страхового дела лицензий с ограниченным сроком действия. Однако будет установлена возможность ограничивать срок действия лицензий федеральными законами. В Законе № 234-ФЗ не сказано, что должно произойти с лицензиями, выданными до вступления Закона № 234-ФЗ в силу и имеющими ограниченный срок действия. Полагаем, что поскольку в Законе № 234-ФЗ прямо не указано на их автоматическое продление без ограничения срока действия, то они прекратят свое действие по истечении указанного в них срока. Отметим, что отмена срока действия лицензий - это общая тенденция изменений российского законодательства. Например, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил, что все лицензии по видам деятельности, подпадающим под его регулирование, действуют бессрочно, также без ограничения срока действия выдаются лицензии на осуществление клиринговой деятельности, на осуществление банковских операций. Однако еще не все лицензии в Российской Федерации выдаются бессрочно, например, лицензия на производство и оборот этилового спирта может быть выдана не более чем на пять лет.
6.5. Изменятся два основания для ограничения или приостановления действия лицензии В соответствии со ст. 32.6 Закона № 4015-1 в действующей редакции ограничение или приостановление действия лицензии производится, если субъект страхового дела не исполнил предписание органа страхового надзора об устранении выявленных нарушений в срок, установленный в этом предписании. Всего в п. 2 ст. 32.6 Закона № 4015-1 указано семь оснований для выдачи предписания, а Закон № 234-ФЗ изменяет два из них. Новые условия будут сформулированы следующим образом: 1) осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством РФ, а также нарушение субъектом страхового дела требований, установленных страховым законодательством. Таким образом, предписание может быть выдано за нарушение любого требования страхового законодательства, а не только условия, установленного для выдачи лицензий (как в действующей редакции Закона № 4015-1). Отметим, что в страховом законодательстве не все требования к субъектам страховой деятельности являются условиями для выдачи лицензии. Например, Закон № 234-ФЗ вводит для страховщиков обязанность организовывать систему внутреннего контроля и систему внутреннего аудита. Но организация внутреннего аудита является лицензионным требованием, а организация внутреннего контроля нет; 2) несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, в том числе несоблюдение головной страховой организацией страховой группы указанных требований на консолидированной основе. Указание на головную страховую организацию страховой группы является нововведением Закона № 234-ФЗ. В данном Законе также определяется само понятие «страховая группа». Под страховой группой будет пониматься не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором страховая организация (головная страховая организация) контролирует одно или несколько юридических лиц или оказывает значительное влияние на них. К головной страховой организации будут на консолидированной основе предъявляться требования к финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и средств страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств (п. 4 ст. 25 Закона № 4015-1 в новой редакции). Контроль и значительное влияние для определения участников страховой группы и головной страховой организации страховой группы определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории РФ. Отметим, что термин «значительное влияние» раскрывается в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия». Термин «контроль» раскрывается в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность». 6.6. Будут изменены правила отзыва лицензии: добавлено новое основание для отзыва лицензии и в одном случае упрощен порядок отзыва лицензии Закон № 234-ФЗ добавляет условие для отзыва лицензии по решению органа страхового надзора. Лицензия может быть отозвана в случае неоднократного в течение года непредставления или неоднократного в течение года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренных этим Законом, другими федеральными законами, нормативными актами органа страхового надзора. Ускоряется порядок отзыва лицензии у страховщиков, не увеличивших свои уставные капиталы, если федеральным законом был изменен минимальный размер уставного капитала. У таких страховщиков орган страхового надзора сможет отзывать лицензию без вынесения соответствующего предписания. [1] Фогельсон Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 576 с.; Андреев Ю.Н. Имущественное страхование: теория и судебная практика. М.: Ось-89, 2011. 352 с.
Вся пресса за 11 сентября 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
|
мвд.рф, 19 ноября 2024 г.
В Чувашии руководство страховой компании благодарит сотрудников полиции, выявивших мошенников в сфере автострахования
|
|
Финмаркет, 19 ноября 2024 г.
НСА повысил прогноз выплат в РФ по агрострахованию в 2024 г. до 6 млрд руб.
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 19 ноября 2024 г.
Куда везти авто? Адреса сервисов ремонта по ОСАГО предлагают выбирать самим клиентам страховых компаний
|
|
Новые Известия, 19 ноября 2024 г.
Решение Байдена по ATACMS: страховка предприятий увеличилась в 100 раз и будет расти
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
«Авито» планирует запустить страховое направление
|
|
Frank Media, 19 ноября 2024 г.
«Период охлаждения» в ДСЖ без финансовых потерь составит четыре дня
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|