Мнение эксперта об изменении ценообразования в ОСАГО
Ведомости онлайн,
29 ноября 2013 г.
Либерализация цен на ОСАГО стала бы свидетельством взросления страхового рынка и общества 827 просмотров
ОСАГО не перестает еженедельно, если не ежедневно, порождать информационные поводы: иногда новые, но чаще хорошо забытые старые. «Длинные» полисы, повышение цен, расширение тарифного коридора, новые методики расчета ущерба — все эти бесконечные обсуждения напоминают сообщающиеся сосуды: жидкость циркулирует, но никуда (читай — ни во что) не выливается.
История ОСАГО в России началась в теперь уже далеком 2003 г. Тогда появление полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств было сродни спасательному кругу, брошенному на российские дороги. Несмотря на возмущение многих автовладельцев, у которых само слово «обязательное» вызывало раздражение, в тот момент ОСАГО справился со своей миссией: цивилизованный подход стал постепенно вытеснять «разборки по понятиям», столь привычные для 1990-х. В тот момент полис ОСАГО сыграл роль двигателя прогресса, того, что многие антропологи в эволюции называют «скачком».
Однако затем в случае с ОСАГО сработало правило, сформулированное историком русской литературы, цензором Александром Никитенко, современником реформ императора Александра II: «Почему-то всему хорошему в России суждено начинаться, но не доходить до конца».
Ведь дело в том, что за прошедшие 10 лет ОСАГО из спасательного круга медленно, но верно превратился в enfant terrible отечественного страхования. И, равно как и в случае с александровскими реформами, все стали им недовольны. Страховщики — тем, что ОСАГО — продукт убыточный: базовые тарифы не меняются, а цены на ремонт и запчасти растут. Автолюбители — тем, что нет единых критериев оценки ущерба, а выплаты по этой причине часто не соответствуют ожиданиям, что ОСАГО нельзя максимально индивидуализировать.
Решения для этих противоречий предлагаются самые разнообразные, но большинство из них сводится к тому, чтобы дополнить существующую формацию обязательных правил новыми обязательными правилами, которые, однако, позволят сделать ОСАГО более гибким. Речь здесь идет о несколько условной свободе: границы, переступать которые невозможно, расширятся, но не исчезнут. А ведь за эти 10 лет наш ОСАГО «вырос и стал совсем взрослым». Ведь за эти 10 лет мы уже успели столкнуться и с эволюционным скачком, и со стагнацией, в которой ОСАГО пребывает в последние годы. И самым полноценным решением, к которому все уже давно готовы, может стать либерализация цен.
Сергей Есенин любил рассказывать, как его маленьким мальчиком учили плавать: отвозили в лодке на середину озера и выбрасывали за борт — попробуй тут не выплыть. Что-то подобное, хаотичное и страшное, могло происходить с ОСАГО, если бы государство отказалось от идеи регулирования цен на полис в период с 2003 по 2007 г. Но сегодня на дворе 2013-й: «выросли» и рынок, и страховщики, и водители. А ОСАГО до сих пор оправдывается одним-единственным скачком в своем послужном списке. Либерализация же цен на ОСАГО сегодня — это недвусмысленный сигнал, который власть может дать не только страховщикам и автовладельцам, но и всему обществу: мы в вас верим. С практической стороны это приведет к тому, что ОСАГО наконец-то станет продуктом: страховые компании смогут конкурировать друг с другом, стремясь сделать лучшее, уникальное, персональное предложение клиентам, а те, в свою очередь, смогут выбирать услуги, за которые готовы платить, четко понимая, что они получают взамен.
Другой важный момент — максимальная прозрачность страхового бизнеса, которой сегодня, в условиях очень нестабильного консолидирующегося рынка, рынка, который активно очищается от недобросовестных игроков, можно достичь, исключив посредников из цепочки продажи ОСАГО. Контроль за полисами, приобретаемыми напрямую только у поставщика страховой услуги, будет по-настоящему пристальным, если мы в скором времени придем и к онлайн-форме ОСАГО. И существующая автоматизированная информационная база АИС — важный шаг на пути к этому, позволяющий уже сейчас этого добиться.
Все эти этапы необходимы для адекватного развития рынка ОСАГО, и ничего пугающего в них нет. Не будет ни колоссального роста тарифов, ни массовых банкротств, ни революций. Весь ход истории вообще демонстрирует, что большие реформы не ведут к революциям, к революциям ведут полумеры. Александр II готовил страну к тому пути, по которому пошли все сохранившиеся в Европе монархии: провести еще более масштабную либерализацию, дать стране Конституцию, ограничить самодержавие, чтобы его спасти (британская королевская семья именно потому и дожила до сегодняшнего дня, что вовремя это сделала). Но император не успел: убили. А его сын Александр III под грохот аплодисментов правящего класса все реформы заморозил.
Таков в общих чертах исторический перекресток, на котором находится отечественное автострахование. И хочется надеяться, что перекресток этот — равнозначных дорог. Главное, стоя на нем, помнить, что нельзя сделать кошке менее больно, отрезая хвост по чуть-чуть.
Мария МАЛЬКОВСКАЯ Для Vedomosti.ru Автор — гендиректор «Интач страхования»
Вся пресса за 29 ноября 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|