Ведомости,
4 декабря 2013 г.
Рынки: Нужны равные условия 952 просмотра
Ключевое событие в сфере антимонопольного регулирования финансовых рынков связано с реформой надзора. В связи с этим в закон о защите конкуренции были внесены изменения. Финансовые организации подразделяются на поднадзорные и не поднадзорные ЦБ (сейчас - лизинговые компании и ломбарды).
Изменения коснулись и нормативной базы, которая будет определяться по согласованию с ЦБ. Речь идет о величине активов поднадзорных ЦБ финансовых организаций для контроля экономической концентрации, условиях признания и порядке определения их доминирующего положения, актах, определяющих порядок анализа рынка.
Разработанные нами проекты не предусматривают серьезного изменения актов, определяющих величину активов. Для кредитных организаций показатель увеличится с 24 млрд до 29 млрд руб. при подаче ходатайств и с 2,2 млрд до 2,6 млрд при подаче уведомлений, для остальных - не изменится. В проектах сохранен порядок ежегодного пересмотра величины активов кредитных и микрофинансовых организаций. Важное изменение в связи с созданием мегарегулятора - нарушения антимонопольного законодательства не только кредитными, но и иными поднадзорными ЦБ организациями будут рассматриваться совместными комиссиями с участием ЦБ.
Число дел на финансовых рынках, как и их доля, неизменно падает. Очень невелика доля финансовых организаций в общем числе дел о злоупотреблении доминирующим положением. Зато по антиконкурентным соглашениям их доля достаточно велика, эти дела связаны в большей степени со взаимоотношениями банков и страховщиков. Примерно такая же их доля в общем объеме дел о недобросовестной конкуренции. Среди финансовых дел преобладают нарушения на страховом рынке.
Мы решили внимательно проанализировать практику рассмотрения проектов соглашений, коль скоро у нас так много дел об антиконкурентных договоренностях. По статистике центрального аппарата, за последние 1,5 года почти половина представленных проектов - от финансовых организаций. Можно приветствовать сознательность участников рынка и призвать их еще активнее пользоваться этим инструментом. Недавно мы завершили рассмотрение дела, которого могло бы не быть, если бы организации представили нам проект соглашения.
Обсуждается идея саморегулирования для финансовых организаций поднадзорных ЦБ, но не являющихся кредитными. Разработан проект, в котором мы видим риски создания барьеров и негативного влияния на конкуренцию. Ключевой момент - требование о минимальном числе участников СРО одного вида: не менее 30% участников рынка. Есть рынки с небольшим числом организаций, а есть и со значительным. Так, почти при 4000 микрофинансовых организациях в СРО должно оказаться более 1000 членов. Это снизит уровень управляемости организации и ограничит возможности контроля.
На наш взгляд, минимальное число участников надо устанавливать для каждого рынка. У ЦБ должны быть возможности проверять и контролировать СРО, а главное - лишать ее статуса. Но будет ли это возможно, если в результате треть рынка лишится права работать. При этом мы не против того, чтобы участники рынка объединились в одно СРО. Но это должно быть решение именно участников рынка.
Какие у нас ближайшие планы. Мы разработали изменения в постановление правительства № 386 о случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями. Оно предполагает продление срока действия общих исключений в отношении таких соглашений. Планируем поменять 359-е и 459-е постановления об условиях и правилах установления доминирующего положения поднадзорных ЦБ финансовых организаций. Подготовить поправки в закон о конкуренции, устанавливающие антимонопольные требования к созданию объединений финансовых организаций.
Среди приоритетов - изменение нашего соглашения с ЦБ. Рассчитываем провести работу в связи с требованиями по достаточности собственных средств для профучастников рынка ценных бумаг. Нормативы нужно пересматривать: они не учитывают особенности рисков и могут создавать дополнительные барьеры для входа на рынок.
И последнее, но не по значению - это создание конкурентных условий на банковском рынке. Во многих актах установлены требования, создающие преимущества для определенного круга банков, в том числе с госучастием. Это может быть, например, требование к размеру собственных средств, как правило недостижимому для подавляющего большинства кредитных организаций. На наш взгляд, применение абсолютных показателей как таковых не свидетельствует напрямую о финансовой устойчивости или платежеспособности. Нужно расширять доступ кредитных организаций к тем или иным операциям: выдаче банковских гарантий, размещению временно свободных средств бюджета и внебюджетных фондов.
Ольга СЕРГЕЕВА
Окончила Высшую школу экономики по специальности «юриспруденция». Прошла стажировку в Генеральной дирекции по конкуренции Еврокомиссии.
В антимонопольных органах - с 2003 г.
С августа 2011 г. - начальник управления контроля финансовых рынков ФАС.
Ведомости-приложение
Вся пресса за 4 декабря 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|