Реальный бизнес-Краснодар,
13 августа 2013 г.
Каско на спаде 2147 просмотров
Оставаясь основным драйвером страхового рынка, добровольное автострахование, тем не менее продолжает снижать темпы роста. Однако эксперты не склонны к пессимистичным прогнозам и по итогам года ожидают рост сегмента на уровне 12-15%.
Темпы снижаются
Сегмент каско является одним из основных драйверов страхового рынка, ежегодно обеспечивая страховщикам хорошую прибыль. Так, по итогам 2012 года объем поступлений по этому виду превысил 195 млрд рублей, а это почти четверть (24%) совокупных страховых сборов. В текущем году темпы роста сегмента каско немного замедлились, хотя представители страховых компаний беспокойства по этому поводу пока не испытывают.
Евгений Череменин, вице-президент «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра компании:
Замедление темпов роста сегмента каско, если брать российский рынок в целом, действительно произошло, но назвать снижение критичным пока нельзя. В первом квартале 2013 года рост сборов составил 15,9%, в то время как годом ранее - 18,8%. В целом российский рынок каско растет постоянными относительно высокими темпами – средний темп прироста за последние четыре года составил 16,7%, то есть показатели первого квартала 2013 достаточно близки к этой цифре.
Сергей Полуместный, директор дирекции САО «ГЕФЕСТ» в Краснодаре:
Пока данных по итогам первого полугодия 2013 года нет, поэтому можно говорить только о цифрах за первый квартал и об общей тенденции, которая складывается на рынке каско в этом году. В первом квартале сборы по каско составили 45,1 млрд руб., из которых почти 34,5 млрд руб. было получено по договорам с физическими лицами, 10,6 млрд руб. — по договорам с юридическими лицами. Рост рынка каско по сравнению с первым кварталом 2012 года составил 15,9%. За тот же самый период весь рынок страхования вырос на 13%, т. е. рынок каско развивается с небольшим опережением.
Аналитики связывают замедление темпов роста сегмента каско со снижением уровня продаж новых автомобилей. Причем на юге России данный тренд проявился несколько позднее, чем на столичных рынках.
Олег Воробьев, директор по стратегическому развитию ООО «БИН Страхование»:
Темпы роста добровольного страхования автомобилей замедлились.
Существенное влияние на сегмент оказывает падение продаж нового автотранспорта, которое в настоящий момент продолжает усиливаться.
Юрий Сокол, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Краснодаре:
Темпы роста продаж автомобилей замедляются, однако на страховой рынок этот фактор пока не оказывает выраженного влияния. В первом квартале спрос на автомобили был подогрет распродажей машин прошлого года, которую традиционно устраивают дилеры, что положительно отразилось на приросте уровня продаж каско. Несмотря на то, что объемы автопродаж снижаются, рынок продолжает показывать положительную динамику, соответственно, объемы страхования каско предположительно не снизятся ни по итогам 6 месяцев, ни по итогам года. Возможные негативные тенденции проявят себя только в следующем году.
Евгений Череменин:
На юге России рынок каско чувствует себя немного лучше, чем по России в целом, показатель роста выше на несколько процентов и составляет 19,4% по сравнению с первым кварталом 2012 года. Однако рост рынка также замедлился – в первом квартале 2012 года рынок рос на 23,8%. Особенно на рост рынка влияет снижение объемов продаж новых автомобилей. В Москве он заметно снизился уже в четвертом квартале прошлого года, у нас он снижается сейчас в силу понятной инерции рынка.
Оптимистичные прогнозы
Несмотря на снижение темпов роста сегмента каско в первом полугодии, эксперты настроены оптимистично и по итогам 2013 года не ожидают серьезных изменений в динамике развития добровольного автострахования.
Дмитрий Есипов, директор филиала ООО СК «ВТБ Страхование» в Ростове-на-Дону:
В 2013 году темп роста страховых премий по каско, скорее всего, останется на уровне прошлого года, то есть порядка 15%. Нельзя не сказать и об убыточности данного страхового сектора. Выплаты у страховщиков растут и те страховые компании, которые увлекаются моторным страхованием, должны крайне аккуратно относиться к тарифам. Иначе мы будем наблюдать очередные громкие уходы с рынка, а вместе с ними и негатив на весь страховой рынок.
Дмитрий Соколов, директор Центра страхования автотранспорта физических лиц СК «Альянс»:
Думаю, позиции каско останутся на том же уровне. Этот вид страхования будет являться драйвером рынка еще в течение нескольких лет минимум.
Евгений Череменин:
Каско является одним из основных страховых продуктов, поэтому его динамика, так или иначе, важна для страхового рынка в целом. С учетом того, что на юге России в первом квартале текущего года сборы по моторным видам составляют 5,5 млрд рублей, а это почти половина страхового рынка региона (11,88 млрд рублей, по данным ФСФР), каско и ОСАГО остаются ведущими драйверами роста рынка. По нашим прогнозам, рост сегмента по итогам года составит около 12%. Свои надежды представители страховых компаний связывают с увеличением доли пролонгированных договоров, когда клиенты продолжают страховать автомобиль и после выплаты кредита или окончания гарантийного срока.
Юрий Сокол, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Краснодаре:
Несмотря на намечающуюся стагнацию авторынка, моторные виды страхования продолжают оставаться в роли драйвера страховой отрасли. Нужно понимать, что объемы сборов по КАСКО формируются не только за счет продаж новых полисов, большая доля приходится на пролонгацию уже действующих договоров.
Олег Воробьев, директор по стратегическому развитию ООО «БИН Страхование»:
Каско по-прежнему будет одним из основных драйверов (если не за счет продажи новых авто, то хотя бы за счет пролонгации кредитных авто), но темпы роста рынка в этом сегменте по сравнению с прошлым годом снизятся. Даже предполагаемое повышение тарифов не сможет пошатнуть лидирующие позиции автострахования, уверены эксперты.
Павел Россолов, генеральный директор ОАО СК «ЭНИ»:
В связи с обсуждаемыми сейчас предложениями Верховного суда по изменению подходов к определению факта страхового случая и величины ущерба, многие аналитики предрекают повышение страховых тарифов, и это обоснованно. Но каско было, есть и будет драйвером страхового рынка. Транспортное средство, наряду с жильем, самый дорогой вид имущества в семье, а риску подвержено максимальному.
Фактор риска
В настоящий момент подавляющее большинство договоров каско заключается при покупке нового автомобиля, особенно если он приобретается в кредит. По словам Дмитрия Есипова, доля кредитных машин по страховым компаниям составляет от 50% до 90%. Зависимость сборов по добровольному страхованию от объема кредитования и состояния автомобильного рынка очевидна, причем некоторые эксперты усматривают в этом негативный тренд. Ведь если продажи новых автомобилей по-прежнему будут сокращаться, то страховщикам тоже придется несладко.
Юрий Сокол, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Краснодаре:
Банковский канал продолжает оставаться одним из центральных для страховых компаний. Через него реализуется большая доля новых полисов. В этой связи рынок автострахования находится в зависимости от положения дел в кредитном сегменте банковской отрасли.
Сергей Полуместный, директор дирекции САО «ГЕФЕСТ» в Краснодаре:
Конечно, банковский канал очень стимулирует развитие рынка каско, однако не стоит забывать, что этот рынок напрямую связан также и с рынком продаж новых автомобилей, который сейчас переживает не лучшие времена. На данный момент на рынке продаж новых автомобилей продолжается спад, в первом полугодии 2013 года продажи автомобилей упадут примерно на 5%.
Стагнация на автомобильном рынке заставляет страховщиков искать новые способы для привлечения клиентов и разрабатывать продукты, интересные для владельцев подержанных машин. «Замедление темпов и объемов продаж новых автомобилей заставляет нас развивать активность на вторичном рынке автострахования», – отмечает Евгений Череменин.
Если бы все клиенты пролонгировали договоры по каско после выплаты кредита, то страховщики могли бы не только снизить зависимость от банковского канала продаж, но и нарастить сборы по данному виду. И подобная тенденция на рынке уже намечается, хотя и не в тех объемах, о которых мечтают представители страховых компаний.
Ирина Гордиенко, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону:
Данная тенденция актуальна далеко не для всех регионов. У нас сейчас около 60% полисов каско пролонгируется, это достаточно неплохой результат, учитывая, что большинство клиентов предпочитают экономить на каско и отказываются от полисов добровольного страхования по истечении кредитного периода. Далеко не все понимают, что полис каско покрывает не только ущерб, полученный в ДТП, но и многие другие актуальные риски, такие как стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц, действия животных и птиц. В нашей напряженной жизни такая защита крайне необходима, поскольку позволяет обезопасить себя от непредвиденных финансовых затрат.
Столкнувшись с необходимостью застраховать машину по каско при оформлении кредитного договора, автовладельцы не испытывают особого восторга и равнодушно относятся к тому, в какой именно компании им придется приобрести полис. Однако оценив все преимущества страховой защиты, большинство из них пролонгируют договор каско, причем к выбору страховщика подходят более сознательно.
Дмитрий Есипов:
Согласно статистике, более 80% автовладельцев, которые хотя бы один раз оформили полис каско, затем приобретают его вновь. Однако не все из них продлевают полис каско в той же компании. В различных страховых компаниях пролонгация по каско составляет от 0 до 80%. В компаниях с высоким уровнем сервиса и четкой системой урегулирования убытков пролонгация свыше 50%.
Евгений Череменин:
Корректную оценку пролонгаций дать достаточно сложно, но мы действительно все больше замечаем качественные изменения на рынке, например то, что клиенты после выплаты кредита продолжают страховаться по каско, так как понимают необходимость этого инструмента защиты имущественных рисков. Кроме того, меняется потребительское поведение клиентов в целом, подавляющее большинство клиентов отдают выбор в пользу надежных компаний – лидеров рынка, а не компаний, которые предлагают наименьшую цену. Следствием этого является продолжение консолидации рынка. Например, на десятку лидеров сборов по каско по итогам 2012 года приходится уже 74% страховых премий. Клиенты выбирают гарантию выплат и сервис.
Борьба за клиента
Приобретая автомобиль в кредит, заемщик вынужден заключать договор страхования каско, причем на тех условиях, которые удобны банку. Право выбора страховщика у него есть, но зачастую оно ограничено теми компаниями, которые представлены в автосалоне. Принимая решение о пролонгации договора, страхователь может выбрать не только необходимые ему условия, но и другую компанию. Естественно, страховщики ожесточенно конкурируют между собой за каждого нового клиента, причем до сих пор главным оружием в этой борьбе остается низкая стоимость полиса.
Сергей Полуместный:
Конкуренция на рынке каско очень высока, и один из основных методов борьбы – демпинг. Для того чтобы переманить клиента, страховые компании предлагают более низкий тариф, поскольку цена – это главный критерий выбора страховой компании среди физических и зачастую даже юридических лиц.
Дмитрий Соколов:
Определяющим фактором на рынке по-прежнему остается цена. Потребители рассматривают сервис исключительно как дополнение к полису, доплачивать за дополнительные услуги пока готовы не многие.
Сергей Васильченко, начальник отдела страхования транспорта Ростовского филиала ОАО «СОГАЗ»:
Каско - один из наиболее востребованных видов страхования на рынке, поэтому конкуренция здесь всегда будет высокой. Вместе с тем, это и один из самых убыточных видов страхования. И чтобы получить положительный финансовый результат, страховая компания должна иметь четко выстроенную стратегию в продажах полисов автокаско.
На сегодняшний день рынок автострахования каско в Ростове-на-Дону отличается выраженным разбросом тарифов: стоимость полиса на один и тот же автомобиль в разных страховых компаниях может отличаться в 1,5-2,5 раза. При этом страховые компании используют разные факторы, влияющие на снижение цены полиса, например, уменьшение страхового покрытия за счет исключения отдельных рисков, применение франшизы, учет износа ТС при страховом возмещении и т.д. Итоговая стоимость полиса также будет зависеть от степени риска, в том числе, от возраста и стажа водителя, типа охранно-поисковой системы.
В то же время растущее число неправомерных отказов в выплатах и, как следствие, негативных отзывов, заставляет автовладельцев учитывать при выборе страховой компании не только привлекательность цены, но и множество других факторов. Как следствие, страховой рынок разделился на два лагеря: с одной стороны, крупнейшие страховщики, которые стараются удерживать цены на достаточно высоком уровне, но обещают при этом соответствующее качество обслуживания, и с другой – все остальные компании, готовые продать полис каско дешевле, но без гарантий.
Евгений Череменин, вице-президент «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра компании:
Конкуренция в сфере каско растет в основном в пределах первой десятки. Причем ценовая конкуренция уступает место сервисной. Действительно, в крупных федеральных страховых компаниях тарифы снижены до уровня рентабельности. У нас остается все меньше возможностей делать скидки, поэтому конкуренция сдвигается в сторону привлекательности страховых программ, продуктов, лучших предложений по сервису и ремонту. Каждая компания, исходя из своей стратегии, выбирает свой сегмент клиентов на рынке и пытается занять в нем лидирующие позиции. В условиях снижения роста рынка и в кризисные времена конкуренция обостряется и в ней побеждает сильнейший.
Ирина Гордиенко, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону:
На самом деле ценовая конкуренция в каско сейчас носит больше маркетинговый характер. Реального демпинга в этом секторе мало, поскольку страховщики, которые раньше предлагали заведомо низкую цену, сейчас уже вплотную столкнулись с непомерными убытками и отошли от демпинговой практики. На сегодняшний день конкуренция сместилась в плоскость качества услуги. Мы отмечаем, что клиенты все более склонны выбирать страховую компанию самостоятельно, не доверяя автосалонам, банкам и агентам, соответственно, на первый план выходит качество обслуживания. Нужно понимать, что если страхователь рассчитывает получить высокий уровень сервиса, он должен внимательно читать условия страхования, выбирать надежную компанию, а не ориентироваться только на самую низкую цену.
Учитывая, что с каждым годом концентрация страхового рынка растет, и на данный момент на долю топ-10 компаний в Краснодарском крае приходится более 76% сборов по каско (в Ростовской области – 71%), попытки компаний «второго эшелона» переманить клиентов с помощью демпинга все чаще обречены на неудачу. Наученные горьким опытом, страхователи поняли: надежность и финансовая устойчивость стоят дорого.
Павел Россолов, генеральный директор ОАО СК «ЭНИ»:
Сейчас конкуренция переходит в качественную плоскость. Нет смысла платить довольно большие деньги в компанию, которая находится в лидерах по количеству отказов или в числе последних - по финансовой устойчивости. Хотя именно у таких страховщиков предложения могут оказаться дешевле.
Сергей Васильченко:
Конкуренция за счет цены не может продолжаться постоянно: так как страховой тариф в каждом случае это просчитанная степень риска, повышая которую (то есть, понижая стоимость полиса) компания заведомо ведет себя к финансовым потерям. Поэтому и конкурировать компании начинают уже за счет повышения сервиса обслуживания и дополнительных услуг: клиентоориентированные компании, как правило, предлагают автовладельцам индивидуальный подход при страховании автотранспорта, ремонт на СТОА официального дилера, гибкую тарифную политику, качественный сервис и т.д.
Однако компаниям – лидерам также нелегко: им приходится конкурировать между собой, причем на качественно ином уровне. Отказавшись от манипуляций с ценой, привлекать внимание клиентов им нужно с помощью дополнительных сервисов и повышения качества обслуживания.
Дмитрий Есипов, директор филиала ООО СК «ВТБ Страхование»:
Конкуренция за счет снижения тарифов - интересная технология, и у нас в регионе, судя по всему, она будет применяться еще долго. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года средняя стоимость полиса каско уменьшилась примерно на 5-7%. При этом крупные страховые компании практически прекратили продажу дешевых полисов каско, то есть повысили тарифы. В перспективе конкуренция будет разворачиваться в сфере сервисного предложения: аварийные комиссары, эвакуаторы, различные формы урегулирования, техническая помощь на дорогах.
Сергей Васильченко:
Как показывает практика, сегодня клиенты выбирают страховую компанию по ряду факторов, ориентируясь не только на ее тарифы по страхованию, но и на репутацию компании на рынке – финансовую устойчивость, насколько аккуратно компания платит по своим обязательствам, уровень предоставляемого сервиса, доступность, условия страхования и т.п.
Пишут в СМИ: каско подорожает
Федеральная служба по финансовым рынкам полагает, что страховщикам необходимо уточнить условия страхования и внести корректировки в договоры страхования в связи с принятым в конце июня постановлением пленума Верховного суда (ВС) по вопросам о добровольном страховании имущества, сказал на профильном семинаре замглавы службы Игорь Жук.
Постановление пленума ВС затрагивает такие спорные, с точки зрения страховщиков, вопросы, как распространение на сферу добровольного страхования имущества граждан закона о защите прав потребителей, обязанность произведения страховой выплаты при управлении автомобилем водителем, не вписанным в полис каско, отнесение утраты товарной стоимости (УТС) транспортного средства к реальному ущербу и ряд других.
Игорь Жук также отметил, что, по всей видимости, к сожалению для страхователя, компании будут проводить корректировку тарифной политики в сторону повышения. В свою очередь представители страховщиков выразили озабоченность, что в сложившихся условиях на рынке появятся недобросовестные игроки, которые будут демпинговать.
«ФСФР будет очень жестко наблюдать за компаниями, которые будут так себя вести», – ответил Жук. Он добавил, что количество страховщиков сокращается, и сейчас на рынке работает около 400 компаний. «Наблюдать все легче. Несомненно, что в течение ограниченного количества времени компании, которые дают тариф по каско в 1-2%, будут отсутствовать», – заверил замглавы службы.
Источник: Прайм, 4 июля 2013 г.
Топ-10 крупнейших страховщиков в сегменте каско, Краснодарский край
№
|
Страховая компания
|
Сборы, тыс. р.
|
Доля рынка, %
|
Уровень выплат, %
|
1
|
СОГЛАСИЕ
|
147 075,0
|
15,16
|
54,80
|
2
|
РЕСО-ГАРАНТИЯ
|
124 916,0
|
12,88
|
64,73
|
3
|
ИНГОССТРАХ
|
124 121,0
|
12,80
|
67,99
|
4
|
ВСК
|
86 719,0
|
8,94
|
62,08
|
5
|
РОСГОССТРАХ
|
77 378,0
|
7,98
|
55,79
|
6
|
РОССИЯ
|
48 593,0
|
5,01
|
94,47
|
7
|
ТРАНСНЕФТЬ
|
38 921,0
|
4,01
|
76,36
|
8
|
СОГАЗ
|
33 320,0
|
3,44
|
35,85
|
9
|
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ
|
31 071,0
|
3,20
|
59,15
|
10
|
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ
|
30 394,0
|
3,13
|
159,61
|
Источник: АСН (Агентство страховых новостей), данные ФСФР за 3 месяца 2013 года Динамика сборов и выплат по каско, Краснодарский край
Год
|
Поступления
|
Выплаты
|
Коэфф. Выплат %
|
Поступления (тыс. руб.)
|
% от показателя предыдущего года
|
Выплаты (тыс. руб.)
|
% от показателя предыдущего года
|
2012
|
4 332 962
|
121.91
|
2 785 485
|
141.03
|
64.29
|
2011
|
3 554 230
|
133.18
|
1 975 151
|
102.95
|
55.57
|
2010
|
2 668 805
|
0.00
|
1 918 551
|
0.00
|
71.89
|
Источник: портал «Страхование Сегодня», данные ФСФР за 3 месяца 2013 года
Наталья АНДРЕЕВА
Вся пресса за 13 августа 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Маркетинг, Тенденции, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Группа ПСБ запустила продажи ОСАГО в новых регионах России
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Клерк.Ру, 27 декабря 2024 г.
Подписан закон о гарантиях прав граждан при страховании жизни: какие положены выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
|
Караван+Я, Тверь, 27 декабря 2024 г.
У страхования показатели велики
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Прорвались. Прорвемся...
|
|
РИА Томск, 27 декабря 2024 г.
Томские суды рассмотрят дела о 13 автоподставах, ущерб – более 4,8 млн
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 27 декабря 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года жители Тверской области приобрели более 583 тысяч страховых полисов
|
|
Ивановские новости, 27 декабря 2024 г.
В Иванове страховая компания требовала взыскать средства с виновника ДТП без необходимых доказательств
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 декабря 2024 г.
ДМС пришло в регионы
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Как изменятся платежи за ОСМС в 2025 году
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Компании с госучастием нарастили расходы на ДМС в 2024 году
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|