Ведомости,
18 декабря 2013 г.
Инструменты: Универсальной системы поддержки нет 727 просмотров
Наша страна вступила в ВТО на очень необычных и жестких условиях. Главное из них: Россия отказывается от всех мер финансовой поддержки экспорта за исключением тех, которые разрешены в рамках ОЭСР. (Один из видов поддержки, который отпал с января этого года, — субсидирование экспортерам процентных ставок по целевым кредитам, это запрещено в ОЭСР, и для нас, таким образом, — в ВТО.)
Сразу должен сказать, что наш сильный и мощный конкурент в плане экспорта — Китай под такими условиями не подписался и вообще никак не ограничен: обладает всеми формами финансовой поддержки экспорта, которые хочет применять его правительство, — в виде кредитования, страхования, субсидирования. Мы в России можем применять страхование экспортных кредитов и — с определенными условиями — предоставление экспортных государственных гарантий, чем занимается Минфин.
Буквально два слова про ЭКСАР. Нам два года всего, мы создавались как раз на фоне подготовки к вступлению в ВТО. Мы занимаемся страхованием плюс помогаем экспортерам в организации финансирования — общаемся в постоянном режиме с 300-400 российскими экспортерами (либо клиентами, либо потенциальными клиентами). А с другой стороны, мы, получается, выполняем некий госзаказ на поддержку экспорта — в виде объема застрахованного экспорта и профинансированного с нашей поддержкой коммерческими или государственными банками. И здесь мы в каких-то моментах, честно говоря, оказываемся в сложной ситуации: спрос со стороны экспортеров на поддержку намного больше, чем то, что может и делает государство.
Три основных практических вывода, которыми я хотел бы поделиться по результатам нашей работы.
Первый вывод. Как мы выяснили, на самом деле никакой единообразной или универсальной системы поддержки для всех экспортеров во всех отраслях нет. И в течение последнего года для нас абсолютно четко стало вырисовываться понимание того, что каждая отдельная отрасль (подчеркну: та отрасль, которая может с точки зрения конкурентоспособности продукции претендовать на развитие экспорта) нуждается в своей собственной системе поддержки экспорта. Не для того, чтобы это было обособленно, а для того, чтобы это был набор именно тех инструментов, которые необходимы конкретной отрасли. Приведу примеры. Если взять поддержку экспорта российского АПК, мы говорим о том, что чисто теоретически есть множество компаний, которые могли бы экспортировать муку, — их больше пяти. Чисто теоретически они могли бы экспортировать и в Африку, и в Юго-Восточную Азию. Чисто теоретически там множество покупателей. Но для начала нужно понимать (и мы с этим столкнулись уже в отдельных странах), что фактически через хитрые барьеры российскому поставщику муки туда нет никакого доступа. Там, скорее, ждут, извините, турецкого поставщика, который 10 лет уже муку везет. И когда приходим на какой-то новый рынок в Юго-Восточной Азии, абсолютно непонятны и неизвестны риски. Набор инструментов, которые экспортер должен использовать и получать от государства, — и помощь в поиске покупателя, и помощь в снятии барьеров для доступа на рынок, и помощь в страховании и финансировании. Совсем другая и катастрофическая ситуация в нашем авиапроме. Мы понимаем, что если смотреть гражданские самолеты — это абсолютно олигополистический рынок, есть несколько производителей в мире, буквально каждая сделка и каждый самолет отслеживаются и ВТО, и ОЭСР до буквы — для того чтобы, не дай бог, государство не помогло лишней копейкой в этой операции. Так что, еще раз повторю, для каждой конкурентоспособной с точки зрения экспорта отрасли требуется непременно свой набор механизмов и инструментариев. И мы уже активно движемся в эту сторону в нашей работе с Минпромторгом и Минэкономразвития.
Второй вывод: наши зарубежные коллеги (различные институты поддержки экспорта) в странах — членах ВТО со стажем — намного гибче, хитрее и мудрее нас. Мы понимаем, что сейчас невозможно пересмотреть правила вступления в ВТО или присоединения к ОЭСР в части экспортных кредитов, потому что это закон и мы под ним подписались. Но это вовсе не означает, что все страны, и Россия в том числе, не могут в будущем пересматривать общие правила. Потому что, как только какие-то правила, которые придуманы не нашей страной и к которым мы присоединились, становятся вредными для экспортеров уже не по качеству продукции, а по финансовому пакету, нам и нашим коллегам, работающим хоть в Индии, хоть в Бразилии или во Франции, нужно вместе с государством, с министерствами инициировать процедуры пересмотра правил ОЭСР. И потихоньку такая работа — правда, очень медленная — идет. Медленная, потому что любая такая инициатива должна быть подкреплена большой политической поддержкой.
И третий вывод, оторванный от первых двух капитально, — это вопросы, связанные с финансированием экспорта. Для тех, кто занимается экспортом, абсолютно очевидно, что рано или поздно встает вопрос финансирования. Либо на этапе, когда еще нет никакого экспорта и когда нужно предэкспортное финансирование, чтобы сделать продукцию, либо 30-дневная или либо 10-летняя отсрочка иностранным покупателям. И здесь тоже нет какого-то единообразия. Крупнейшие российские предприятия могут получить и получают прямой доступ и к кредитам Внешэкономбанка на финансирование экспорта, и к кредитам крупнейших российских государственных и частных банков. А если необходимо, то и к фонду национального благосостояния могут обратиться и получить несколько миллиардов для очень крупного и важного проекта. Это один экстремум. Второй экстремум — есть малые и средние предприятия, которые сильно обделены в плане экспортной поддержки. Это целая отдельная история, но и для них по заданию правительства готовятся специальные целевые программы по финансированию экспорта. И есть уверенность в том, что тема может «взлететь». Мы заметили на практике, общаясь с не самыми крупными, но и не самыми маленькими экспортерами: очень сложно, оказывается, профинансировать поставку 10 троллейбусов либо пяти комбайнов в ближайшую страну. Процесс получения кредита превращается в девятимесячную историю организации кредита. Потому что частный банк — не важно, большой или средний, и не потому, что он плохой или хороший, — он не является госинститутом и ничем обязан, не обязан финансировать. А у нас в принципе отсутствует какая-то специализированная история под названием «постоянное системное финансирование» не крупнейшего и не мелкого бизнеса, а такого, который является массовым.
В позитивном плане могу отметить из практических результатов: мы видим, что именно в этом году заработали некоторые новые инструментарии, которых до сих пор не было. Есть практически посчитанные уже в деньгах результаты ЭКСАР, есть запущенные программы у ряда коммерческих банков из первой тройки, первой пятерки крупнейших. И с точки зрения инициатив государства результаты есть. Многие вещи, которые последние пять лет были абсолютно на мертвой точке, сдвигаются.
Михаил Карякин
Окончил Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова. Кандидат экономических наук. Страхованием кредитных и политических рисков занимается с 1998 г. — сначала в «Ингосстрахе», затем в страховой группе «Капитал». В 2009 г. организовал и возглавил дочернее страховое общество международной группы «Кофас» в России. На работу в ЭКСАР перешел в конце 2011 г. Входит в правление ЭКСАР, отвечает за страховую деятельность и развитие операций.
Экспортное страховое агентство России
Осуществляет деятельность в рамках специальной нормативной базы, регулирующей порядок предоставления страховой поддержки по экспортным кредитам и инвестициям. Страховая емкость ЭКСАР — 300 млрд руб. Ключевое внимание уделяется экспорту высокотехнологичной и инновационной продукции. Клиенты агентства — российские экспортеры, в том числе малые и средние предприятия; российские и иностранные кредитные организации и банки, предоставляющие финансирование российским экспортерам и обслуживающие внешнеторговые операции.
Михаил КАРЯКИН, первый заместитель генерального директора ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России)
Вся пресса за 18 декабря 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|