Известия,
14 января 2014 г.
Страхование космических рисков станет обязательным
1265 просмотров
К ноябрю 2014 года Роскосмос и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти разработают и представят в правительство законопроект об обязательном страховании в сфере космической деятельности. Об этом говорится в плане законопроектной деятельности на 2014 год, подписанном председателем правительства Дмитрием Медведевым.
Вопрос необходимости введения обязательного страхования космических рисков в числе прочих обсуждался на встрече Владимира Путина с руководителем Роскосмоса Олегом Остапенко в пятницу, 10 января 2014 года. Об этом «Известиям» сообщил источник, знакомый с ситуацией. По словам собеседника издания, на космическое страхование будут выделены «колоссальные» суммы из бюджета, но точный размер инвестиций еще не определен.
Дискуссия о целесообразности обязательного страхования космических аппаратов, построенных за бюджетные деньги, возобновляется после каждой резонансной аварии. В декабре 2010 года, после неудачного старта «Протона-М» с тремя спутниками «Глонасс-М», было решено выделять деньги Роскосмосу на страхование запусков. На 2012 год Роскосмос просил выделить на эти цели 1,9 млрд рублей, но в итоге получил только 1,2 млрд. Поэтому было принято решение страховать в обязательном порядке все уникальные космические аппараты: спутники вещания, научные станции. Серийные аппараты, такие как «Глонасс» или «Гонец», по-прежнему не страхуются. Однако убытки от аварий с ними для бюджета чувствительны. Например, прямые убытки от падения «Протона» с тремя «Глонассами-М» (а такое за последние годы случалось дважды) составляют порядка 5 млрд рублей (846 млн рублей стоил каждый «Глонасс-М», 1,31 млрд — ракета, 437,6 млн — разгонный блок, 550 млн — пусковые услуги плюс транспортировка техники на Байконур).
В то же время наличие страховки минимизировало финансовые потери от невыхода на расчетную орбиту спутника связи «Экспресс-АМ4», повлекшего за собой рекордные выплаты в размере более 7,5 млрд рублей, а также от невыполнения миссии межпланетного аппарата «Фобос-Грунт» (аппарат был застрахован на 1,2 млрд рублей — на полную его стоимость).
По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), с 1990-х годов добровольной страховой защитой были обеспечены более 200 международных и федеральных космических проектов, а страховые выплаты превысили $150 млн. Сегодня в России базовые условия добровольного страхования предполагают покрытие убытков на этапах от изготовления до момента включения двигателей при запуске. Отдельно страхуется сам запуск космического аппарата вплоть до его вывода в заданную точку космического пространства, а собственно орбитальные риски страхуются добровольно. При этом, как следует из материалов Женевской ассоциации, в работе космической техники почти половина сбоев приходится на первые два месяца после выведения на орбиту, более десятой части — на первый год.
Рынок страхования космических рисков достаточно узок: его игроками являются несколько крупных страховщиков, а также компании, специализирующиеся исключительно в этой сфере (к примеру, «Страховой центр «Спутник», страховавший утраченные космические аппараты «Глонасс-М»). Лидеры в данном сегменте — ВCК, «Русский страховой центр», «Ингосстрах», СОГАЗ, «Гражданский страховой дом», «Мегарусс». Другие страховые компании, которые представляют услуги бизнес-сектору, по сути, состраховщики, а не лидеры. К их числу принадлежат «Уралсиб», «КапиталЪ Страхование», «Росгосстрах».
Стоимость страховки космического аппарата напрямую зависит от надежности носителя, выбранного для его выведения на орбиту. Самым надежным на сегодняшний день носителем тяжелого класса считается европейская ракета Ariane 5, на счету которой более 50 успешных запусков подряд и ни одной аварии на протяжении последних 12 лет.
По словам вице-президента «Ингосстраха» Александра Подчуфарова, при запусках аппаратов с помощью Ariane 5 ставки находятся в пределах 5–8% от стоимости полезной нагрузки, а при запусках на «Протонах» ставки в последнее время колебались в диапазоне от 9 до 13%. Разница довольно ощутимая, если принимать во внимание, что выводимые тяжеловесами на геостационарную орбиту спутники стоят $300–400 млн. Сейчас участники страхового рынка обсуждают новую процентную вилку для «Протонов» — от 11 до 18%, рассказал «Известиям» информированный участник рынка космического страхования.
В Роскосмосе «Известиям» заявили, что поддерживают введение обязательного страхования космических рисков.
Страховое сообщество также позитивно оценивает идею распространить обязательное страхование на все аппараты.
— Обеспечение финансированием всех без исключения запусков по российской космической программе является необходимостью, поскольку, как известно, в последние годы была целая череда неудачных запусков космических аппаратов, при этом не все из них были застрахованы, — комментирует президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. — Желание сэкономить на оплате страховой премии понятно, но, как показывает практика, не может быть оправданным. И поскольку Россия планирует воплощать в жизнь серьезные планы по развитию космической исследовательской программы, по использованию космических аппаратов для обеспечения цифровым вещанием всей страны, важно, чтобы все эти проекты имели под собой серьезную финансовую опору — страховую защиту.
По словам Юргенса, страховое сообщество готово предоставить всю необходимую статистику, которая послужит базой для расчета финансовых параметров услуги, определения перечня рисков и условий страхования.
— Согласно федеральным целевым программам, на развитие космической отрасли в среднесрочной перспективе из федерального бюджета будет выделено более 540 млрд рублей, — указывает директор департамента аналитики и стратегического развития СК «Альянс» Федор Стоянов. — Подобный объем инвестиций в высокотехнологичную космическую отрасль требует адекватной защиты, в том числе страховой. Сложность как носителей, так и самих космических аппаратов выросла настолько, что даже высокая стоимость и многократное резервирование систем не может служить гарантией безотказной работы как на этапе запуска, так и в процессе эксплуатации. А если принять во внимание расширение географии космодромов и связанные с этим риски гражданской ответственности, необходимость регулирования космического страхования через введение обязательного вида становится очевидной.
Аналитики расходятся в оценках емкости рынка. Директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин оценил объем рынка космического страхования в 10 млрд рублей, а руководитель направления рейтингов страховых компаний Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина — в $1 млрд. Потенциальный объем рынка космического страхования по итогам 2014 года может составить около 5–6 млрд рублей, считает гендиректор страховой группы «Уралсиб» Сирма Готовац.
Риском для страховщиков в этой отрасли является его неправильная оценка, что присуще и для других видов страхования, считает аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов.
— Высокие страховые суммы требуют перестрахования на международном рынке, страховые случаи уникальны, поэтому необходимо привлечение узкоспециализированных экспертов, — продолжает Никитина. — Сопоставление статистических данных затруднено, также нельзя не отметить низкую конкуренцию среди подрядчиков — предприятий отрасли. Кроме того, при страховании всего жизненного цикла проекта страхователями являются разные организации с разными имущественными интересами.
Справедливым вознаграждением, по мнению Никитиной, была бы вилка в 8–18% от страховой суммы.
Законопроект об обязательном страховании в сфере космической деятельности внесут на рассмотрение Госдумы в феврале 2015 года.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Иван ЧЕБЕРКО
Вся пресса за 14 января 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Космическое страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|