adc-tehnika.ru,
20 января 2010 г.
Страховка - спрос падает. Эксперты дают прогнозы развития рынка 722 просмотра
По сравнению с прошлым годом, сборы по страхованию упали на 9%. Динамика премий в некоторых видах страхования настораживает: сборы по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, упали на 8%, по личному страхованию -- на 53%, по страхованию ответственности -- на 18%, по ОСАГО -- на 11%. Страховщики опасаются, что им придется столкнуться с еще большим падением спроса на свои услуги.
Может быть, это явление временное. Однако в прошлом году падение совокупных сборов составило лишь 4%. Ожидают ли специалисты падения спроса на страховые услуги? В отношении страхования бизнеса эксперты пессимистичны. Президент страховой группы «Спасские ворота» Борис Хаит считает: «Конечно, в условиях финансового кризиса я ожидаю существенного сжатия платежеспособного спроса на страхование, многие компании вынуждены минимизировать свои расходы Некоторые могут сделать это, исключив статью на страхование». В отношении спроса же на страхование физических лиц специалисты прогнозируют различные варианты развития событий. Надежда Мартьянова, генеральный директор страховой компании «МАКС», убеждена, что страховая отрасль будет затронута меньше других сегментов финансового рынка, а последствия общемирового кризиса в меньшей мере отразятся на реально рыночных, а не кэптивных «карманных» компаниях. «В первую очередь, последствия кризиса отразились на видах страхования, связанных с развитием строительства, потребительским и залоговым кредитованием». -- считает она. По мнению экспертов, банковский канал продвижения страховых услуг сегодня оказался самой уязвимой точкой. По итогам 2008 г., доля банковского канала в структуре розничного бизнеса некоторых крупных компаний составляла от 30 до 60% объема страховых премий. Сегодня количество выданных ипотечных кредитов сократилось в разы, а количество автокредитов -- на десятки процентов. Некоторые эксперты пророчат, что в результате «закрытия» этого канала с рынка могут уйти до 50% страховщиков. Однако далеко не все страховщики с этим согласны. Начальник управления маркетинга страховой группы «УралСиб» Михаил Воронько считает, что для тех страховых компаний, которые на протяжении последних трех лет делали ставку преимущественно на развитие банковского страхования, сжатие кредитного рынка окажется весьма ощутимым фактором замедления темпов роста. Вместе с тем, ожидать, что с рынка уйдут «половина страховщиков исключительно из-за закрытия банковского канала, не следует, поскольку в этом сегменте основные объемы приходятся на крупные страховые компании федерального масштаба, имеющие высокие рейтинги надежности и платежеспособности». Центр стратегических исследований «Росгосстраха» представляет свои расчеты. По его оценкам, рынок страхования «Автокаско» в 2009 г. даже может вырасти на 25--27%. «Риск ухода с рынка большого количества страховщиков связан, все-таки, не с банковским страхованием, а, в первую очередь, с ОСАГО. Не заботясь о качестве своего страхового портфеля, страховщики (прежде всего, некрупные региональные компании) все чаще будут сталкиваться с высоким уровнем выпла». -- считает руководитель центра Алексей Зубец. В то же время, в страховой компании «МАКС» предупреждают о грядущем сокращении объемов страхования в строительном секторе, хотя и отмечают, что эта проблема отразится на работе кэптивных «карманных» страховщиков, размещающих резервы в мелких банках, страховавших застройщиков. Важно, что негативных прогнозов страховщики не делают. По оценкам Центра стратегических исследований «Росгосстраха», в 2009 г. премии на российском рынке вырастут не менее чем на 15%. Эта цифра, конечно, будет вдвое меньше роста в 2007 -- 2008-й гг., хотя и останется положительной. Каким же образом страховые компании будут смягчать последствия снижения спроса? Эксперты считают, что, в первую очередь, страховщики должны уделять больше внимания развитию агентской сети, каналов прямых продаж и расширению регионального присутствия. «Страховые компании должны более адекватно относиться к оценке рисков по всем направлениям своей деятельности, как страховой, так и инвестиционной, исключить из бизнес-практики тарифный демпинг, диверсифицировать клиентский портфель и географию деятельности. Это обычные разумные меры и действия, которым должны следовать страховые компании при любых, не только кризисных, условиях», -- отмечает Михаил Воронько. Еще одна интересная тенденция. Исполнители государственных контрактов не могут застраховать свою ответственность. Страховщики отказываются страховать ответственность по государственным контрактам, опасаясь, что во время кризиса поставщики товаров и услуг для государственных нужд не смогут выполнить свои обязательства. Хотя пока, как сообщили опрошенные компании, страховых случаев по этому виду не отмечалось. Опасения страховщиков напрасны, и поставщики, уже заручившиеся страховым полисом или банковской гарантией (как это диктует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», исправно выполняют взятые обязательства? По данным ФАС, так оно и есть, по крайней мере, пока: если в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о более 200 участниках размещения заказа и 40 поставщиках. Рост небольшой, и, как считают в управлении контроля размещения госзаказа ФАС, опасения страховщиков необоснованны. -- В условиях экономического кризиса, именно рынок государственных поставок и контрактов наиболее стабилен, потому что гарантированно обеспечен государственным финансированием,, -- утверждает начальник отдела рассмотрения жалоб управления контроля за размещением госзаказа ФАС Андрей Маковлев. -- Никаких срывов работ быть не должно. Так что страховщики опасаются напрасно. И все же исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование» Наталья Карпова считает, что в период кризиса существенно возрастет вероятность дефолтов субподрядчиков и контрагентов поставщиков, и поэтому большинство ведущих участников рынка временно приостановили работу, связанную со страхованием ответственности по государственным и муниципальным контрактам. В этом сегменте всегда было непросто просчитать риски. Кроме того, есть отягчающие обстоятельства. В частности, по госконтрактам не предусмотрена суброгация, а в случае судебных разбирательств решение всегда принимается в пользу государства. Даже присутствующие в договоре исключения суды признают недействительными. Сложившаяся же на финансовых рынках ситуация существенно усугубила эти проблемы. В перспективе возможен резкий скачок убыточности в данной области. В частности, нам известно более 50 мелких исков за нарушение сроков, и их число постоянно растет, отмечает она. Заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу ОАО «Ингосстрах» Николай Галушин прогнозирует, что «в условиях финансового кризиса привлекательность этого вида операций для здравомыслящих страховщиков очень резко упадет, особенно по большим и длинным контрактам. Емкость рынка будет сокращаться, а страховщики в скором времени будут вынуждены контролировать качество рисков и исполнителя госконтракта, что особенно тяжело сделать в случае длинного контракта и контракта, с вовлечением большого количества смежников и субподрядчиков». Как объясняет руководитель Департамента продуктов и демпинга страховой группы «УралСиб» Татьяна Сирош, усугубляет проблему нерешенный вопрос организации перестраховочной защиты. Дело в том, что иностранные перестраховщики не заинтересованы в принятии подобных рисков, и емкость перестраховочного рынка ограничена возможностями российских страховых компаний, которые принимают в перестрахование небольшие доли риска. Очень часто для перестрахования одного договора может быть задействовано несколько компаний или даже несколько десятков перестраховщиков. По мнению Татьяны Сирош. наиболее серьезные проблемы могут возникнуть у страховщиков, которые не видят возможных рисков в страховании ответственности за нарушение договора. Пытаясь собрать как можно больше страховой премии, они зачастую демпингуют на страховом рынке, в результате получая страховую премию, неадекватную риску, или оставляют без перестрахования очень большую долю ответственности перед страхователем. Для решения этих проблем, нужны четкие правила игры на рынке страхования ответственности по госконтрактам. «Работа в этом направлении ведется. Создана рабочая группа. Договориться между собой достаточно тяжело, особенно потому, что у разных компаний разные точки зрения на этот вид операций, -- говорит Николай Галушин. -- Многие считают, что это весьма прибыльный вид. А мы считаем, что этот вид операций не является страховым видом деятельности, он должен отдельно лицензироваться, должен относиться к финансовым видам деятельности страховщиков и контролироваться отдельно».
Вся пресса за 20 января 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|