ПРАЙМ,
5 февраля 2014 г.
Жизнь проходит мимо 1193 просмотра
По данным статистики СБРФР за 9 месяцев 2013 г., объем страховой премии на рынке составил 686,8 млрд. руб., увеличившись на 12,9% по сравнению с итогами 9 месяцев 2012 г. В страховании ином, чем страхование жизни, прирост премии составил 10,3%, в том числе, в имущественном страховании — 8%, а в обязательном страховании гражданской ответственности — 8,2%.
Основной прирост премии на рынке (как в абсолютном, так и в относительном выражении) пришелся на страхование жизни и страхование от несчастных случаев и болезней: премия по всем видам страхования жизни в совокупности выросла до 58,9 млрд. руб. (+55,5%), а по страхованию от несчастных случаев до 67,8 млрд. руб. (+32,5%). С одной стороны, можно порадоваться, что в сложной макроэкономической ситуации на страховом рынке имеются такие мощные драйверы роста, но с другой стороны, как бы мы того не желали, «КПД» данного драйвера невысок: темпы развития классических имущественных и личных видов страхования «не-жизни», в частности, в рознице, не смогут в ближайшем будущем даже близко приблизиться к темпам роста страхования жизни. При этом страхование жизни все больше переходит в банки, как по смыслу продаваемого продукта, так и по месту продажи полисов:
Каналы продаж
|
Доли каналов продаж страхования жизни
|
|
|
9 м 2013 г.
|
2012 г.
|
9 м 2012 г.
|
|
Без участия посредников
|
8,6%
|
14,6%
|
15,4%
|
Посредники: ФЛ+ИП
|
12,0%
|
18,0%
|
17,0%
|
Кредитные орг.
|
69,0%
|
55,6%
|
55,0%
|
69% от объема страховой премии по страхованию жизни начислено страховщиками жизни через банки и кредитные организации и лишь 12%, — через страховых посредников – физических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. таблицу во врезе). Поскольку спрос на страхование жизни в банках определяется только активностью самих банков по продаже кредитов, то логичным представляется и утрата страховщиками контроля над ценообразованием в канале продаж. По этой причине нет смысла говорить о возможном удешевлении страхования: средняя стоимость полиса «на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события» составляла по итогам 9 месяцев 2011 г. 6,4 тыс. руб., за 9 месяцев 2012 г. — 7,8 тыс. руб., за 9 месяцев 2013 г. уже 10,3 тыс. руб. При этом растет и комиссионное вознаграждение посредникам. Так, общий объем комиссионного вознаграждения по страхованию «на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события» составил за 9 месяцев 2013 г. 20,2 млрд. руб. (48% от начисленной премии), тогда как годом ранее объём комиссионного вознаграждения составлял 9,8 млрд. руб. (36,6% от начисленной премии). При этом объём страховой премии в сегменте вырос с 32 млрд. руб. (9 месяцев 2012 г.) до 46 млрд. руб. по итогам 9 месяцев 2013 г. В другом виде страхования жизни, в «страховании с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика», ситуация с удорожанием похожая: — средняя стоимость полиса выросла с 12,6 тыс. руб. (9 месяцев 2012 г.) до 20,3 тыс. руб. по итогам 9 месяцев 2013 г.; — объём комиссионного вознаграждения вырос за год в 2,7 раза с 1,4 млрд. руб. до 3,8 млрд. руб., при том, что объем премии в данном виде страхования жизни вырос за тот же период в 2,3 раза (с 5,1 млрд. руб. до 11,9 млрд. руб.). Казалось бы, можно говорить о росте рынка классического накопительного страхования жизни, которое исторически и методологически должно служить основой сегмента «страхования с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика». Но это не так. На самом деле, в 2013 г. основную роль в развитии сегмента играли только две компании: «Ренессанс Жизнь» и «Сбербанк страхование», средняя стоимость полиса первой из которых составляет 6,5 тыс. руб., а средний процент комиссионного вознаграждения — 88,4%. У СК «Сбербанк страхование», напротив, средняя стоимость полиса составляет 554 тыс. руб., а комиссионное вознаграждение посредникам — 11,4%. При этом обе компании 100% договоров страхования заключают через своих посредников. Таким образом, и в сегменте «страхования с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика» страховые полисы достаточно дорогие: либо цена полиса включает в себя скрытую комиссию (скорее всего, кредитной организации), что делает полис кредитного страхования жизни дороже для потребителя, либо полис ориентирован на VIP-клиентов банка, готовых платить по 0,5 млн. руб. в качестве страхового взноса (пусть даже не единовременным платежом). Ну а классическое долгосрочное страхование жизни, где бы страхователями были физические лица, не заемщики кредитов, не VIP-клиенты, не предприниматели и не инвесторы остается вне пределов пристального внимания страховщиков жизни. На наш взгляд, это происходит по причине неготовности страховщиков предложить потребителю адекватный и недорогой продукт, с учетом возможных налоговых льгот, предусмотренных в налоговом законодательстве. Кстати, к похожим выводам пришли авторы из Sigma (консалтинговое подразделение Swiss Re) в очередном отчете «Life insurance: focusing on the consumer» (№6/2013): самым популярным ответом в результатах приводимых ими опросов по исследованию спроса на страхование жизни (Почему клиенты не покупают полисы страхования жизни?) по всему миру стал ответ «Очень дорого / не могу себе это позволить». Вторым по популярности ответом в США, Великобритании и Европе стал ответ «Мне это не нужно», говорящий о том, что страховщики не в состоянии предложить продукт (полис), действительно необходимый потенциальным клиентам. Интересно, что главным выводом для страховщиков жизни, причем подтвержденным самими страховщиками, в отчете назван тезис «Страхование жизни должно покупаться, а не продаваться» в противовес ныне применяемому, особенно в России, «Страхование жизни не покупается, а продается». Отсюда и высокое комиссионное вознаграждение посредникам, и удорожание стоимости полисов, и отсутствие широкой клиентской базы у страховщиков, и, говоря в общем, незаметность классического страхования жизни на фоне кредитных, корпоративных и VIP-программ.
Илья БОГДАНОВ – аналитик «Прайм Страхования»
Вся пресса за 5 февраля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 марта 2025 г.

|
|
korins.ru, 14 марта 2025 г.
АО НСИС ввело систему мониторинга и предупреждения о подозрении на поддельное ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 марта 2025 г.
Страховщики назвали регионы, где меньше всего аварийных водителей

|
|
ТАСС, 14 марта 2025 г.
FT: сокращения в научных ведомствах США приведут к росту цен на страховки

|
|
РИА Новости, 14 марта 2025 г.
Сокращения в научных агентствах США могут привести к росту цен на страховку - FT

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 14 марта 2025 г.
В «Госуслугах Авто» появился электронный полис ОСАГО для iPhone

|
|
Финмаркет, 14 марта 2025 г.
«Финам» повысил рейтинг акций UnitedHealth до «покупать»

|
|
Интерфакс, 14 марта 2025 г.
Совкомбанк подтвердил интерес к покупке активов в ряде секторов

|
|
РБК (RBC.ru), 14 марта 2025 г.
«Ренессанс страхование» ставит рекорд по прибыльности

|
|
Report.Az, Баку, 14 марта 2025 г.
Правительство планирует расширить пакет услуг ОМС в будущем

|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 марта 2025 г.
В Италии отложенный закон об обязательном страховании от природных катастроф вступит в силу 31 марта

|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 марта 2025 г.
Страховщики отвергают проект Eiopa по созданию общеевропейского инструмента страхования рисков имущества

|
|
Report.Az, Баку, 14 марта 2025 г.
Более 50 страховых агентов лишились лицензий в Азербайджане в прошлом году

|
|
Банковское обозрение, 14 марта 2025 г.
Активы страховых компаний «СК ГАЙДЕ» и «ГСК «Югория» объединят

|
|
Report.Az, Баку, 14 марта 2025 г.
Активы страхового сектора Азербайджана превысили 2 млрд манатов

|
|
Ведомости, 14 марта 2025 г.
Как упростить выплаты компенсаций за утечки персональных данных

|
|
Ведомости, 14 марта 2025 г.
Клиент всегда не прав?

|
|
Ведомости, 14 марта 2025 г.
Какие тренды определят развитие рынка страхования в 2025 году

|
 Остальные материалы за 14 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|