Ведомости,
19 февраля 2014 г.
Страховой ноль 1658 просмотров
Первая двадцатка страховщиков в 2013 г. не заработала на страховании почти ничего, а для 60% из них основная деятельность стала убыточной — к такому выводу пришло агентство S&P.
Показатели прибыльности сектора остаются под давлением», — отмечает в своем исследовании кредитный аналитик Standard & Poor’s (S&P) Виктор Никольский. Средний комбинированный коэффициент убыточности (отражает эффективность собственно страховых операций — отношение выплат и всех расходов, связанных с ведением бизнеса, к собранным премиям) 20 крупнейших компаний, по расчетам S&P, составляет почти 100%. Однако отклонения от этого среднего значения могут быть очень существенными, замечает Никольский, — от 70 до почти 120%. По итогам 2013 г. у 60% из топ-20 комбинированный коэффициент по МСФО скорее всего превысит 100%, замечает Никольский, т. е. основная деятельность для них будет убыточной. В 2012 г. прибыль от страхования получала половина из топ-20.
Сама по себе 100%-ная убыточность — нормальное явление: компании тратят столько, сколько собирают, а прибыль получают от инвестирования резервов. На растущем рынке это лишь полбеды, ведь компании могут замещать выпадающие доходы и рост расходов новым бизнесом, говорит заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. Проблема, по его словам, проявляется, когда рост сборов начинает замедляться: это чревато кризисом ликвидности.
Именно это и происходит (см. график). В 2013 г. сборы российских страховщиков, по оценке S&P, выросли менее чем на 15%, прогноз агентства на этот год — 10%. Особенно замедлится рост сборов в корпоративном и автостраховании (на него приходится 40% российского страхового рынка).
В этом году превышение 100%-ной убыточности может стать критическим для ряда страховщиков, предупреждает Самиев: они не только столкнутся с падением сборов на нерастущем рынке, но и не смогут заработать на инвестициях: «Часть из них — в банковских инструментах — малодоходна и чаще служит для привлечения нового бизнеса, а вторая — фиктивные».
Давление на прибыльность оказывают инфляция, расходы на продажу полисов и судебная практика, особенно в автокаско и ОСАГО, считает Никольский: «В России затраты на продажу составляют минимум 30% от цены услуги против 18% в Германии, 20% во Франции и 24% в Великобритании».
Другая беда — мошенничество. В автостраховании на долю недобросовестных клиентов, по оценке Никольского, может приходиться до 30% первично заявленных убытков. «К таким мы относим заявления клиентов по убыткам, которых не было, т. е. прямое мошенничество, заявление убытка сразу в несколько компаний или выдуманный угон автомобиля», — объясняет он.
Если брать все озвученные виды «заработка», то число явно недобросовестных страхователей может достигать 15-20%, замечает топ-менеджер крупной СК. По оценкам заместителя гендиректора «Либерти страхования» Александра Потитова, к таким случаям можно отнести не более 5% заявленных страховых случаев. «У компаний с отлаженными бизнес-процессами службы безопасности в абсолютном большинстве случаев заранее выявляют мошеннические схемы, что позволяет не брать на страхование подобных клиентов», — уверен Потитов.
«30% — это все же слишком много, даже если вести речь о числе убытков с потенциальным мошенничеством. Консолидированная позиция моих коллег — до 15% выплат уходит в руки мошенникам», — говорит заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев, добавляя, что в конце прошлого — начале этого года «произошел небольшой всплеск мошенничества и, думаю, теперь этот показатель может вырасти до 20%».
Выросло не только количество, но и качество мошенников: Ростов-на-Дону, Краснодар, Ульяновск, Челябинск, Казань, перечисляет Алексеев, — города, где действуют «просто организованные преступные группы, делающие бизнес на страховщиках».
«В Казани распространено обращение с повреждением днища автомобиля, а в Норильске активно получали деньги по вине грузового транспорта, совершавшего все ДТП задним ходом», — приводит он примеры. Среди самых распространенных схем мошеннического получения выплат — умышленные повреждения АКПП, катализаторов, кражи салонов. «Среди последних инноваций, — продолжает Алексеев, — установка битых запчастей на целые автомобили и получение выплат за якобы повреждения».
Даже такие масштабы мошенничества не представляют опасности, уверен Никольский. «Оно создает определенные проблемы, но на прибыль влияет незначительно. Страховщики с крупным розничным бизнесом сумели успешно справиться с этой проблемой, а существующие тарифы уже учитывают убытки, связанные с высоким уровнем мошенничества», — объясняет он.
В пресс-службе ЦБ не стали комментировать ситуацию с высокой убыточностью крупнейших российских страховщиков.
Юрий НЕХАЙЧУК
Как замедлялся рост страхового рынка
Вся пресса за 19 февраля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|