В 1997 г. страховые фирмы вышли с письмом по линии МВД и ГосДумы, в котором обвинили правоохранительные органы в бездействии, а в некоторых случаях и потворстве автоворовскому бизнесу. Наряду с обвинениями страховщики предложили свою помощь 0 вплоть до оснащения подразделений, борющихся с кражами и угонами, компьютерной техникой. Но, за редким исключением, дальше разговоров о помощи дело не пошло, пишет газета.
Золотой рог, Владивосток,
2 сентября 2003 г.
Автоугоны - спутник автобизнеса 1652 просмотра
Повышение пошлин обернулось ростом автомобильных краж. За последний год правительство дважды меняло правила игры на рынке подержанных иномарок, а поскольку Приморье очень сильно завязано на этот прибыльный бизнес, то нетрудно догадаться, насколько выгодным становится неправомерное завладение транспортными средствами.
В прошлом году, после октябрьского повышения пошлин на иномарки старше семи лет рост количества краж и угонов составил примерно 5% и 7% соответственно. Интересна динамика роста числа краж и угонов после июльского выравнивания таможенных платежей для физических и юридических лиц. Если с 1 по 26 июля - даты вступления в силу соответствующего постановления правительства - был украдено и угнано 208 транспортных средств, то за три недели августа попыток неправомерного завладения автомобилями было уже более 250 случаев. Всего же с начала года было угнано и украдено 1341 транспортных средств.
Здесь следует внести ясность и разделить такие виды преступлений, как угоны и кражи автомототранспорта (АМТ). Согласно Уголовному кодексу РФ, угон - это завладение чужой машиной без цели хищения и под действие УК не попадает. Ну а кража - именно тот случай, когда машина пропадает и незаконно переходит к другому хозяину. Благодаря такой юридической казуистике многие авторитетные автоворы долгое время уходят от ответственности.
Контрабанда
Насколько этот вид криминального бизнеса зависит от роста пошлин, говорит факт увеличившейся контрабанды. Таможенными органами РФ в I полугодии 2003 г. возбуждено 1 688 уголовных дел, что на 12% больше показателей I полугодия 2002 г. Из них по фактам контрабанды автомобилей возбуждено более 170 уголовных дел. Кроме того, 413 уголовных дел возбуждено по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей за автомобили. Львиная доля - около 30% приходится на Дальневосточное таможенное управление.
Всего с января по июнь этого года таможенными органами РФ было возбуждено 9 093 дела об административных правонарушениях, связанных с таможенным оформлением автомобилей и прочих моторных транспортных средств. В таможне отмечают, что рост контрабандного перемещения автотранспорта и других правонарушений по данным видам товаров связан, прежде всего, с увеличением ставок таможенных пошлин и налогов на автомобили иностранного производства старше 7 лет, а также ожидавшимся выравниванием таможенных платежей для юридических и физических лиц. Основным способом такого рода контрабанды, как правило, являлись использование поддельных документов и средств таможенной идентификации.
Нехорошие аналогии
Таможенникам вторят правоохранительные органы. Так, начальник ДПС ГАИ Приморского края Александр ШАКУРО старается ситуацию не драматизировать, но и сбрасывать со счетов возможность активизации автоворовской братии не советует.
- Поскольку ввезти автомобиль пусть даже на запчасти из той же Японии стало делом дорогим, рынок криминальных услуг оживился, - рассказывает Александр Владимирович. - По итогам 7 месяцев рост краж и угонов составляет 5%. При этом обращает на себя внимание скачок в два раза "неквалифицированных завладений". То есть, когда автомобили уходят без применения насилия и тщательной подготовки. Прирост составил почти 80%. По сравнению с предыдущими годами неизменным остались место и время краж и угонов: "левые стоянки", околорыночные парковки.
Еще в 1999 году одной из "популярных" форм завладения автомобилями был элементарный разбой, когда под угрозой оружия нейтрализовывалась охрана стоянок и пунктов временного хранения автотранспорта. Причем подобные налеты совершались строго по графику. Мимо аналитиков УВД подобная педантичность, которая позволяла сделать вывод, что к отправке на запад готовятся контейнеры или целые сетки, не могла пройти незамеченной. Благодаря усилиям всех правоохранительных структур вскоре большинство этих каналов было перекрыто, а часть автоворовского мира из уютных джипов пересела в автоЗАКИ.
По словам оперативников УВД, на преступном автоперегоночном бизнесе были завязаны серьезные госструктуры, помогавшие преступникам без особых проблем доставлять похищенный транспорт железнодорожным и воздушным транспортом в любую точку страны. Тем преступникам, которые остались на свободе, к вооруженным способам обогащения прибегать нет смысла. Автовладельцы сами дают повод превратить себя в пешеходов.
Порой доходит до абсурда, когда владельцы дорогих иномарок оставляют свои машины без присмотра с ключом в замке зажигания. Стоит только правоохранительным органам провести работу и добиться снижения количества краж и угонов с платных стоянок, как тут же подскакивает криминальный процент украденных машин от домов и мест работы. Например, еще три года назад каждый 10-й автомобиль похищался с платной стоянки, сегодня, по итогам семи месяцев, всеобщими усилиями этот процент снижен в три раза.
Что крадут
Что касается автоворовских предпочтений, то наиболее часто угоняются "Тойоты". Это и неудивительно, поскольку каждая вторая ввезенная через Приморье иномарка именно этой фирмы. Лидерство держит "Тойота Лэнд Круизер". За ними идут "Крауны", "Короллы", "Короны" и "Марк-2".
Впрочем, в последнее время воровские акценты смещаются в сторону продукции концерна "Судзуки". В первую очередь, это касается полноприводных автомобилей "Эскудо". Свыше 50 машин этой модели было украдено с начала этого года в крае, и лишь восемь счастливчиков вернули свое право собственности благодаря милиции. По словам оперативника краевого УВД, в силу специфики своей работы пожелавший остаться неизвестным, будь "Эскудо" таким же распространенным автомобилем, как, скажем, "Тойота Корона", то количество украденных машин этой модели исчислялось бы тысячами.
Что делать?
ГАИ, криминальная милиция, таможня, страховщики - все, с кем приходилось общаться при подготовке этого материала, сходятся в одном мнении: проблема давно вышла за узковедомственные пределы и ею необходимо заниматься сообща. Однако в силу нашей бедности, особенно это касается правоохранительных органов, в ближайшее время поставить заслон автоворовскому промыслу вряд ли получится.
Пока милиция держит процент раскрываемости и возврата транспорта законным владельцам на уровне 20-25%. По итогам первого полугодия 2003 года он составил 22,5%, и это считается неплохим результатом.
Попытки взаимодействия причастных к автотранспорту структур предпринимались. В 1997 году страховые фирмы вышли с письмом по линии МВД и Государственной Думы, в котором обвинили правоохранительные органы в бездействии, а в некоторых случаях и потворстве автоворовскому бизнесу. Наряду с обвинениями страховщики предложили свою помощь. Вплоть до оснащения подразделений, борющихся с кражами и угонами, компьютерной техникой, которая смогла бы отслеживать перемещение и оборот транспортных средств. Но, за редким исключением, дальше разговоров о помощи дело не пошло.
По словам Александра Шакуро, одно время проводился эксперимент, когда в полку ДПС УГАИ края создавались мобильные группы, оснащенные ноутбуками, предоставленными одной приморской страховой фирмой. Уже с первых дней они показали свою эффективность. В месяц раскрывалось до 30 краж и угонов транспортных средств и раскрывалось бы еще больше, но после непродолжительного времени компьютеры были изъяты - "кафтан" на всех один.
Впрочем, в ДПС считают главными своими союзниками в борьбе с автоворовством самих водителей.. "Пока у нашего человека не исчезнет халатное отношение к своему автомобилю, кражи автомобилей будут продолжаться", - не скрывают они своего пессимизма.
Ян КОНОПЛИЦКИЙ
Вся пресса за 2 сентября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|