Водитель Петербурга,
11 марта 2014 г.
Сага с ОСАГО 1062 просмотра
Один из крупнейших участников рынка ОСАГО – компания «ГУТА-Страхование» – прекратил деятельность. В отличие от многих предшественников, страховщик не исчез и не отказывается от исполнения взятых обязательств. Однако такое решение свидетельствует о глубоком кризисе на рынке автострахования.
В этом году ЗАО «ГУТА-Страхование» должно было отметить 20-летие. Компания входит в ТОП-20 крупнейших страховщиков России, а на рынке ОСАГО занимает 12-ю строчку. Наивысший рейтинг надежности («А+») ей присвоило и агентство «Эксперт РА».
Официально о прекращении работы никто не заявлял, не обсуждается и вопрос приостановления или отзыва лицензии. Компания просто приостановила продажу новых полисов, сворачивая филиальную и агентскую сеть. Сайт пока еще продолжает работать, предлагая пользователям воспользоваться услугами страховщика. В Петербурге страховщик имеет офисы продаж, но контактные телефоны молчат. Связаться с пресс-службой компании корреспонденту «Водителя» также не удалось.
Скорее живой, чем здоровый
По мнению президента Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгения Дубенского, решение «ГУТА-Страхование» – редкий пример цивилизованного ухода с рынка: «Компания прекратила продажи, но оставляет людей в офисах, которые будут принимать документы на выплаты. Это приятно и неожиданно».
Агентство «Эксперт РА» уже поспешило снизить прогноз рейтинга ЗАО «ГУТА-Страхование» до «негативного», мотивировав такое решение «значительным репутационным ущербом, нанесенным компании в связи с внезапным закрытием офисов продаж». «Рейтинг снижен только на один уровень, так как компания, в соответствии с данными официальной отчетности за 9 месяцев 2013 года, обладает достаточными резервами для исполнения обязательств перед страхователями. Кроме того, она входит в группу «ГУТА», обладающую значительным финансовым потенциалом, что также должно позволить исполнить обязательства», – заявил директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин.
Финансовые показатели свидетельствуют о стабильном положении дел. В 2013 году компания на треть увеличила сборы, а уровень выплат составил всего 55 процентов (то есть только чуть больше половины доходов выплачивалось в качестве возмещения). Существенную долю в пакете договоров ЗАО «ГУТА-Страхование» занимало ОСАГО (70% всех полисов, или 28 % поступлений), но и в этой сфере ситуация была далека от кризиса – уровень выплат не превышал 56 процентов. Тогда как у лидера рынка – ОАО «Росгосстрах» – этот показатель составил 64 %, причем выплаты выросли на фоне значительного (12 процентов) снижения сборов.
Однако эксперты убеждены, что это обманчивые цифры. «В автостраховании в целом и в ОСАГО, в частности, очень высокий уровень накладных расходов. В первую очередь, существенную часть доходов съедают вознаграждения агентам. Поэтому реальная убыточность существенно отличается от уровня выплат, – пояснил корреспонденту «Водителя» руководитель одной из страховых компаний. – Во многих регионах убыточность ОСАГО уже перевалила за 100 процентов, низкую рентабельность показывают и другие виды автострахования. Возможно, «ГУТА» не смогла вовремя диверсифицировать деятельность, а сделав ставку в первую очередь на ОСАГО, поняла бесперспективность продолжения работы».
Опасная тенденция
По данным службы страхового надзора, средний уровень выплат по ОСАГО в 2013-ом составил 57,6 %, хотя в 2008 – 2010 годах он достигал даже 60,6 процента. Ситуация в Северной столице в целом соответствует общероссийским показателям, тогда как в Мурманске уровень выплат по ОСАГО превышает 90 %, а в Ульяновске перевалил за 106 % (!). Формально отказаться продавать полисы в убыточных регионах страховщики не вправе: деятельность во всех субъектах Федерации – обязательное условие лицензии. Хотя компании давно научились легитимно уходить из низкорентабельных регионов. Никто не запрещает, снизив агентское вознаграждение до нуля, свернуть сеть продаж, предоставив возможность желающим (которые вряд ли найдутся) ехать в единственный в области офис. Почему такой возможностью не воспользовалось ЗАО «ГУТА-Страхование» – остается загадкой.
Некоторые участники рынка говорят о глобальном кризисе в сфере автострахования. «По КАСКО у страховщиков нет выраженного притока новых клиентов в рознице за счет спада продаж автодилеров, и основная работа идет с той действующей клиентской базой, которая была сформирована ранее, – заявил журналисту «Водителя» руководитель дирекции розничного бизнеса ОСАГО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – В ОСАГО ситуация перешагнула все критические пороги, рынок продолжает погружаться в глубочайший кризис, при этом мер по стабилизации ситуации пока не принято. В итоге добросовестные страховщики терпят огромные убытки в ОСАГО и вынуждены сокращать или полностью сворачивать работу в этом секторе».
Дополнительные проблемы страховщиков связаны с нестабильной судебной практикой. Например, высшие инстанции (Верховный и Высший арбитражный суды России) признают право автовладельцев на компенсацию утраты товарной стоимости поврежденного в ДТП транспортного средства, хотя в расчете тарифов ОСАГО такие выплаты не предусмотрены. Да и сами тарифы правительство России последний раз повышало одиннадцать лет назад (!), тогда как за этот же период размер средней выплаты вырос в 1,6 раза. Ситуация с КАСКО тоже не радует: в минувшем году сборы по КАСКО выросли всего на 9 процентов, тогда как выплаты – сразу на 24.
Причем серьезная доля убытков, по мнению Виталия Княгиничева, формируется зачастую в обход страховщиков, в судебном порядке через посредников, так называемых псевдоюристов. «В итоге страховая компания узнает о страховом случае своего клиента из повестки в суд и не имеет возможности оценить и урегулировать убыток самостоятельно. Причем сами клиенты, которые пользуются услугами псевдоюристов, также не оказываются в выигрыше, поскольку получают минимальный размер возмещения, который им изначально предлагают посредники. Совокупность названных факторов, дополненная тарифной проблемой ОСАГО, усугубляет положение всей системы и не способствует развитию этого сектора», – говорит Виталий Княгиничев.
Напомним, что даже в случае банкротства страховой компании потерпевшие в ДТП могут рассчитывать на выплаты из компенсационного фонда, которым управляет профессиональное объединение – Российский союз автостраховщиков.
Павел НЕТУПСКИЙ
Вся пресса за 11 марта 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Игроки, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|