Огонек,
17 марта 2014 г.
ОСАГО берет выше
842 просмотра
Автовладельцы взбудоражены разговорами о скором и неминуемом росте тарифов ОСАГО. В страховых перспективах разбирался «Огонек».
По нашей просьбе осведомленные люди в ЦБ раскрыли карты: стоимость «автогражданки» действительно скоро вырастет. Известно, что Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил ЦБ поднять стоимость ОСАГО больше чем на 40 процентов.
Произойдет это, правда, не завтра, и пока не ясно точно, насколько драматичным будет скачок: для начала Дума должна принять поправки в закон об ОСАГО. Кстати, их первое чтение прошло аж в декабре 2012 года, потом сюжет подвис, но после недавнего совещания у президента получил завидное ускорение — велика вероятность, что Дума примет проект уже в апреле, а новации вступят в силу в июле 2015-го. Что они сулят?
Для начала несколько цифр. 134,24 млрд рублей — такова оценка рынка ОСАГО в 2013 году; средняя стоимость ОСАГО доросла за прошлый год до 3169 рублей. Зачем ее поднимать? Разработчики поправок отвечают: в связи с грядущим повышением выплат по полису до 400-500 тысяч представляется разумным повысить и цену самого «продукта» для россиян. Задрать ее до небес было бы интересно и казне, и страховщикам, но социальные последствия от радикальных взлетов все же удерживают.
Поправки в закон предполагают, что заработает новация: деньги по ОСАГО можно будет получить только в «своей» компании, а не у страховщика виновника ДТП. С одной стороны, вроде это упрощает людям задачу, но с другой — усложняет: региональные центры урегулирования убытков находятся подчас за 200-300 км от места жительства потерпевшего. Да и увеличенные размеры компенсаций за вред, причиненный здоровью, вряд ли порадуют: согласно готовящимся поправкам, их увяжут с нормативами, установленными правительством, то есть прежде всего с законом об обязательном медстраховании. Увязка мудреная, но важен конечный итог — выплаты в итоге... уменьшатся. Чего не скажешь о числе справок, которые необходимо будет собрать для их получения.
Страховщики предвкушают предстоящий подъем стоимости полиса, однако привычно сетуют на убыточность ОСАГО. Этим сетованиям, впрочем, мало кто верит. «Если все так плохо, чего ж они такие бонусы агентам платят! — негодует первый зампред комитета по конституционному законодательству Госдумы Вячеслав Лысаков.— По закону их убыточность определена в 77 процентов от собранных средств, еще 3 идут в резервный фонд, а 20 процентов — прибыль. Но у них по факту и того больше!»
Насколько больше — тайна. Хотя параметры этой тайны представить можно: согласно статистике ЦБ, из полученных от населения в 2013 году 134,24 млрд рублей компании выплатили по ОСАГО 77,37 млрд (56,2 процента). Правда, в эти проценты не входит малоизвестная широкой публике статья страховых расходов — выплаты пеней и штрафов за нарушение закона о защите прав потребителей. На самом деле, рассказывают знатоки рынка, это серьезный бизнес для умелых людей: только за прошлый год было подано около 800 тысяч исков со стороны так называемых страховых юристов. Речь об адвокатах, перекупающих у граждан их страховые претензии с целью последующей наживы. Бизнес активный (в судах уже стали выделяться специальные дни для рассмотрения жалоб по ОСАГО, а очередь — на полгода вперед) и не всегда прозрачный — как сообщили «Огоньку» в «Росгосстрахе», мошенничество в автостраховании достигает сегодня 15-20 процентов от общего числа заявленных убытков.
Законопроект прописывает новые сроки, в которые страховщики должны оценить ущерб и выплатить компенсацию. Сейчас это 30 дней с момента сбора всех необходимых справок. Предполагается уменьшить его вдвое. «Я внес поправку сократить еще в 3 раза срок о выносе решения о выплате,— поясняет Лысаков.— А вот санкции за просрочку предлагается увеличить в 3 раза: если сейчас они в среднем 5-6 тысяч в месяц, то должны стать более весомыми».
Законопроект предлагает и ряд мер, которые должны простимулировать не прямые выплаты, а страховой ремонт. В частности, задержка страховщиком оплаты восстановительного ремонта транспортного средства не будет являться основанием для отсрочки передачи потерпевшему отремонтированной машины. Иными словами, отвечать за скорость и качество ремонта авто предлагается техцентрам. Но что будет, если у них не хватит денег, поправки не говорят.
Не говорят они и об изъянах в такой существенной сфере, как методика оценки ущерба. В настоящее время существует порядка пяти методичек на этот счет, так что полученные цифры могут отличаться в разы, как и выплаты людям по ним. По новой методике оценки ущерба, разработанной РСА, допустимым первоначально считался 15-процентный коэффициент ошибок при оценке ущерба. А это при объеме рынка в 134 млрд — 20 млрд рублей. В РСА «Огоньку» заявили, что ошибки минимизированы до 10 процентов, но вот заработает ли методика с лета, как обещают в РСА, у экспертов уверенности нет.
Градус возмещения
Не все требования потерпевших обязательно оплачиваются, утверждает статистика.
Прямое возмещение убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Цифра
Суммы страховых премий, то есть платы за страхование, по ОСАГО сегодня заметно больше самих выплат.
Страховые премии и выплаты за 2013 год
Мало ли?
Брифинг
Владимир Новиков, председатель правления Гильдии актуариев России:
На Западе проблемы в системе автострахования возникают чаще всего, когда речь заходит о выплатах «по здоровью», в России же основная проблема — стоимость ремонта. Перекос очевиден. Принятие поправок в закон об ОСАГО — это приведение ситуации в более или менее божеский вид: за десятилетие она весьма далеко отошла от того, что на Западе принято считать цивилизованными отношениями между страховщиком и клиентом. Я не уверен, что увеличение тарифов изменит ситуацию. С того момента, как тарифы перестали быть экономически выгодными для страховщиков, компании принялись экономить на выплатах. Чем дальше, тем откровеннее. И дождались своего рода ответа народных масс в виде лавины судебных исков.
Источник: соб. инф.
Максим Ханжин, глава Ассоциации по защите прав автострахователей:
Когда рынок рос, страховые компании наращивали свои портфели, но как только рост прекратился, заговорили, что ОСАГО — социальный продукт. Но на них не зарабатывают даже 20-30 процентов, а страховщики свой хлеб с маслом имеют. Стало быть, это бизнес. Тогда к чему этот плач об убыточности? Согласен, проблемы есть, например мошенничество. По нашим подсчетам, около 40 процентов средств страховщиков уходят на такие выплаты. Речь не о юристах, а о гражданах, сделавших такие иски прибыльным бизнесом. Особенно этому подвержены южные регионы страны. Грядущее увеличение выплат ситуацию ухудшит. Нужны меры со стороны МВД, нужно менять психологию страхователей и страховых компаний, нужна стратегия выхода из кризиса. Иначе коллапс наступит очень скоро.
Источник: соб. инф.
Андрей Бондаренко, директор центра стратегического анализа рынка страховой компании «Согласие»:
Все зависит от того, какие будут приняты решения по тарифам и лимитам. Это может стать как решением проблемы, так и гвоздем в крышку гроба российского страхования. Впрочем, сама постановка вопроса о «среднем повышении тарифов» не учитывает интересы сторон: если клиент сверхубыточен, у него высокая аварийность, то десятикратное повышение тарифа для него не грех, а для того, кто ездит без нарушений, нужно снижать цену полиса в разы... Но регулировать тариф — нонсенс с точки зрения мировой практики. На Западе государство регламентирует риски и лимиты ответственности по ним. Цену сильно не поднимешь: конкуренция на рынке высока и превзойти актуарно обоснованный тариф все равно не получится.
Источник: соб. инф.
Материалы подготовила Светлана СУХОВА.
Вся пресса за 17 марта 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|