Госстрой намерен создать Гарантийное агентство для страхования частных инвестиций в жилкомхоз.
Газета,
8 июля 2003 г.
Страхование частных вкладов будет идти за счет бюджетных средств 1657 просмотров
Госстрой намерен создать Гарантийное агентство для страхования частных инвестиций в жилкомхоз. Авторы идеи заявляют оппонентам, что это временная мера, призванная защитить предпринимателей на первом этапе реформирования, в частности от произвола властей. Государство за счет бюджетных средств собирается защищать и мелких, и крупных инвесторов, таких как новый холдинг "Российские коммунальные системы", инициатором создания которого выступил Анатолий Чубайс. Что касается потребителей коммунальных услуг, то, по мнению создателей агентства, они также будут защищены, например от роста тарифов. В этом корреспондента ГАЗЕТЫ Арину Шарипову заверил первый заместитель председателя Госстроя Сергей Круглик.
"Господа инвесторы, все будет в порядке" - Планы по созданию агентства были озвучены после того, как в ЖКХ устремились очень крупные монополии, такие как РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром". Получается, что это связанные между собой события? - Идея создания Гарантийного агентства прописана в подпрограмме по реформе и реорганизации ЖКХ в составе программы "Жилище", в ноябре 2001 года утвержденной правительством. Там написано: "Для привлечения инвестиций в такой сектор экономики, как ЖКХ, необходимо создать в 2005-2006 году агентство". Но мы решили сделать это немножко пораньше, так как все развивается оперативнее, чем думали. На самом деле агентство - это не самоцель, а просто название. Это должна быть организация-профессионал в тех инвестиционных проектах, которые будут реализовываться в ЖКХ при благоприятном стечении обстоятельств, а именно - готовности объекта и властей к инвестированию. Агентство может оказывать помощь на первых порах, для того чтобы оценить возможности инвестора, его порядочность, его вхождение и выход из этого бизнеса, составление договоров аренды либо концессионных отношений. Это необходимо, чтобы обеспечить стабильность вложения инвестиций, прогарантировать предусмотренными средствами в федеральном бюджете риски инвестора. - Какого рода эти риски? - Риски, которые не связаны с инвестиционным процессом, дефолт, например, или политические, связанные с всевозможными выборами, - у нас ведь трехуровневая избирательная система, так что все может произойти. Инвестиционный цикл в отрасли ЖКХ длителен: вложение средств, модернизация, только потом окупаемость. Сейчас первый этап инвестирования в ЖКХ, поэтому надо заявить: "Господа инвесторы, там все будет в порядке!" Для этого и нужны гарантии, поэтому агентство - не просто некая выдумка, а одно из звеньев государственной программы и государственного поведения на этом рынке. - Однако эту идею не поддерживают в Минэкономразвития, видя в ней угрозу конкуренции. - Они не могут выступать противниками предложений о создании агентства, это часть программы, консолидированно согласованной с Минэкономразвития, Минфином и другими. Действительно, есть отдельные люди, которые высказываются против, но для этого нужно все аргументированно обсудить. Безусловно, существует иная позиция, ведь с утверждения правительственной программы прошло 2 года. Но, в частности, РАО "ЕЭС России", создавшее крупную инвестиционную компанию - ОАО "Российские коммунальные системы", торопит Минэкономразвития. Потому что они понимают, что заходят в такую воду, в которой ничего не видно, что впереди. Им нужны такие гарантии. Это мировая практика, когда на начальном этапе должен стоять кто-то третий, кто вместе с тобой разделит риски. Ведь приятно, когда я вкладываю свои деньги и знаю, что кто-то страхует. Когда-нибудь появятся страховые компании, но сегодня никто страховать не будет, потому что рынок не понятен и не определяем даже по рискам. Хотя то, что риски велики, это все понимают. - Главный аргумент замминистра экономического развития Андрея Шаронова, скептически относящегося к идее создания агентства, - это опасность "исказить настроения инвесторов". - Мы его переубедим. - Как?.. - Он сейчас вас почитает, а потом мы с ним переговорим. Он очень хорошо разбирается в этих вопросах. Поэтому я думаю, что сейчас это либо некое заблуждение, либо просто еще не проговорено. - Но существуют опасения, что инвесторы пойдут только в те проекты, которые гарантированы... - Это как раз предмет договоренностей. Бояться того, что мы сузим сегмент инвесторов, бесполезно. Можно гарантировать проекты, а можно гарантировать подходы. Мы бы гарантировали проекты. Это не отобьет здравых инвесторов. Грубо говоря, миллиард гарантий в бюджете может прогарантировать десятки миллиардов вложенных средств. А рассчитывать на то, что на первом этапе все будут вкладывать просто так десятки миллионов средств, как это сделало РАО, хотя 500-700 млн. долларов не так и много, попросту наивно. Все будут сидеть и смотреть, а что же получится у первых. Во-вторых, рынок России по географии разбит. Если сегодня мы можем говорить, что часть субъектов Центрального района готова к инвестициям, то многие регионы Дальнего Востока еще не будут готовы ни в этом году, ни в следующем. Поэтому все будут думать тысячу раз даже при наличии гарантий, входить туда или нет. Когда мы писали эту программу, я рассчитывал, что будет не одно агентство. Страна большая, сначала отработаем эти механизмы здесь, а потом дальше. Миллиард гарантий - Источником гарантий будут только бюджетные средства или возможны другие? - Это только бюджетные средства, которые не будут привлекаться в экономический сектор, они только гарантируют безопасность и сохранность тех средств, которыми рискует инвестор. Потому что любой сектор, в который начинают на первых порах вкладывать средства, не гарантирован от ошибок. Задача государства не вкладывать, а прогарантировать возвратность инвестиционных средств. Поэтому государство закладывает в бюджет некий резерв средств. Агентство - это как сторонний игрок, который оценивает ситуацию, подсказывает, что нужно сделать правильно, выбирает под гарантию проекты, которые с профессиональной точки зрения должны быть реализованы, но могут не реализоваться в силу каких-то форс-мажорных обстоятельств. - Каков объем резерва для страхования, будет ли он с годами увеличиваться? - Сейчас мы планируем не больше 2-3 млрд. рублей. И нужно поработать 2-3 года. Если риски будут увеличиваться, средства агентства пойдут на их погашение, то нужно думать на законодательном уровне, что же не в порядке. Но может быть и такая ситуация: создано агентство, оно просуществовало 5-6 лет и ни разу ни одной копейки не истратило. Тогда мы потратим только те деньги, которые зафиксированы на его содержание. - А как будет гарантирована прозрачность агентства? - Это могут быть ежеквартальные отчеты в письменном виде либо в электронном. Хотя если надо еженедельно, значит, будет еженедельно. "Цена на горячую воду должна быть прозрачной" - Какие критерии должны иметь проекты, чтобы агентство взяло их под свою защиту? - Первое. Для реализации проекта при поддержке агентства долги предприятия как объекта будущего инвестирования должны быть реструктуризированы, возвратность текущих платежей обеспечена. Второе. Должна быть отработана тарифная политика. Инвестор должен знать, как он вернет свои вложения в следующем году, через два года, через три, через четыре. А потребитель должен знать, какова цена горячей воды будет сегодня, завтра и послезавтра. Значит, система по установлению цены на эти услуги должна быть стабильная, прозрачная и понятная для всех. - Это будет фиксироваться перед тем, как инвестор начнет работу? - Конечно. Предположим, инвестор придет и скажет: "Я хочу вложить средства в этот регион". Агентство говорит, в этом регионе нужно подправить то-то и то-то, тогда он будет нормальным и мы можем гарантировать его окупаемость. Инвестор идет в регион, определяет правила с властями. Регион говорит: "Такие правила меня не устраивают". В этой ситуации агентство не может гарантировать вложения инвестора. Другой вариант: проведена оценка, текущие платежи обеспечиваются, решен вопрос с задолженностями, достаточно стабильная рыночная позиция у политиков, мэров и губернаторов - никаких угроз нет, и мы беремся гарантировать вложения средств. При необходимости можем оказать консультационные услуги. - Какие гарантии, что агентство будет объективно выбирать инвестора? - Агентство должно делать то, что прописано в регламенте, от его оценки не должно ничего зависеть. Должен быть прописан жесткий порядок действий. Статус агентства будет определен скорее всего как государственное учреждение, то есть люди будут работать на фиксированной зарплате, которая в общем должна быть высокой, но каждое действие агентства в оценке должно быть отрегламентировано. Проект по водоснабжению? Пожалуйста, вот критерии. "Вот с этим я хочу, а с этим нет" - такого в агентстве сказать не могут. Любой эксперт раз в год может проанализировать результаты этой работы. У нас не одна рабочая группа, которая реализует проекты Всемирного банка. Он спокойно может заказать подобного рода экспертизу. Конечно, это стоит денег, и если мы будем закладывать смету, то будем и проверять. Но это все предмет обсуждения. - Есть ли у агентства уже первый перечень проектов? - Нет. Сначала нам надо с Минэкономразвития договориться, создать устав, поставить людей. Пройдет полгода, и тогда я вам скажу, у кого колени стерты. - Будет ли агентство гарантировать проекты "Российских коммунальных систем"? - Конечно. Здесь никто не должен разделять, кто инвестор ОАО "РКС" или кто-то другой, не надо обращать внимание на название. Задача в том, чтобы проверить, реальный ли пришел инвестор или это "мыльная опера". Нужно не путать одно с другим, Госстрой не будет вкладываться туда, где действует ОАО "РКС", с экономической точки зрения такое вмешательство недопустимо. Но агентство будет гарантировать инвестиции. - Как же это сочетается с высказываниями председателя Госстроя Николая Кошмана "там, где Чубайс, Госстрой не даст ни копейки"? - Надо определиться, чтобы мы понимали, кто и что говорит. Речь идет, как я понимаю, о подготовке к зиме. Безусловно, если приходит инвестор, он делает проект, определяет и стабилизирует условия работы. Если Госстрой вносит туда хоть копейку, он уже изменяет всю систему; с экономической точки зрения такое вмешательство просто недопустимо, вот это и имел виду Николай Павлович. - Но инвестиции ОАО "РКС" вы будете гарантировать? - Да, только не мы, а агентство. Соответствующее постановление будет приниматься правительством. "Временная мера" - И все-таки деятельность такого агентства - это не рыночный механизм. - Я согласен, поэтому оно создается только на первом этапе. Как только 20-30% рынка в секторе ЖКХ начнет ворочаться, агентству надо уходить. Можно будет из него сделать частное предприятие, прекратить гарантии из бюджета. Либо ликвидировать. Это временная система, чтобы оказать поддержку первопроходцам в том случае, если они оступились. Когда раскрутится этот рынок, наличие такого инструмента уже будет не нужно, это современная система. Мы ее прогнозировали лет на 5-6, но, учитывая масштабы страны, это может быть лет на 10. А когда инвесторы увидят, что в России все стабильно в этом секторе, можно вкладывать деньги и не просто их там хоронить, а еще получать прибыль. - Каким образом Госстрой, высказываясь в поддержку бизнеса в секторе ЖКХ, одновременно готовит документы о запрете приватизации коммунального имущества за долги? - Запрещать ничего нельзя, тем более при наличии законов. Мы готовим поправки в президентский указ от 1994 года о приватизации объектов муниципальной собственности и вынесем их на обсуждение со всеми юристами. Поправки приведут к тому, что часть основных фондов (водоканалы, теплосети, муниципальные сети) будет приватизирована - это автомобили, конторы и т.д. Все, что является основным фондом для производства услуг - котельные, сети, канализационные насосные станции, водопроводные насосные станции, электроподстанции, - должно остаться в муниципальной собственности. По сегодняшнему законодательству можно поступать и так и эдак. В итоге мы получим такое пестрое одеяло, из которого очень трудно будет выбраться. Роль агентства на этих порах опять будет очень важна. Потому что если будут проекты, которые влекут за собой изменения форм собственности, безусловно, гарантировать их никогда не будут. - Кто может возглавить агентство? - Нужно проводить конкурс и жестко сформулировать его условия: профессиональная принадлежность, оценка ситуации, стаж работы по результатам наработок, которые есть. Мы говорим о реформе ЖКХ уже 12 лет. За это время много людей уже защитило докторские диссертации по этим вопросам, попробуем из них выбрать. - А представитель бизнеса?.. - Запросто. Главное, чтобы он отвечал требованиям, позволяющим развиваться этому рынку.
Вся пресса за 8 июля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|