Финансовые Известия,
12 мая 1994 г.
Государственный надзор снижает риск клиентов 1585 просмотров
Идет 7-ой год демонополизации страхования в стране. Принят Закон «О страховании», создан Страховой надзор, зарегистрирован и работает Страховой союз России, действуют около 3000 страховых компаний, очередь желающих получить лицензию не заканчивается.
Полагаю, что к следующему году в России будет страховых компаний больше, чем в других странах, вместе взятых. На первый взгляд результаты очень внушительны. Однако красивые отчеты о состоянии российского страхования, которые уже имеют место, могут заслонить реальное положение дел. А оно состоит в том, что цивилизованного страхового рынка сегодня в России нет. Вместо рынка мы имеем довольно шумный базар, которым пытаются управлять чиновники и дилетанты. Значение страхового капитала в России явно недооценивается.
До настоящего времени не принят Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, хотя проекты и предложения неоднократно направлялись в парламент. Центральный банк уже 9 месяцев рассматривает Положение о расчетах в валюте по страхованию между резидентами, хотя проект давно уже подготовлен, утвержден Росстрахнадзором.
Никто не следит, где и на каких условиях страхуются крупные риски, однако при катастрофах, как это было в случае аварии самолета под Иркутском, правительственные чиновники предлагают непричастным к угону страховщикам компенсировать возникшие убытки, хотя они эти риски не страховали.
Сложилось такое положение, что страховые компании работают сами по себе, надзор сам по себе. Он больше занят проблемой самоутверждения. Основной деятельностью надзора стала выдача лицензий, чтение лекций на многочисленных коммерческих семинарах, публикации о развитии рынка и посадки за иностранным опытом. Надзор наплодил уже столько страховых компаний, что физически их проверить уже невозможно.
При выдаче лицензии основное внимание уделяется анализу мифических бизнес-планов, а не финансовым возможностям и профессионализму кадров новой компании. Сам факт появления специализированных фирм по подготовке документов для лицензирования не нуждается в комментариях. Отсутствует концепция развития страхования. Грубой ошибкой надзора явилось разрешение страховать банковские кредиты. Официально был введен такой непонятный вид страхования, как страхование ответственности заемщика на возврат кредита. Постоянные арбитражные процессы, скандалы, аферы, подрыв доверия к страховым компаниям стало последствием этого вида страхования.
Надзор не навел порядка в классификации отраслей страхования. В России существует обязательное страхование пассажиров, а о страховании ответственности перевозчика вспоминают лишь при очередной аварии. Подписанный недавно Указ президента «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования не только не исправил этой ошибки, а еще больше ее закрепил. Появился очередной налог на пассажиров. Очевидно, что составители указа не понимают макроэкономической роли страхования. При обязательном страховании ответственности перевозчиков страховщики путем тарифной политики, отсева ненадежных перевозчиков сами наведут порядок в безопасности перевозок. И в очередной раз проект указа готовился келейно, не обсуждался страховщиками.
Увлекшись применением европейских показателей платежеспособности, надзор игнорирует элементарные страховые авантюры, когда компании оставляют на собственном удержании риски, в тысячи раз превышающие все имеющиеся у компании денежные средства.
Надзор не ведет кадрового учета страховых специалистов. Неоднократны случаи, когда руководители обанкротившихся компаний создают и возглавляют новые страховые компании, «снимают пенки» и опять пускают их под откос. Срочно необходимо ведение «черного списка» таких руководителей и запрет им на 5-7 лет заниматься страховой деятельностью. Учитывая сложность страхования, профессионализм и порядочность руководителей играют одну из ключевых ролей в успехе компании.
Требуют коренного улучшения бухгалтерский учет и структур баланса страховой компании.
Очень тщательно надо подойти к вопросу страхового аудита и выдаче лицензий. Услуги признанных фирм стоят очень дорого и в большинстве случаев «не по карману» небольшим страховым компаниям. В среде же мелких аудиторских фирм возможны еще случаи подтверждения балансов без проверок. Аудиторский рынок, как и страховой, находится в стадии становления, и здесь свое слово должен сказать Страховой надзор.
На рынке из более чем 2000 страховых компаний, имеющих лицензии, лишь единицы являются серьезными страховыми организациями. У 45% компаний наблюдается очевидная недостаточность страхового капитала. Опасная тенденция - появление многочисленных «карманных» страховых компаний в составе финансово-промышленных групп. У руководителей таких групп проявляется тенденция создать свою финансовую империю, свой банк, свою страховую компанию. Платежи за страхование пытаются оставить в рамках этой же границы. Получается антистрахование.
Для формирования полноценного страхового рынка срочно необходима реализация первоочередных мер:
- включение страховых премий в себестоимость продукции;
- разработка мер по страхованию гражданской ответственности;
- забота о наращивании страхового капитала, уменьшение налогового пресса.
Для решения проблем страхования на макроэкономическом уровне необходимо иметь надлежащий, надведомственный центральный страховой орган в стране, например, в виде отдела или департамента при Министерстве экономики, оставить Росстрахнадзору те функции, которыми занимается надзор во всех странах с рыночной экономикой.
Владимир КРУГЛЯК, президент САО «Ингосстрах»
Вся пресса за 12 мая 1994 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Налоговый климат, Страховое право, Тенденции, Регулирование, Страхование от несчастных случаев
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 января 2025 г.
|
|
Реальное время, Казань, 27 января 2025 г.
«Не хватит на замену и одного окна»: страховка не покрыла ущерб в «Лазурных небесах»
|
|
Парламентская газета, 27 января 2025 г.
ОСАГО дорожает: кто заплатит больше
|
|
Парламентская газета, 27 января 2025 г.
Тарифы по ОСАГО изменят для автобусов и мотоциклов
|
|
Коммерсантъ, 27 января 2025 г.
Автогражданка расширяется
|
|
Коммерсантъ, 27 января 2025 г.
В египетских терактах проявился рецидив
|
26 января 2025 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 26 января 2025 г.
В Египте пересмотрят иски семей россиян, погибших в крушении А321
|
|
Вестник, Сургут, 26 января 2025 г.
В некоторых городах и районах ХМАО полис ОСАГО станет дешевле
|
|
Vladnews, Владивосток, 26 января 2025 г.
Максимальный размер выплат по ОСАГО может увеличиться до 650 тыс. руб.
|
|
Сургутская трибуна, 26 января 2025 г.
В Югре ОСАГО станет дешевле, но не в Сургуте
|
25 января 2025 г.
|
|
РИА Новости, 25 января 2025 г.
В Словакии намекнули на украинский след в кибератаке на страховую компанию
|
|
Известия онлайн, 25 января 2025 г.
Эксперт рассказал о действиях в случае повреждения застрахованного багажа
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 25 января 2025 г.
Две страны – одно ОСАГО: Россия и Белоруссия объединили национальные системы страхования автогражданской ответственности
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 25 января 2025 г.
Госдума поддержала запрет на навязывание условий для получения скидки в автосалонах
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 25 января 2025 г.
Страховая компания не смогла взыскать с «Комиавиатранса» ущерб за поврежденный «Боинг»
|
|
ГТРК Владимир, 25 января 2025 г.
Тарифы ОСАГО: какие изменения ждут автовладельцев из разных регионов
|
24 января 2025 г.
|
|
Smolnarod.ru, Смоленск, 24 января 2025 г.
Трое смолян ответили перед судом за мошенничество со страховкой на 10 миллионов
|
|
ГТРК Воронеж, 24 января 2025 г.
В Воронежской области каждый 2 респондент удовлетворён качеством медпомощи
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|