Экономика здравоохранения,
5 августа 1996 г.
Финансово-экономические проблемы развития системы обязательного медицинского страхования 960 просмотров
Гришин Владимир Вадимович — исполнительный директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования, кандидат медицинских наук.
Руководит и непосредственно участвует в разработке концепции развития системы обязательного медицинского страхования.
Автор научных работ по медицинскому страхованию.
Концепция реформы здравоохранения не будет являться схоластическими теоретическими рассуждениями только в том случае, если она будет основываться на объективной динамике состояния здоровья населения и реальном прогнозе экономики страны.
За период после принятия закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (1991 г. с коррекцией в 1993 г.) в стране создана нормативная база, сложилась инфраструктура, сформированы финансовые потоки, определены задачи и функции всех участников системы обязательного медицинского страхования (ОМС), пациент получает статус полноправного участника системы оказания медицинской помощи.
К началу 1996 г. система ОМС РФ включала 88 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, свыше 1100 их филиалов, более 500 страховых медицинских организаций, имеющих лицензии Рострахнадзора на проведение обязательного медицинского страхования.
Количество застрахованных по обязательному медицинскому страхованию составило почти 70% общей численности населения России.
За 9 месяцев 1995г. в территориальные фонды ОМС поступило 9443,7 млрд руб. (Для сравнения: в 1993 г. поступило 1002,7, а в 1994 г. — 6036,4 млрд руб.). Из поступивших за 9 месяцев 1995 г. денежных средств 61,2% составили страховые взносы предприятий, 26,9 — платежи из бюджета на страхование неработающих граждан и 4,1% — доходы от использования временно свободных средств.
Динамика расходов поступивших в систему ОМС средств свидетельствует, что происходит стабильный процесс увеличения доли расходов на финансирование территориальных программ и мероприятий по здравоохранению: в 1993 г. — 27,3%, в 1994 г. — 74,6%, а за 9 месяцев 1995 г. — 83,5%.
Дополнительные доходы, полученные от размещения временно свободных средств в депозитах и высоколиквидных государственных ценных бумагах и от применения финансовых санкций, составляют 673,2 млрд руб., которые позволяют полностью обеспечить содержание территориальных фондов и филиалов и дополнительно направить 392,9 млрд руб. на оплату медицинской помощи населению.
Расходы на содержание территориальных фондов и филиалов за 9 месяцев 1995 г. составили 280,3 млрд руб. или 2,6% к доходам фондов, против 2,8% за 1994 г., что соответствует рекомендациям Федерального фонда ОМС.
Поступления финансовых средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1993-95 гг. составили 692,6 млрд руб. При этом основным источником поступления являются страховые взносы, которые за указанный период составили 97,1%.
Основными организационно-экономическими задачами Федерального фонда ОМС являются выравнивание условий деятельности территориальных фондов, финансирование целевых программ, подготовка специалистов и научное сопровождение для системы обязательного медицинского страхования, создание единой компьютерно-информационной сети и другие задачи.
За указанный период Федеральным фондом направлено на выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ ОМС 400,6 млрд руб., в том числе по годам: 1993 г — 31 территориальному фонду 14,4 млрд руб.; 1994 г. — 62 фондам 116,3 млрд руб. и за 9 месяцев 1995 г. — 70 территориальным фондам 269,9 млрд руб.
В 1995 г. наряду с основными направлениями использования финансовых средств (выравниванием условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию программ обязательного медицинского страхования) Федеральный фонд осуществлял финансирование следующих целевых мероприятий: — медицинское и лекарственное обеспечение участников Великой Отечественной войны (59,3 млрд руб.); — медицинские мероприятия в связи с чрезвычайными событиями: конфликт в Чечне, землетрясение на о.Сахалин, события в г.Буденновске (50,5 млрд руб.); — индексацию заработной платы медицинским работникам в 1,54 (93,8 млрд руб.); — финансирование целевых мероприятий по материально-техническому и лекарственному обеспечению медицинских центров, клиник, институтов федерального уровня (18,9 млрд руб.).
Важным направлением работы Федерального фонда являются также научное сопровождение развития системы обязательного медицинского страхования и организации мероприятий по подготовке и переподготовке кадров системы ОМС. На реализацию этих мероприятий за 1993-95 гг. направлено 6,2 млрд руб.
В 1996 году Федеральным фондом планируется финансирование следующих целевых программ: — выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС с учетом приоритетности субъектов РФ с преобладанием сельскохозяйственного сектора в их экономике, с высоким уровнем младенческой и материнской смертности, индексация заработной платы медицинских работников и др. в объеме до 550,0 млрд руб.; — оплата медицинской помощи застрахованным за пределами проживания (межтерриториальные расчеты) в объеме до 50,0 млрд руб.; — медицинские мероприятия по ликвидации последствий, связанных с загрязнением территорий радионуклеидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в объеме до 40,0 млрд руб.; — реализация целевых программ по выравниванию условий деятельности конкретных территорий, начиная от первичного уровня до областных учреждений здравоохранения, в объеме до 200,0 млрд руб.; — выполнение других мероприятий в соответствии с функциями и задачами, возложенными на Федеральный фонд ОМС.
Через систему ОМС проходит 30-40% средств, используемых на финансирование здравоохранения, при том положении, когда территориальные фонды отвечают за финансирование 60-70% всего объема медицинских услуг. Это главное противоречие является основным препятствием для реализации системой ОМС своих функций и возможностей, ее дальнейшего развития, несмотря на наличие законодательной базы, официальную регламентацию организации системы ОМС и образование всех субъектов страховой деятельности на большинстве территорий страны.
В условиях небывалого по глубине экономического кризиса, переживаемого Россией, важнейшей целью реформы системы медицинской помощи является внедрение сообразного с общей экономической ситуацией в стране, но достаточного для гарантированного медицинского обеспечения населения способа целенаправленного аккумулирования и дифференцированного распределения соответствующих средств. На эту цель в основном и ориентирована практика ОМС, т.к. ее сегодня не в состоянии достичь государственная (бюджетная) система здравоохранения.
Однако достижение этой цели осложняется комплексом негативных проблем социально-экономического характера, к которым следует отнести: — нестабильное финансовое положение плательщиков страховых взносов; — низкий тариф страховых взносов (3,6% по отношению к фонду оплаты труда); — неопределенный правовой статус работников предприятий, длительное время не получающих заработную плату, но не относящихся к категории безработных, которые страхуются за счет бюджета; — непоступление или поступление в неполном объеме в территориальные фонды экономических слабых регионов платежей на страхование неработающего населения. В результате в общем объеме поступивших средств платежи из бюджета составили в 1993 г. — только 2,8%, в 1994 г. — 20,2% в 1995 г. — около 27%.
Даже в период уже сформировавшейся системы ОМС (в 1995 г.) из 88 территорий платежи на неработающее население поступали лишь от 59 субъектов РФ.
Отсутствие достоверной информации от территорий о балансе и потребности отрасли в финансовых ресурсах, об объеме финансирования из всех источников (муниципальный бюджет, средства министерств и ведомств, платные услуги, добровольное страхование, договорные работы, средства предприятий и т.д.) также является одной из причин неполной реализации организационно-правовых возможностей системы ОМС.
Для наращивания финансового потенциала системы ОМС в период экономической нестабильности необходимо усилить контроль за уплатой взносов и платежей на обязательное медицинское страхование, а также изыскивать дополнительные источники финансирования. Это предполагает, в первую очередь, со стороны высших органов государственной власти и управления установления правовой ответственности территориальных исполнительных органов за неуплату (и несвоевременную уплату) платежей на медицинское страхование неработающего населения.
Не только для решения в какой-то мере финансово-экономических проблем системы ОМС, но и для повышения сознательного отношения к сохранению своего здоровья, а также для усиления интереса застрахованного (клиента) к качеству лечения «за мои деньги» представляется обоснованным решить положительно вопрос о внесении части взносов на обязательное медицинское страхование (дополнительно к принятому тарифу) за счет заработной платы работающих граждан. Для смягчения этой непопулярной меры целесообразно на правовой основе принять решение о частичном (или полном) покрытии страховой медицинской организацией расходов клиента на медикаменты при амбулаторном лечении.
Исключительно важным является рассмотрение вопроса о возможном введении подвижного тарифа страховых взносов работодателей в зависимости от уровня и динамики заболеваемости работающих — установление так называемого «страхового коридора».
Необходимо законодательное решение об освобождении от налогообложения доходов от инвестирования временно свободных средств системы ОМС, направленных на финансирование программ обязательного медицинского страхования.
Крайне актуальным на текущий момент и на перспективу является введение режима экономии средств ОМС. Для этого необходимо безотлагательно на уровне Правительства РФ пресечь практику консолидации в любой форме средств страховых фондов, как и отвлечение средств фондов ОМС и страховых медицинских организаций (СМО) на нужды здравоохранения, не предусмотренные программами ОМС. В порядке исключения, только по решению законодательной власти и согласованию с правлением соответствующего территориального фонда, в отдельных сложных и чрезвычайных ситуациях средства системы ОМС могут быть использованы, желательно с последующей компенсацией (например, в виде кредитов и ссуд).
Выравнивание финансовых возможностей территорий необходимо осуществлять только на дифференцированной основе с использованием экономических, социально-демографических критериев и показателей состояния здоровья населения.
Целесообразно ориентировать лечебно-профилактические учреждения на снижение себестоимости медицинских услуг за счет преимущественного использования в период ограниченных финансовых возможностей экономичных медицинских технологий. Ввести за эту работу материальное поощрение медицинских субъектов со стороны СМО.
В ближайшей перспективе необходимо разработать порядок материального стимулирования работы страхователей, страховщиков и лечебно-профилактических учреждений по предупреждению страховых случаев — профилактике заболеваемости застрахованных.
В системе ОМС для лечебно-профилактических учреждений необходимо вводить новую оплату труда медицинских работников, основанную не на уравнительном подходе, а на принципах прямой зависимости размера оплаты от объема и качества труда.
Важным является обеспечение жесткого централизованного контроля за расходами средств ОМС территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями. С этой целью, наряду с целевыми проверками силами Федерального фонда, важно предусмотреть в установленном порядке практику штрафных санкций за использование средств ОМС не по назначению.
Следует ввести в систему ОМС обязательную аудиторскую практику. Установить, что дотации и кредиты предоставляются Федеральным фондом ОМС территориальным фондам только при аудиторском заключении о финансовом состоянии, а также соответствии деятельности фондов и страховых организаций установленным законодательным требованиям. Предусматривать в штатах фондов ОМС должности аудиторов с введением их в состав правления фондов.
Стабилизация экономической обстановки в стране позволит уменьшить контроль системы ОМС государством и начать плавный переход от преимущественно государственной к общественно-государственной форме организации ОМС.
Изменения претерпят все стороны функционирования системы ОМС, но в первую очередь они коснутся организационно-правовых основ и финансово-экономической деятельности субъектов медицинского страхования.
Предполагается, что получат развитие общественные формы управления в системе ОМС. Усилятся функции Правлений Федерального и территориальных фондов в сфере попечительства ОМС, защиты интересов застрахованных и страховщиков. Целесообразно создание комиссий по рассмотрению споров между субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе и по финансово-экономическим проблемам.
Предполагается, что финансирование лечебно-профилактических учреждений будет осуществляться не только по принципу накопления капитала (через фонды), но и по принципу раскладки: поступление взносов (например, работников при их личном участии в страховании) непосредственно страховщику (СМО) и прямое включение их в «работу» (сближение клиента и медицинского субъекта — лечебно-профилактического учреждения).
Одним из важнейших условий реформирования здравоохранения является изменение статуса лечебно-профилактических учреждений и расширение их прав как самостоятельно хозяйствующих субъектов.
Первоочередным коррективом системы ОМС в период стабилизации экономики должно стать увеличение размера тарифа страховых взносов. По заключению экспертов, его величина должна составлять не менее 7-8% по отношению к начисленной оплате труда.
Необходимо искать пути полного освобождения государственного бюджета от платежей на медицинское страхование неработающего населения. Один из возможных вариантов решения этого вопроса предполагает по опыту некоторых зарубежных стран введение порядка страхования неработающих членов семьи по месту работы лица, на иждивении которого они находятся.
Экономические методы управления требуют создания своеобразных информационных «пирамид», что позволит иметь объективную информацию на текущий момент о движении финансовых средств системы обязательного медицинского страхования по каждому субъекту РФ. Единая компьютерно-информационная сеть свяжет Федеральный и территориальный фонды ОМС, их филиалы, страховые медицинские организации, территориальные органы управления здравоохранением, поликлиники, стационары и т.д.
Появится система слежения за финансовыми потоками и материально-техническим обеспечением здравоохранения. В последующем к сети смогут подключиться предприятия и организации, производящие и торгующие лекарствами, изделиями медицинского назначения, а также другие учреждения, связанные с системой здравоохранения.
Создание информационной «пирамиды» позволит в реальном времени оценить истинные затраты на здравоохранение, выявить дополнительные ресурсы экономии средств и, в конечном счете, оптимизировать финансирование отрасли.
ГРИШИН В.В.
Вся пресса за 5 августа 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Учет и отчетность, Тенденции, Лица, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|