Экономика и жизнь,
28 августа 1996 г.
Налоговая инспекция дефицит средств не уменьшит 689 просмотров
Финансовая ситуация в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) неразрывно связана с общим экономическим положением в стране. Кризис платежей, другие факторы сказались на уровне сбора средств в системе ОМС, который оказался ниже планируемого. Для решения этой проблемы предлагается несколько путей, в том числе передача функций сбора этих средств налоговым службам. В беседе с нашим корреспондентом позицию Федерального фонда ОМС по этому вопросу представляет заместитель начальника экономического управления С.Сукачева.
- Светлана Михайловна, каким образом сегодня в России происходит сбор денежных средств на обязательное медицинское страхование?
- Он состоит из регистрации плательщиков страховых взносов или платежей, их учета и контроля полноты и своевременности перечисления средств. Эти обязанности в соответствии с постановлением российского парламента возложены на территориальные фонды ОМС.
Особое внимание эти фонды уделяют работе по своевременной регистрации юридических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица, в обязанности которых входит уплата страховых взносов на ОМС. Надо отметить, что в 1995 году число зарегистрированных плательщиков значительно увеличилось по сравнению с предыдущим годом и составило почти 2,5 миллиона.
Тем не менее до сих пор остается достаточно большое количество предприятий, не зарегистрированных в территориальных фондах, хотя и исправно выплачивающих страховые взносы, в силу чего можно сказать, что число реальных плательщиков существенно больше. В то же время существует проблема обратного характера, когда зарегистрированные по всем правилам плательщики взносы не перечисляют. В первую очередь это касается большого количества компаний-однодневок, созданных для проведения только одной финансовой операции, а также фирм, зарегистрировавшихся, но не осуществляющих никакой деятельности вообще. К тому же органы государственной налоговой службы до недавнего времени в абсолютном большинстве не предоставляли территориальным фондам сведения о предпринимателях, работающих без образования юридического лица, о фермерах и их доходах, что, конечно, негативно сказалось на уровне сбора страховых взносов.
Для разрешения этой проблемы 13 июня этого года было подписано совместное письмо между Федеральным фондом и Госналогслужбой (№ ВГ-6-07/411), в котором установлен порядок обмена данными о регистрации юридических и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов в фонды и налоговых платежей в бюджет.
- Известно, что взносы на ОМС в основном начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда работников. Но в условиях хронической и широкомасштабной задолженности по выплате заработной платы невозможно в полном объеме собирать страховые взносы. Каков, на ваш взгляд, выход из этой ситуации?
- Прогнозируемый уровень сбора страховых взносов, предусматриваемый в проектах бюджетов фондов ОМС, составляет практически 100 процентов от расчетного фонда оплаты труда, определенного на предстоящий год Министерством экономики. Вместе с тем, по моему мнению, при составлении плана по доходам фондов следует учитывать показатель, характеризующий степень платежеспособности организаций в народном хозяйстве, поскольку в противном случае занижается фактический уровень сбора страховых взносов на ОМС.
Кроме того, органы исполнительной власти всех уровней представляют плательщикам страховых взносов дополнительные льготы по уплате взносов и начисленным финансовым санкциям в фонды ОМС. Так, Правительством Российской Федерации устанавливались льготы по предприятиям угледобычи, сферы материального производства, выполняющим оборонный заказ, и некоторым другим категориям, общая задолженность по которым в Федеральный фонд составляет 73,5 миллиарда рублей, в территориальные фонды - 1434,9 миллиарда. А глава Республики Коми, превысив свои полномочия, объявил налоговую амнистию, в том числе и в части средств ОМС.
В качестве временной меры Федеральный фонд пошел на принятие положения, разрешающего зачет взаимозадолженности между плательщиками страховых взносов - территориальными фондами - страховыми медицинскими организациями - медицинскими учреждениями. Это позволило привлечь в систему ОМС около 100 миллиардов рублей.
Всего в 1995 году страховых взносов в фонды ОМС было начислено 10 466,9 миллиарда рублей. Фактически же в фонды поступило 8277,5 миллиарда рублей, а также 515,58 миллиарда от применения финансовых санкций к нарушителям. А в целом уровень сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 1995 году составил 79,1 процента.
- Может, имеет смысл передать функции сбора средств на ОМС налоговым службам? Не считаете ли вы этот вариант более полезным и рациональным для здравоохранения?
- Сопоставление результатов деятельности по сбору страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальных фондах и налоговых органах свидетельствует о более эффективной работе первых.
Например, учет страховых взносов на ОМС и контроль за их перечислением в Республике Башкортостан указом Президента возложены на налоговые органы. Проверкой, проведенной прокуратурой республики, установлены серьезные недостатки в организации данной работы. Задолженность по страховым взносам на ОМС в республике составляет 69 миллиардов рублей. Только в Чишминском районе из 638 юридических лиц взносы внесли всего 221. Учет средств системы ОМС республиканской налоговой инспекцией отдельно от других поступлений не ведется.
В Нижегородской, Новосибирской и некоторых других областях, где обязанности по сбору средств на ОМС возложены на налоговые органы, значительно снижено число зарегистрированных плательщиков страховых взносов, поскольку налоговые инспекции не осуществляют их регистрации.
В настоящее время в системе ОМС работают квалифицированные сотрудники с опытом работы в финансовых, налоговых органах, Пенсионном фонде России, непосредственным образом заинтересованных в сборе средств и обеспечении финансирования здравоохранения. Наличие мощной инфраструктуры позволяет успешно и эффективно вести работу по учету и контролю финансовых средств на ОМС.
- Тем не менее правительство намерено полностью передать функции по учету и контролю за поступлением страховых взносов на ОМС налоговым органам…
- Хочется сослаться на заключение Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации, который считает, что возложение функции сбора средств в государственные внебюджетные фонды на налоговые органы путем введения «социального налога» является нецелесообразным и методологически ошибочным.
Посудите сами: на сегодняшний день уже создана и довольно четко работает интегрированная система сбора и учета страховых взносов (платежей) на ОМС, которая позволяет эффективно контролировать взаимодействие страхователя и страховщика и увязывать в единый комплекс выдачу страховых полисов, оплату медицинских услуг, оценку качества оказания медицинской помощи в системе ОМС, сбор, учет и контроль за полнотой и своевременностью поступления страховых взносов.
Если изъять из этой цепи хотя бы одно звено (в данном случае плательщиков взносов), замкнув ее на налоговые органы, то это приведет в нерабочее состояние всю систему. При передаче учета сторонней организации неизбежно дублирование функций фонда и налоговой инспекции, так как нельзя искусственно разделить страхователя как плательщика и как потребителя медицинских услуг. Учет и контроль за перечислением страховых взносов необходим территориальному фонду для отслеживания и привязки страховых взносов к застрахованному контингенту.
Передача же налоговой службе функций по учету и контролю за перечислением страховых взносов на ОМС повлечет открытие дополнительных промежуточных счетов налоговым инспекциям, с которых денежные средства будут переводиться территориальным фондам. Это существенно увеличит нагрузку на учреждения банков, усложнит документооборот и увеличит сроки прохождения средств, приведет к их обесцениванию в результате инфляционных процессов, ослабит контроль за целевым использованием средств ОМС.
Таким образом, если сегодня мы разрушим существующий замкнутый цикл сбора, учета, контроля и расходования средств в системе ОМС, то уже завтра нарушится сложившийся порядок финансирования лечебных учреждений, уменьшится объем средств на медицину, что в конечном итоге приведет к дестабилизации деятельности системы здравоохранения и снижению доступности медицинской помощи населению.
Интервью провела Е.СПИРОДОНОВА
Вся пресса за 28 августа 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Тенденции, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
|
Медвестник, 23 декабря 2024 г.
В России хотят создать прозрачную систему учета врачебных ошибок
|
|
Парламентская газета, 23 декабря 2024 г.
Выплаты участникам СВО вырастут в 2025 году
|
|
ТАСС, 23 декабря 2024 г.
«Преступление и наказание» по-американски: о чем говорит смерть страховщика-процентщика
|
|
Брянская губерния, 23 декабря 2024 г.
Брянские автомобилисты приготовились к электронному взаимодействию со страховщиками
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|