Московская правда,
24 сентября 1996 г.
Принцип наивысшей добросовестности 597 просмотров
С введением в 1993 году обязательного медицинского страхования в Москве впервые появились условия, при которых содержание и развитие лечебно-профилактических учреждений зависят от конкретного количества оказываемой медицинской помощи, а не от сметного принципа финансирования здравоохранения. За три года существования МГФОМС была создана система не только для сбора средств, но и для подготовки кадров, которых не имело здравоохранение, компьютеризированы медицинские учреждения, разработаны программное обеспечение, единый электронный регистр застрахованных граждан, единые тарифы на амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь.
По состоянию на 01.05.96 г. в систему ОМС вошли около 70% всех лечебных учреждений столицы, полисы ОМС получили 84,6% жителей г.Москвы. Из 25 страховых медицинских организаций, работающих в московской системе обязательного медицинского страхования, 11 попали в число 40 крупнейших российских СМО.
Одним из итогов начального этапа (1994-1995 гг.) можно считать обеспечение потребности московской системы ОМС в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения населения медицинской помощью в соответствии с программой ОМС.
Начиная с 1996 года осуществляется переход от количественного роста системы ОМС к ее качественному развитию. В его основе — финансирование страховых медицинских организаций по среднедушевому нормативу, что не представлялось возможным до создания единого регистра застрахованных (при обхвате не менее 80% населения), единых тарифов на амбулаторные услуги, а также до перехода на расчеты за оказание стационарной помощи взрослому населению по медико-экономическим стандартам (МЭСам).
Проработав 2-3 года в системе ОМС, коллективы поликлиник и больниц научились зарабатывать суммы, значительно превышающие плановые показатели. Однако сохранение в здравоохранении порочной системы оплаты труда, не гарантирующей зависимость размера заработной платы врача от количества и результатов выполненной работы, препятствует появлению заинтересованности у сотрудников больниц и поликлиник в улучшении качества медицинской помощи.
С другой стороны, страховые медицинские организации, созданные прежде всего для защиты прав застрахованных, на первом этапе введения ОМС представляли права лечебных учреждений, которые, в свою очередь, рассматривали страховую организацию, во-первых, как источник безграничного и безвозмездного финансирования, а во-вторых, как организацию, доходы которой прямо пропорциональны объемам финансирования медицинских учреждений независимо от качества лечения и мощности последних.
Необходимость перехода на новые условия финансирования и более рациональное расходование средств ОМС вызвана также хроническим недополучением бюджетных поступлений (страховые платежи из бюджета г.Москвы на неработающее население за первые пять месяцев текущего года составили около 70% от плана на I полугодие 1996 года) и расширением перечня медицинских услуг, входящих в программу ОМС.
Все это предопределило второй этап реформирования порядка финансирования в системе ОМС, в основе которого — расчеты со страховыми медицинскими организациями по среднедушевым нормативам.
Если на первом этапе реформ страховые компании были заинтересованы в увеличении количества медицинских услуг, а иногда и в приписках в счетах-фактурах, то при финансировании по среднедушевому нормативу страховая компания заинтересована в снижении необоснованного объема медицинской помощи.
Переход от валового учета медицинских услуг, оказанных в лечебных учреждениях, к полицевому учету медицинской помощи влечет за собой, прежде всего, возникновение реальных экономических предпосылок для проведения страховыми компаниями профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости застрахованных, что, в свою очередь, должно привести к снижению затрат на оказание медицинской помощи.
В условиях финансирования страховых медицинских организаций по среднедушевому нормативу и свободного для граждан выбора лечебного учреждения повышается заинтересованность СМО в увеличении количества застрахованных, что, как следствие этого, приводит к инвестированию средств страховщиков в развитие медицинских учреждений, внедрению новых технологий, повышению квалификации медицинского персонала.
Только на этом этапе три основные функции страховой компании — оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам, контроль за достоверностью объемов и качеством медицинской помощи, указываемой в счетах-фактурах, и защита прав застрахованных при получении медицинской помощи в любом лечебном учреждении, работающем в системе ОМС, — приобретают реальный смысл.
Размер среднедушевых нормативов финансирования СМО определяется совместно территориальным фондом и страховыми организациями с учетом равных возможностей для застрахованных в получении медицинской помощи, независимо от пола, возраста, состояния здоровья и материального положения. При обращении застрахованных граждан за медицинской помощью в любые медицинские учреждения системы ОМС страховая компания принимает к оплате счета за оказанные ее клиентам медицинские услуги из всех лечебных учреждений.
Распределение между страховыми медицинскими организациями финансовых средств, направленных на оплату медицинской помощи населению, устанавливается в соответствии с численностью застрахованных и размером подушевого норматива.
На этом этапе страховые медицинские организации становятся важным звеном в организации медицинского обслуживания населения.
Страховая медицинская организация выполняет функцию «гаранта» по оплате медицинской помощи, оказанной всем обратившимся в лечебное учреждение, имеющее с данной компанией договорные отношения, независимо от того, где застрахован пациент.
Для внутренних взаиморасчетов за пролеченных застрахованных страховые медицинские организации могут объединяться в пулы и нести солидарную ответственность по своим обязательствам, те же СМО, которые не вошли в пул, подписывают соглашение по взаиморасчетам, по которому в безусловном порядке возмещают затраты других страховых компаний, оплативших медицинскую помощь их застрахованным.
Иными словами, вступает в силу один из основных принципов страхования — «принцип наивысшей добросовестности», заключающийся в предоставлении друг другу достоверной информации, в данном случае об оказанной застрахованным медицинской помощи.
Система интересов СМО будет более эффективно формироваться, если в ее основу закладываются не только принципы оплаты медицинского труда за лечение пациентов (страховой случай), но и принципы предупреждения страхового случая, снижения его тяжести и длительности.
Страховые компании помогают решить проблемы застрахованных в выборе врача, альтернативных методов лечения и медицинских учреждений.
Основными факторами для перезаключения в 1996 году договоров ОМС с ведомственными и негосударственными лечебно-профилактическими учреждениями служат такие показатели, как равная доступность для всех застрахованных и возможность получить медицинскую помощь в полном объеме в рамках программы ОМС.
Немного статистики. В I квартале 1996 года были наиболее загружены врачи, работающие в городских клинических больницах, где на одного лечащего врача приходилось в среднем по 8 пациентов в месяц, в то же время в ведомственной стационарной сети этот показатель в 2 раза ниже.
Самой «незагруженной» категорией стационаров в 1 квартале 1996 года были МСЧ, где оборот койки в месяц составлял 41,2% от среднего показателя по городу, при стоимости лечения в МСЧ в 1,3 раза выше городского показателя.
Стоимость в среднем одной медицинской услуги в ведомственных (негосударственных) амбулаторно-поликлинических учреждениях на 20% выше, чем по Москве, в то же время в городских МСЧ на 17,1%, а в ведомственных МСЧ на 9,7% ниже средней по городу.
Такая ситуация, естественно, ведет к снижению качества лечения. Существуют два варианта решения проблемы — либо развивать эти лечебные учреждения, если они являются уникальными для данной территории, либо решать вопросы по объединению нескольких ЛПУ или закрытию отдельных для исключения дублирования, при этом материальные и кадровые ресурсы использовать в системе ОМС.
Для устранения субъективных и неадекватных оценок медицинской помощи как со стороны самих страховых компаний, так и со стороны пациентов необходимо создание института независимых экспертов как врачей, так и экономистов. Предлагаемые изменения отражены в правилах ОМС на 1996-1997 гг.
Сейчас много говорят о необходимости внесения поправок и изменений в закон о медицинском страховании. Мировой опыт показывает, что наиболее результативны те системы, которые работают по экономическим законам. В нашем случае это учет экономических взаимоотношений страховой медицинской организации и лечебного учреждения, которые в условиях перехода на финансирование по среднедушевому нормативу должны руководствоваться принципом — лечить плохо не выгодно.
Г.МОРГУНОВ, начальник управления МГФОМС, С.ЕФИМЕНКО, начальник отдела МГФОМС
Вся пресса за 24 сентября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Столица, Динамика рынка, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|