Экономика и жизнь,
25 сентября 1996 г.
Экономическая безопасность и страхование 1811 просмотров
Кризис или…
Приходится констатировать, что российский страховой рынок, к сожалению, достиг критической точки своего развития. За внешним благополучием кроется глубокий функциональный экономико-правовой кризис.
Не так давно мне довелось высказаться на страницах вашей газеты о том, что страховой рынок России далек от совершенства. Однако за этот небольшой период времени проблемы развития страхования в России настолько углубились, что уже сегодня в повестке дня стоит вопрос о существовании полноценного страхового рынка. В чем причины, как это проявляется и чем обусловлено?
Давайте проанализируем факты. За последний небольшой промежуток времени у российских авиаперевозчиков произошло несколько авиакатастроф: разбились два самолета ИЛ-76, один ТУ-154 и другие. Казалось бы, представилась возможность показать, как на деле работает страховая индустрия. Однако оказывается, что ИЛ-76 застрахованы на сумму три и полтора миллиарда рублей, а ТУ-154 вообще на 500 миллионов рублей при реальной стоимости каждой из этих машин как минимум 15 миллиардов рублей. Спрашивается, почему? А потому, что у авиакомпаний, впрочем, как и у многих предприятий различных отраслей экономики, нет средств оплачивать реальную стоимость страхования, так как они это должны делать из прибыли. Однако во всем цивилизованном мире расходы на страхование относятся на себестоимость: государство заботится о могуществе своего страхового рынка, стимулируя страховаться своих резидентов, чтобы в чрезвычайных случаях они не обращались с протянутой рукой к государству.
Вопрос об отнесении затрат по страхованию на себестоимость возник не сегодня, и попытки решить его полумерами положение кардинально не улучшили. А те скромные успехи, которые были, подавляющее большинство российских страховых компаний использовало для того, чтобы привлекать клиентов для так называемого возвратного страхования. Борьба с этим, к сожалению, нанесла ущерб настоящим видам страхования. Но нельзя действовать по принципу, если болит палец, то надо отрубить всю руку. В связи с этим, на мой взгляд, было бы разумно в этой ситуации дистанцировать настоящие виды страхования и принять соответствующее решение.
Что же предпринимают российские страховщики в условиях, когда нет объективных предпосылок для дальнейшего развития? Они начинают «пробивать» обязательные виды страхования, объединяясь для этого во всевозможные пулы, союзы и тому подобное.
Ведь сейчас потенциальный клиент рассматривает страхование как обременительное мероприятие, которое необходимо оплатить из прибыли после уплаты всех мыслимых и немыслимых налогов.
Третья беда России
О налогообложении страховой деятельности говорить вообще не хочется, так как создается впечатление, что законодатель преследует единственную цель — не дать развиться национальному страховому рынку. Эта тема довольно давно и безуспешно обсуждается в российской прессе. В этой связи хотелось бы остановиться лишь на вопросах, которые почему-то не затрагиваются в сегодняшней полемике, хотя их влияние на развитие страхового рынка очевидно. Чего стоят, например, авансовые платежи налогов у страховщиков? Принимая решение застраховать свое имущество, клиент исходит из того, что ему это необходимо, он пытается обезопасить себя от непредвиденного. Страховщик же в соответствии с действующим законодательством должен спрогнозировать результаты своей деятельности, точно «угадать», что может произойти с застрахованным им объектом, и зачастую перед его проницательностью меркнут все достижения доморощенных и иностранных ясновидящих.
Безусловно, элементарная логика подсказывает, что страховщики должны платить налоги по факту своей деятельности, будь то месяц, квартал или год. К слову, на Западе результаты страхового года подводятся по истечении двух календарных лет, со дня окончания страхового, а в некоторых странах этот срок доходит до пяти лет, так как урегулирование убытков, влияющих на финансовые результаты, иногда затягивается на годы.
В чьих интересах перестрахование за рубежом
Система налогообложения доходов иностранного юридического лица при перестраховании рисков за рубежом не отвечает международным нормам. Общеизвестно, что емкость российского страхового рынка невелика, и согласно общемировой практике все крупные риски перестраховываются на международном рынке.
В некоторых случаях ответственность по полисам достигает таких сумм, что ни один отдельно взятый национальный рынок не в состоянии обеспечить защиту по ним. Введение же инструкции № 34 ГНС РФ в июле 1995 года породило много неразберихи в этом вопросе и привело к тому, что западные страховые компании просто не хотят работать с российскими страховщиками, несмотря на то, что со всеми странами, перестраховщики которых представляют интерес с точки зрения надежности для российских компаний, подписаны конвенции об избежании двойного налогообложения. Толком не понимая, чего же все-таки от них хотят российские налоговые органы (причем требования совершенно различные в Москве и во Владивостоке), они предпочитают работать с кем угодно, но только не с российскими страховыми компаниями.
Перестраховочные операции — это перераспределение ответственности, а не дохода между страховщиками. Основное условие всех перестраховочных соглашений — своевременность оплаты перестраховочной премии. Процедуры же, предусмотренные в инструкции № 34, вообще ставят под сомнение возможность самого перестрахования, не говоря уже о том, что они противоречат международным соглашениям России. Во времена СССР все риски перестраховывались за рубежом, а в то время каждый перевод средств за границу рассматривался «сквозь лупу». Но даже тогда все переводы не облагались никаким налогом.
Необходимость прочных деловых связей с международным страховым рынком подтверждена жизнью. Например, невозможно представить, что риски по разбившемуся под Междуреченском самолету Аэрофлота А-310 не были бы перестрахованы. Выплатить в течение 30 дней 78 734 тысячи долларов США Аэрофлот в то время не мог. Это сделали перестраховщики САО «Лексгарант». В случае неуплаты у Аэрофлота могли возникнуть серьезные проблемы. Сейчас выплаты продолжаются и уже достигли 85 млн долларов США. На мгновение представим, что все эти риски перестрахованы в России — в этом случае российскому законодателю практически нечего было бы сегодня регулировать.
Я затронул лишь несколько примеров несоответствия налогового законодательства насущным потребностям российского страхового рынка. Этот список можно продолжить. К сожалению, здравый смысл отсутствует не только в отношении регулирования налогообложения страховой деятельности. Сегодня налоговое законодательство — это общенациональная проблема, которая, я больше чем уверен, в конечном итоге будет приведена к разумному знаменателю.
Другой вопрос — приоритеты: кого необходимо поддерживать, почему именно страховой рынок, что это дает государству, вот здесь должно быть понимание.
Складывается впечатление, что и законодательная, и исполнительная власти в России просто недооценивают значение национальной страховой индустрии и не отводят ей должного места в финансовой инфраструктуре государства. В противном случае давно была бы создана прочная, не меняющаяся из квартала в квартал, отвечающая потребностям сегодняшнего дня правовая база для деятельности страховых компаний, включая систему налогообложения. И, наконец, не стоял бы вопрос о расформировании Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и передаче ее функций Минфину РФ.
По-разному можно относиться к деятельности Росстрахнадзора, однако он являлся практически единственным органом федерального уровня, который занимался вопросами страхования. Нельзя допускать ситуации, когда то одно федеральное ведомство, то другое издает инструкции, не задумываясь, а как это скажется на национальном страховом рынке. Ликвидация Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью ставит точки над «i». Речь не идет о персоналиях, персоналии — прерогатива исполнительной власти, речь идет о страховании и его развитии в России.
Владимир АБРАМОВ, президент САО «Лексгарант»
Вся пресса за 25 сентября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Перестрахование, Страховое право, Авиационное страхование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
6 декабря 2024 г.
|
|
Nur.kz, Алматы, 6 декабря 2024 г.
АКК информирует о старте приема заявок на страхование посевов от засухи на 2025 год
|
|
Лента.Ру, 6 декабря 2024 г.
Раскрыт смысл посланий на гильзах с места убийства главы крупной страховой компании
|
|
Московский комсомолец, 6 декабря 2024 г.
Эксперты рассказали, как защитить недвижимость от случайных ЧП во время новогодних праздников
|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 декабря 2024 г.
Глобальный всплеск политического насилия создает напряженность на рынке страхования
|
|
Коммерсантъ-Ярославль, 6 декабря 2024 г.
Ярославцы стали чаще страховать имущество и реже — жизнь
|
|
newslab.ru, Красноярск, 6 декабря 2024 г.
С норильской станции скорой помощи хотят взыскать почти 22 млн рублей за нецелевые выезды
|
|
Sostav.ru, 6 декабря 2024 г.
«АльфаСтрахование», First Data и Media Instinct Group объединились для рекламы ОСАГО
|
|
Autonews.ru, 6 декабря 2024 г.
Страховщики уверили, что ремонт б/у деталями не снизит безопасность машин
|
|
НИА Забайкалье, Чита, 6 декабря 2024 г.
Забайкалье получит дополнительно 23 миллиона рублей на агрострахование
|
|
Логирус, 6 декабря 2024 г.
Российский страховой рынок вернулся к двузначным темпам роста
|
|
Inbusiness.kz, 6 декабря 2024 г.
Хуже животных: почему за погибших в ДТП людей не выплачивают компенсацию
|
|
Югополис, Краснодар, 6 декабря 2024 г.
Депутат Госдумы Дмитрий Лоцманов рассказал кубанским фермерам об агростраховании
|
|
Право.Ru, 6 декабря 2024 г.
ВС решит, когда обстрел имущества считается страховым случаем
|
|
КирТАГ (Кыргызское телеграфное агентство), 6 декабря 2024 г.
Избран новый председатель ОЮЛ «Кыргызская Ассоциация Страховщиков»
|
|
ГТРК Татарстан, 6 декабря 2024 г.
Волонтеры обратили внимание Путина на проблемы со страхованием
|
|
Gorod.lv, 6 декабря 2024 г.
Требование оформлять полис OCTA на все транспортные средства отложено почти на год
|
|
Регион 64, Саратов, 6 декабря 2024 г.
Саратовские аграрии получат 131 миллион рублей на страхование
|
 Остальные материалы за 6 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|