Финансовая газета,
1 ноября 1994 г.
Проблемы инвестиционной деятельности страховых компаний 3208 просмотров
Роль страхования в рыночной экономике определяется двумя главными факторами. Так, страхование выполняет функцию перераспределения страховых рисков среди участников страховых отношений и позволяет обеспечить компенсацию ущерба, нанесенного несчастными случаями, авариями, пожарами и другими происшествиями, страховыми выплатами по договорам страхования.
Однако выполнение этой перераспределительной рисковой функции требует от страховщика формирования специальных страховых резервов в размере, соответствующем принятым обязательствам по договорам страхования. Вероятность наступления неблагоприятных событий, на случай которых и проводится страхование, имеет некоторую закономерность (законы больших чисел) и позволяет рассчитать величину страхового взноса каждого из участников страховых отношений. Такой принцип коллективной, или солидарной, ответственности сообщества страхователей требует от каждого из них уплаты страховых взносов авансом, т.е. заранее до наступления несчастного случая <или используя профессиональный термин — страхового случая). Авансированный характер уплаты страховых взносов имеет двойственные последствия для страховщика (страхового предприятия). Прежде всего поступающие страховые взносы не могут рассматриваться как доход страховщика, так как они предназначены для выплаты в будущем пострадавшим страхователям. Размер достаточности средств страховщика для выполнения таких будущих обязательств по выплатам является предметом специальных расчетов и контроля СО стороны органов надзора. Вместе с тем понятно, что специфика договора купли-продажи страховой услуги позволяет страховщику аккумулировать достаточно значительные, средства на весьма продолжительный период времени. И это позволяет утверждать, что привлеченные по договорам страхования средства оказываются важным источником инвестиционных ресурсов в национальной экономике. Причем наиболее; ярко это проявляется в долгосрочных договорах страхования жизни и пенсий, по условиям которых обязательства страховщика по страховым выплатам возникают, как правило, по истечении срока действия договора. Эта важная сторона страхования позволяет рассматривать страховщика как институционального инвестора, т.е. своеобразного финансового института, который в силу специфики своей деятельности может рассматриваться как специализированный инвестиционный институт. Однако понятно, что заемный характер формируемых страховщиком страховых резервов требует от него продуманной инвестиционной политики и учета риска инвестиционной деятельности при выборе направлений инвестиций. От результатов инвестиционной деятельности страховщика зависит его возможность исполнения обязательств по договорам страхования: если инвестиционная программа страховщика выбрана недостаточно продуманно и объект инвестиций окажется несостоятельным, то банкротство может ожидать и самого страховщика. Поэтому формирование инвестиционного портфеля страховщика — долгосрочного и краткосрочного, оценка рискованности конкретных депозитных вкладов, ценных бумаг и других видов инвестиций играют не менее важную роль в «выживаемости» страховщика, как и достоверная оценка страхового риска. По состоянию на 1 января 1994 г. размеры страховых резервов (своего рода «отложенные» страховые выплаты) страховщиков составляли около 800 млрд руб. при общем объеме страховой премии 1,1 трлн руб. С учетом сложившихся темпов роста страховой премии в текущем году можно ожидать увеличение размеров резервов до 3,5-4 трлн руб. Это та величина, которой в современной экономике России определяется роль страховщиков как институциональных инвесторов. С тем чтобы избежать банкротства страховщиков из-за непродуманной, необоснованно рискованной инвестиционной политики, законодательство устанавливает требование к размещению средств страховых резервов, являющихся гарантией выполнения обязательств страховщиков по страховым выплатам пострадавшим страхователям. В соответствии с Законом Российской Федерации «О страховании» такие требования определены Правилами размещения страховых резервов, принятыми Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Эти правила (наряду с общим законодательством, регулирующим операции на фондовом рынке, рынке недвижимости, банковские операции и другие направления инвестиций) являются нормативной, правовой основой инвестиционной деятельности страховщиков. Цель такого регулирования — минимизировать риск инвестиционной политики страховщиков для обеспечения безусловных гарантий по осуществлению страховых выплат и защите интересов страхователей, заключивших договоры страхования. К разрешенным направлениям инвестиций относятся: ценные бумаги и другие права участия, в том числе государственные ценные бумаги; банковские депозиты; недвижимость и некоторые другие. Существуют запрещения по ряду направлений инвестиций, в частности в интеллектуальную собственность, и установлены лимиты по инвестированию средств в один объект инвестиций. Инвестиционный портфель страховщика по состоянию на 1 января т.г. можно было характеризовать следующим образом, Преобладающая доля средств — до 70% — инвестирована в банковские депозиты одного-двух банков, связанных, как правило, по владению капиталом с самим страховщиком. Около 15% составляют ценные бумаги при минимальной доле государственных ценных бумаг 10% — валютные ценности, а остальное — средства на расчетном счете страховщика. Нетрудно видеть, что инвестиционный портфель страховщика крайне рискован, а в условиях тенденции к прекращению деятельности рядом коммерческих банков и неоднократному изменению учетной ставки Банка России — просто катастрофичен. Что можно рассматривать в качестве основных направлений совершенствования инвестиционной деятельности страховщиков в целях повышения значимости и надежности страховых операций? Первое направление. Изменение структуры разрешенных направлений инвестиций, которые позволят сделать правила инвестирования более гибкими и учитывающими интересы и реальную инвестиционную ситуацию в регионах страны. Второе направление. Введение специальной системы коэффициентов при оценке ликвидности активов, учитывающих инвестиционный риск страховщика.. В конечном счете такая система позволит создать реальное представление о финансовом состоянии страховщика, его платежеспособности и возможности выполнить принимаемые по договорам страхования обязательства. За основу может быть вахта система коэффициентов, используемая при оценке ликвидности активов банков. Третье направление. Одной из главных проблем развития рынка страхования жизни является отсутствие надежных финансовых инструментов, позволяющих прогнозировать результаты инвестиционной деятельности страховщика на долгосрочную перспективу. В отсутствие таких видов инвестиций обеспечить необходимые расчеты, связанные с накоплением страховых взносов в страховании жизни, в том числе и в страховании пенсий, не представляется возможным. Для современного рынка страхования жизни характерно: краткосрочное страхование жизни (которое фактически прекращено принятием «Условий лицензирования страховой деятельности» в последней редакции и «Классификация видов страховой деятельности»); среднесрочное страхование жизни, в условиях которого, как правило, учитывалась норма доходности на таком уровне, который не может быть сохранен в реальности в течение всего срока действия договора. Таким образом, достаточно легко прогнозировать тенденцию нарастания критической точки в развитии такого страхования, которая будет определяться тем, что реальная доходность по инвестициям, обеспечивающим накопление страховой суммы и последующие выплаты в связи с падением учетной ставки ЦБ, окажется ниже, чем норма доходности, заложенная в страховом тарифе, что естественным образом сделает невозможным дальнейшее проведение страхования жизни. Решение может быть найдено путем предложения специального финансового продукта — страхования жизни, который учитывал бы возможности удовлетворения долгосрочных сберегательных интересов граждан, а также государства по аккумулированию значительных финансовых ресурсов и регулированию остатка свободных денежных средств у населения. Вариант 1 связан с принятием определенных нормативных решений, ограничивающих максимально возможный уровень нормы доходности, учитываемый при расчете страхового тарифа по страхованию жизни и пенсий и устанавливающий одновременно обязанность страховщика «вернуть» страхователю не менее, к примеру, 85% реально полученных инвестиционных доходов. Например, может быть установлено, что максимальная норма доходности при расчете тарифов по долгосрочному (5-летнему) страхованию жизни составляет 5% в год. При этом законодательно закрепленное право страхователя на участие в размере не менее 85% в инвестиционном доходе позволит обеспечить выплату гражданам реальных доходов от инвестиционной деятельности страховщика. Такое участие страхователь может использовать по своему усмотрению: или направить на «потребление», или увеличить размер страховой суммы по договору страхования. Вариант 2 предполагает использование в инвестиционной деятельности, связанной с размещением резервов по страхованию жизни и пенсий, специальных государственных ценных бумаг, учитывающих темпы инфляции и рост стоимости жизни. Такое страхование, которое предполагает принятие государством на себя определенных долгосрочных обязательств, должно содержать и определенные ограничения в правах страхователя по сроку страхования — не менее 5 лет; возможность расторжения, т.е. досрочного прекращения договора страхования, не ранее чем через 3 года. При этом наличие ограничений должно сочетаться с определенными стимулами к заключению договоров страхования, главными из которых являются налоговые: исключение из налогооблагаемой базы страхователей как физических лиц, так и предприятий уплачиваемых страховых взносов, а также выплачиваемых страховщиком страховых сумм. В разных вариантах подобные схемы страхования жизни применялись в различных странах, переживавших периоды высокого уровня инфляции. Можно привести примеры Чили, Португалии, Израиля. Однако ясно, что принятие подобных решений невозможно на уровне одной отдельно взятой страховой компании, а требует соответствующего анализа и решения федеральной исполнительной власти.
Капитолина ТУРБИНА, кандидат экономических наук, заместитель Руководителя Росстрахнадзора
Вся пресса за 1 ноября 1994 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
|
Сибдепо, Кемерово, 29 ноября 2024 г.
В следующем году 100 млн россиян смогут бесплатно обратиться к врачу
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 29 ноября 2024 г.
Новые поправки к закону об ОСАГО: изменения в компенсационных выплатах
|
|
Inbusiness.kz, 29 ноября 2024 г.
Правила закупа медуслуг в рамках ГОБМП и ОСМС изменили в Казахстане
|
|
Кузбасс, Кемерово, 29 ноября 2024 г.
Лечение в федеральных клиниках по полису ОМС
|
|
Советская Чувашия, Чебоксары, 29 ноября 2024 г.
«Росгосстрах»: почти треть страховых случаев по каско приходится на китайские автомобили
|
|
Советская Чувашия, Чебоксары, 29 ноября 2024 г.
Цифровая трансформация системы ОМС: результаты, перспективы
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 29 ноября 2024 г.
Платить по счетам: в РФ страховщиков могут обязать возмещать ущерб за виновника ДТП без полиса ОСАГО
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|