Финансы,
5 октября 1996 г.
Два юбилея 707 просмотров
1996 г. для Росгосстраха знаменателен не только юбилейной датой — 75-летием государственного страхования. В этом же году истекают пять лет работы страховщиков по новой налоговой системе.
13 декабря 1991 г. был принят Закон РФ «О налогообложении доходов от страховой деятельности», который положил начало новому подходу к определению доходов страховщиков и тем самым ввел их в общее русло потока налогоплательщиков, вытекающего из основ налоговой системы Российской Федерации.
В последующие годы родилось много нормативных документов, на несовершенство которых обрушивало критику множество страховщиков.
Рассматривая этот процесс в историческом аспекте, надо отметить, что первые документы по налогообложению страховщиков формировались, когда налоговая служба РФ находилась в стадии становления, не было Росстрахнадзора, а страховые компании только создавались. Поэтому специалисты Росгосстраха, как профессионалы, знающие особенности страховой деятельности, привлекались к подготовке документов по налогообложению страховщиков, интересы которых приходилось защищать Росгосстраху. Так, были подготовлены предложения о внесении изменений и дополнений в указанный выше Закон, которые после их принятия, нашли отражение в инструкции Государственной налоговой службы РФ. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы от страховой деятельности». В частности, инструкция была дополнена немаловажным положением о том, что «доход от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника этих доходов».
Очень важно, что в первых документах по налогообложению доходов страховщиков содержались статьи расходов, присущие только страховой деятельности.
В начале 1992 г. Министерством Финансов и Госналогслужбой были изданы нормативные акты, касающиеся порядка исчисления и уплаты налогов на имущество предприятий, в дорожные фонды и др. В этих документах не были учтены особенности страховой деятельности, что неоправданно увеличивало сумму налогов, уплачиваемых страховщиками.
Росгосстрахом были подготовлены предложения, которые рассматривались соответствующими ведомствами с участием специалистов Росгосстраха, и в результате инструкции были дополнены разъяснениями об исключении страховыми организациями, входящими в систему Росгосстраха, целого ряда статей баланса, а также указано, что страховые организации, не входящие в систему Росгосстраха, исчисляют налоги в аналогичном порядке.
Однако установленный этими документами порядок уплаты налога на пользователей дорог, был изменен в 1993 г., когда под налогообложение попали все доходы страховых организаций, связанные со страховой и нестраховой деятельностью. Эти изменения вызвали протест со стороны многих страховщиков. Росгосстрах обращался по этому вопросу во все вышестоящие инстанции, доказывая, что страховые взносы по страхованию и перестрахованию, а также доходы от инвестирования временно свободных средств страховых резервов нельзя приравнивать к получаемой предприятиями выручке от реализации продукции (работ, услуг), от объема которой зависит сумма налога.
Особая тревога возникла, когда для вновь введенного местного налога на содержание жилищного фонда и объектив социально-культурной сферы за налогооблагаемую базу, как и в случае с налогом на пользователей, дорог, были приняты все доходы страховщиков, независимо от конечных результатов их деятельности. В 1993 г. все обращения страховщиков по поводу восстановления ранее действовавшего порядка взимания налогов в дорожные фонды и др. удовлетворены не были. Решился вопрос только в 1994 г. Как известно, начиная с этого года все страховщики в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 были переведены на общую систему налогообложения прибыли.
В развитие этого Указа Правительством РФ было принято Постановление от 16 мая 1994 г. № 491, утвердившее Положение «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками», в котором впервые в российской практике сформулировано определение показателя «выручка страховщика». Это нововедение дало, наконец, страховщикам основание для постановки перед Минфином и Госналогслужбой вопроса о внесении изменений в нормативные документы, где на страховщиков распространялись требования норм налогового законодательства, содержащего понятие «выручка от реализации продукции (работ, услуг)». На этот раз специалисты Минфина и ГНС признали требования страховщиков обоснованными, и в результате были изданы документы, в которых установлен порядок, адекватный в основном действовавшему в 1992 г., т.е. учтена специфика страхового дела. Пожалуй в указанном выше Положении, проект которого был разработан Росстрахнадзором с привлечением специалистов ведущих страховых компаний, нашли отражение действующее на тот момент законодательство и сложившаяся практика.
У страховщиков, как и у других плательщиков налога на прибыль, в процессе работы возникает много вопросов по поводу отнесения тех или иных затрат на себестоимость и формирования финансовых результатов.
С выходом известного всем налогоплательщикам Постановления Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 661 появилась новая трактовка состава себестоимости и уточненный порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Теперь прибыль, как итог страховой и финансовой деятельности, указанная в отчете о финансовых результатах, и прибыль, с которой исчисляется налог, стали понятиями совершенно разными. Для целей налогообложения подлежат корректировке не только фактически произведенные затраты, но и фактические финансовые результаты.
К сожалению, в инструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» № 37 от 10.08.95 не дана схема корректировки, т.е. сопоставления фактически полученной прибыли с той валовой прибылью, которая указывается в расчете налога (ф. № 8). Поэтому очевидно, что во избежание просчетов и недоразумений с налоговыми службами страховщикам целесообразно самим делать подробную расшифровку суммы, отраженной в расчете как «валовая прибыль».
Особо следует отметить, что упомянутым выше Постановлением Правительства было разрешено, начиная с 1 января 1996 г., включать в издержки производства и обращения новые виды затрат, в частности расходы на создание страховых фондов (резервов). Наконец чаяния страхователей и страховщиков увенчались успехом.
Однако с 1 апреля Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 299 решение о включении в себестоимость затрат, связанных с добровольным страхованием, было приостановлено до 1 января 1997 г. Сделано это было в целях увеличения поступлений в доходную часть Федерального бюджета на 1996 г. Да, возможно, прибыль предприятий за счет этого фактора несколько увеличится, но зато снизился интерес у потенциальных клиентов к услугам, предоставляемым страховщиками, что отрицательно сказалось на финансовых показателях последних. Поскольку действующее сегодня налоговое законодательство предусматривает для страховщиков гораздо более высокую по сравнению с предприятиями ставку налогообложения прибыли, вряд ли рассматриваемый шаг Правительства даст ожидаемый им результат. В случае непредвиденных обстоятельств, от них предприятия не застрахованы, они понесут ущерб, на возмещение которого потребуются значительные средства, и тогда платежи в бюджет от предприятия вообще не поступят. Следовательно, в общих интересах: государства, предприятий и страховщиков как можно быстрее решить эту проблему, восстановив порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 661.
Серьезный шаг в этом направлении сделан Постановлением Правительства РФ от 12 июня 1996 г. № 789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании», согласно которому, суммы страховых платежей по противопожарному страхованию, уплаченные страхователями — юридическими лицами, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
Вместе с тем Государственная налоговая служба, подтвердив письмом от 31.07.96 № 133-6-02/531 отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы платежей по добровольному противопожарному страхованию, уплаченных страхователями — юридическими лицами, одновременно сообщила, что эти суммы при налогообложении прибыли не учитываются. Таким образом, у предприятий и организаций вряд ли возникнет в 1996 г. интерес к добровольному противопожарному страхованию.
Начиная с 1 января 1997 г., в соответствии с Указом Президента РФ «Об основных направлениях налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685, плательщики налога на прибыль предприятий и организаций будут относить на себестоимость в полном объеме все внереализационные расходы. В перечне расходов, не относимых на себестоимость, затраты по уплате взносов за добровольное страхование, не упомянуты. Конечно, в развитие Указа будут изданы Федеральные Законы, а также инструкции по их применению. Важно, однако, чтобы в этих документах были учтены интересы страхователей и страховщиков, а это может быть достигнуто при активном участии в их подготовке Экспертного совета по вопросам страхования при Правительстве РФ и Союза страховщиков.
Нормативным актом, вступившим в действие с 1 января 1996 г. и оказавшим негативное влияние на темпы прироста страховых взносов, можно считать Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 153 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации». По существу им введен дополнительный налог на добровольное страхование работников за счет средств работодателей, так как нет связи между суммой страховых взносов, которые были уплачены за работника, и размером назначаемой ему пенсии. При этих условиях добровольное страхование стало для предприятий экономически невыгодным. Прямой ущерб наносится и государственному бюджету, который недополучит значительные суммы в виде подоходного налога со страховых выплат работникам по договорам добровольного страхования, заключенным за счет средств предприятия. Росгосстрах ставил перед Пенсионным фондом РФ вопрос о необходимости изменения сложившейся ситуации. Много публикаций по этому поводу было и в прессе. Надо полагать, что Союз страховщиков будет активно действовать, чтобы урегулировать этот вопрос.
Получается, что 1996 г. преподнес страховщикам не один «сюрприз». Помимо названных нормативных актов смятение вызвало совместное письмо Минфина и Госналогслужбы от 24.01.96 «О порядке обложения налогами на добавленную стоимость доходов, полученных страховыми организациями». Известно, что в соответствии с Законом «О налоге на добавленную стоимость» операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты налога, но этими операциями, согласно разъяснению, данному в письме, следует считать страховые платежи по договорам страхования и перестрахования. В результате налоговые службы в регионах стали предъявлять требования об уплате НДС на комиссионное вознаграждение по договорам перестрахования и др.
Поэтому в начале апреля нынешнего года Росгосстрах обратился в Минфин и Госналогслужбу с просьбой рассмотреть этот вопрос по существу, так как операции по страхованию и перестрахованию не ограничиваются поступлением взносов, а охватывают широкий круг действий, в результате которых добавленная стоимость не образуется.
Думается, что толкование понятия «операции по страхованию и перестрахованию» Минфин и Госналогслужба должны давать совместно со специалистами страхового дела и доводить такие разъяснения до сведения налоговых служб и страховщиков.
Пока что на свое обращение Росгосстрах получил ответ, из которого следует, что перестраховочная комиссия, уплачиваемая перестраховщиками перестрахователям, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Обобщая краткий обзор развития налогообложения страховщиков, можно сделать вывод, что действующая в настоящее время система явно не способствует развитию страхового рынка и нет сомнений в необходимости ее реформирования.
Эта проблема, очевидно, должна быть решена при формировании Налогового кодекса Российской Федерации, в проекте которого значительное место отводится налогообложению страховщиков.
Проектом предусматривается, что в течение года страховая компания уплачивает налог на прибыль ежемесячно в размере 2% от суммы поступивших взносов, а в конце года делается перерасчет исходя из ставки 35%. То, что страховщики в течение года не будут платить авансовые платежи исходя из ожидаемой прибыли, можно приветствовать, так как прибыль по страховым операциям трудно прогнозируема. В то же время проектируемая ставка в размере 2% усилит налоговый пресс. Так, если взять за базу показатели сводного баланса ОАО «Росгосстрах» за 1995 г. и применить к ним указанную ставку, то сумма налога окажется выше фактически исчисленного, а в этом случае согласно проекту никаких перерасчетов не производится. Даже при условии зачета «переплаченной» суммы в счет авансовых платежей следующего года изъятие из оборота значительных денежных средств отрицательно скажется на финансовом положении компании. Есть в проекте и положения, которые противоречат сути страхования. Поэтому Экспертным советом по вопросам страхования при Правительстве РФ были сделаны существенные замечания по проекту и выработаны предложения, направленные на совершенствование налогообложения страховщиков и страхователей, как юридических, так и физических лиц. Надо полагать, что эти предложения будут учтены при разработке Налогового кодекса и тогда, возможно, система налогов на страховую деятельность из тормоза превратится в стимулятор развития страхования в условиях рыночной экономики.
И.И.АБРОСИМОВА, директор Дирекции финансового анализа и налоговой политики Росгосстраха
К.Г.УДАЛОВА, советник Дирекции
Вся пресса за 5 октября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|