Медицинская газета,
16 октября 1996 г.
О главе Ханты-Мансийского ОМС, или как законопослушный Чемезов хочет быть законотворцем 551 просмотр
***
- Олег Леонидович, а если на примерах деятельности самого окружного фонда показать результативность нетривиальных подходов?
- Взять ту же базовую программу ОМС. Постановлением властных структур ХМАО изначально она расширена за счет включения чрезвычайно актуальных для нашей территории заболеваний - психических, инфекционных, венерических, а также туберкулеза, эндемичного для северных регионов.
Конечно, это влечет существенное увеличение затрат территориального фонда на оплату дополнительных счетов специализированных ЛПУ. Но мы считаем это оправданным.
Вообще при специфике нашей территории - разбросанность поселений коренных жителей, вахтовый метод труда нефтяников, газовщиков, строителей, большая текучесть кадров и вообще миграция населения - просто нельзя обойтись без свежих решений. Зная, к примеру, что многие северяне свой продолжительный отпуск стремятся провести на юге и без болезней это все равно не обходится, мы пошли на авансирование ряда южных территорий по части медпомощи нашим землякам. И люди уже гарантированы от неприятностей и волокиты.
Что еще мы предприняли для оптимизации действующей у нас модели ОМС? С самого начала все директора филиалов фонда, а их у нас в округе 17, получили почти полную самостоятельность. Каждому выдана генеральная доверенность на совершение всех обусловленных законом действий при сохранении командных высот за окружных фондом.
Естественно, приходится изыскивать механизмы удешевления медуслуг. Одна из таких попыток предпринята в Нижневартовском филиале. Для упорядочения финансирования ст. 10 сметы расходов ЛПУ совместно с кафедрой клинической фармакологии Тюменской медицинской академии разработан перечень жизненно важных лекарственных препаратов для обеспечения лечебного процесса в рамках ОМС. Он содержит около 500 наименований препаратов и аналогов из имеющихся нескольких тысяч. Это соотносит лечебный процесс с размерами гарантированного финансирования. В США такой процесс называют «разработкой формуляра» или «затратно эффективным отбором лекарственных средств».
Самое главное, удается - в том числе и благодаря средствам фонда ОМС - сохранять стабильность здравоохранения, его материально-техническую базу, объем и уровень оказания медицинской помощи. К счастью, наши медицинские работники не познали многомесячных задержек зарплат. И наше население более или менее социально защищено.
- Да ведь и сургутский эксперимент в глазах и медиков, и пациентов - очевидный факт жизнеспособности здравоохранения даже в такое трудное время. Расскажите подробнее об этом любопытном начинании.
- Готовить эксперимент мы начали еще в 1993 году. Как только заработали все субъекты ОМС, стала очевидной прописная истина: время - деньги. Чем дольше курсирует информация от ЛПУ к страховой компании, фонду и медуправлению, тем больше деньги теряют свою ценность. Масса времени уходит у врачей и на рутинную бумажную работу. И пациенту это отнюдь не прибавляет удобств. Мы пришли к выводу о целесообразности создания единого окружного МедИнфоЦентра. И он был создан в крупнейшем городе округа Сургуте. Здесь мы решили вообще создать филиал, некий экспериментальный полигон ОФОМС.
Центром разработан и уже внедряется программный продукт, связывающий в единое целое всю систему ОМС округа. В ближайшем будущем мы начнем испытывать вообще уникальную вещь для ОМС в России - пластиковый электронный медицинский полис. Он похож на пластиковую кредитную карточку, но содержит в себе сведения из обычного полиса, а также дополнительные, важные для врача сведения, - например, группу крови, непереносимое медикаментозное средство и т.п.
С помощью такого полиса можно за считанные секунды с помощью компьютера записаться в регистратуре на прием к любому врачу без участия регистратора. Такой полис невозможно подделать или несанкционированно изменить в нем информацию, его удобно всегда носить с собой. Он вообще обеспечит самый высокий уровень автоматизации обработки и передачи информации по любому страховому случаю…
Информационная система должна связать Федеральный и территориальный фонды ОМС, их филиалы, а также страховые медицинские организации, территориальные органы управления здравоохранением, поликлиники и стационары. В результате будет организована система слежения за финансовыми потоками и материально-техническим обеспечением здравоохранения. Мы сможем оценить реальные затраты на здравоохранение, выявить дополнительные ресурсы экономии средств и в конечном итоге осуществить оптимизацию финансирования отрасли.
Кстати, первыми в эксперименте мы предложили поучаствовать 10 тысячам медицинских работников вместе с детьми. Медики - один из самых болеющих контингентов, но они смогут и профессионально оценить эффективность новшества. Отзывы о нем хорошие. К концу года надеемся лицензировать эту программу и начать внедрение на территории округа.
- Олег Леонидович, вернемся к законотворчеству. Только ленивый сегодня не отыскал брешей в Законе об обязательном медицинском страховании. Много говорится о необходимости серьезных поправок к нему. Ваша точка зрения?
- Считаю, что достаточно следовать букве закона, не саботировать его - и это уже большое благо для здравоохранения. А ведь что получается? Едва ли не на каждой территории кинулись изобретать что-то свое, а в ряде мест фонды ОМС и вовсе не созданы. Но мы же все не изолированно живем. В итоге лоскутное одеяло бесчисленных моделей не может «прикрыть» пациента, и интересы территорий оказываются неучтенными. Возникают проблемы по оплате счетов. Необходимо единство медико-экономических стандартов. Даже в приказе Минздрава России даны три варианта расчета стоимости медицинских услуг. Разработки НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко предлагают отталкиваться от стоимости одного среднестатистического часа работы терапевта. Отсутствие упорядоченности - большой минус.
Конечно, любой практический опыт, тем паче в таком новом деле, как ОМС, - уже сам по себе создает ракурс для критики и корректировки. Парадоксально, но факт: в законе само ОМС не названо субъектом ОМС!.. Перечислены плательщики, страховые компании, медицинские учреждения, а фондов - как бы нет! Дальше. Назвав фонды ОМС финансово-кредитными учреждениями, им реально не дали права эти кредитные функции исполнять.
Кроме того, я, например, считаю, что нельзя в одних руках сосредоточить функции финансового инструмента и функции контроля качества. Получается, я плачу деньги, я же проверяю качество, я же наказываю и обратно деньги получаю. В конечном итоге это может погубить заинтересованность в самом пациенте. Словом, в сегодняшней «штрафной» функции страховых компаний доминирует цель - поменьше денег дать лечебным учреждениям.
Или - ведется спор о том, кто должен собирать взносы: фонды или налоговые инспекции. Но если остановиться на втором, мы придем к безумному разбуханию аппаратов «фискальных» органов, как это уже делается при контроле за внебюджетными фондами. Это влетит государству в копеечку. А мы лишимся рычагов воздействия на неплательщиков. Сегодня-то они еще задумаются: заплатить взносы или остаться, как это вытекает из закона, без полисов для своих работников?
- А что вас больше всего волнует в сегодняшних проблемах фонда?
- Фонды сегодня научились собирать деньги, научились их отдавать. Технология финансирования четко отработана, включая работу с векселями, ценными бумагами, взаимозачетами. Но пока существует прокрустово ложе тарифной сетки, невозможно говорить об экономической мотивации труда. Лечебное учреждение и каждый врач должны знать, что они деньги не просто получают, а именно зарабатывают. И не все поровну, и не каждый по потребности. Работать по старинке должно стать невыгодным. Неэффективные звенья в сети ЛПУ должны реструктироваться. А зарплата медицинских работников должна, в идеале, дифференцироваться в зависимости от качества, количества и результатов труда.
К сожалению, опыт показал, что и без того малые средства ОМС стали не дополнительным источником финансирования здравоохранения, а превратились в своеобразную «подпорку» падающего из года в год бюджетного финансирования отрасли. В большинстве наших регионов с поступление страховых взносов на эту же долю сократилось бюджетное финансирование. Поэтому средства ОМС превратились из дополнительного чуть ли не в основной источник, благодаря которому здравоохранение еще как-то держится на плаву.
Решить все проблемы трудно, но можно. И тогда мы найдем пути становления нового экономического механизма отношений в здравоохранении - на принципах самофинансирования, саморегулирования, внутрисистемного контроля и самоокупаемости. То есть обретем экономические рычаги, которые позволяют сочетать интересы личности, отрасли и общества в целом.
***
Е.ТОКАРЕНКО, соб.корр. «МГ»
(с сокращениями)
Вся пресса за 16 октября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регионы, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, 24 декабря 2024 г.
Краткость — сестра страховки
|
|
Коммерсантъ-FM, 24 декабря 2024 г.
«Быть первопроходцами — это всегда вызов»
|
|
Москва FM, 24 декабря 2024 г.
ОСАГО стало формально выгоднее
|
|
ПРАЙМ, 24 декабря 2024 г.
Страхование грузов стало самым популярным видом страхования у поставщиков
|
|
Business FM Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирцы чаще других россиян мошенничают с ОСАГО
|
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|