Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Автомобильный транспорт, 22 ноября 2014 г.

ОСГОП: полет нормальный

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) рассказывает начальник управления страхования транспортных операторов ОСЛО «Ингосстрах» Алексей Назин. В 2013 году вступил в силу [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Эксперт-Урал, 26 мая 2014 г.

На сломе парадигм
1568 просмотров

Страховой рынок потерял внешние импульсы развития. Ближайшие несколько лет компании будут бороться за прибыль, формировать новые каналы продаж и надеяться, что люди начнут беспокоиться за свою жизнь.

В середине мая журнал и аналитический центр «Эксперт-Урал» собрали традиционный круглый стол для страховщиков. Это мероприятие становится неким ответом участников рынка на наш ежегодный рейтинг (подробнее см. здесь ), в котором мы вместе с коллегами из «Эксперт РА» приводим свою точку зрения на основные вызовы, описываем риски и делаем прогнозы на среднесрочную перспективу. Тема на сей раз звучала так - «Страховой рынок: общая тревога и новые возможности для решительных действий». Атмосфера была напряженной. Один из топ-менеджеров в ходе дискуссии вздохнул: «Впервые за долгую карьеру в страховании мне в голову пришла мысль, ту ли я выбрал профессию». А на следующий день после круглого стола в плотных слоях атмосферы сгорел очередной «Протон-М» c общим лимитом ответственности по страховке в 7,8 млрд рублей.

В очередь за полисом

Причины для грусти у страховщиков действительно есть. - 2013 год был одним из самых сложных с начала кризиса. Рентабельность собственных средств за последние пять лет опустилась до минимального значения и составила 6,1%, рентабельность активов - 2,4%, - комментирует заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Наталья Данзурун. - В 2014-м темпы прироста взносов вряд ли окажутся высокими (по оптимистичному прогнозу - 9%, по пессимистичному - 3%), а значит, об увеличении прибыльности речи не идет.
Директор екатеринбургского филиала компании «Согаз» Кирилл Селезнев считает, что даже 3% - это оптимистично.

Падение рентабельности объяснимо: в 2013-м премии по стране приросли на 11,5%, а выплаты - на 13,1%. Урал на этом фоне выглядит страдальцем: первый показатель - 6,5%, второй - 21,2%.

Масла в огонь подливает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. По его словам, усредненный комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) компаний в целом по стране в 2013-м составил 99,9% (в 2012-м - 98,8%), в 2014-м может подняться до 102%. Самая «горячая точка» - автострахование. Фирмы с долей моторных видов в сборах больше 50% показывают ККУ в 110,5%. В 2014-м, считают в ВСС, цифра достигнет 115%.

Мы намеренно оставим за рамками осуждения каско (здесь все решает рынок) и сосредоточимся на ОСАГО. Обязательная автогражданка, несмотря на относительно небольшой размер (взносы по России - около 135 млрд рублей в 2013-м, объем всего рынка страхования - 905 миллиардов, по сравнению с другими финансовыми рынками, например депозитов, сумма ничтожная), является мощным социальным раздражителем. Любые изменения в этой области моментально разжигают ожесточенную дискуссию.

Последние три года страховщики непрестанно говорили: базовые тарифы ОСАГО необходимо повышать. С 2003-го (тогда был принят закон об автогражданке) они не претерпели никаких изменений, а стоимость восстановительного ремонта выросла в 2 - 2,5 раза. Противостояние бизнеса и властей достигло пика в прошлом году, когда Госдума в первом чтении приняла поправки, согласно которым максимальная сумма по ущербу «железу» увеличивается с сегодняшних 120 до 400 тыс. рублей, здоровью - со 160 до 500 тысяч.

В начале 2014-го с рынка ОСАГО ушли несколько компаний. Оставшиеся (за редким исключением) либо резко сократили объем выдачи полисов, либо стали навязывать дополнительные услуги.

«Бунт» страховщиков привел к тому, что Центробанк в конце апреля предложил увеличить базовые ставки тарифов ОСАГО на 18,9 - 23,6%.

Параметры рынка автокаско в 2013 году 

Параметры рынка ОСАГО в 2013 году

- Этого явно недостаточно, - сетует директор филиала компании «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточиков. - Например, на Среднем Урале тарифы надо увеличивать в полтора раза. Бытует заблуждение, что мы зарабатываем на автогражданке. Такой вывод делают, сравнивая всего две цифры - объем взносов и выплат. Собрали 135 млрд рублей, а отдали - 78 миллиардов. Где остальные деньги? Простым арифметическим примером нельзя посчитать рентабельность. В статистику, например, не попадают отчисления для формирования резервов будущих выплат и в фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), судебные издержки, которые составляют 15 - 20% к официальной убыточности, и расходы на ведение дел.

Председатель Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин отмечает, что в США за последние пять лет стоимость автогражданки увеличилась в два раза и сейчас ее средняя цена в пересчете на рубли - около 64 тысяч.

Страховщики указывают, что вокруг ОСАГО за последние годы сформировалось два доходных рынка - независимой экспертизы и юридических услуг. Оценщик за калькуляцию в среднем берет 5 тыс. рублей. В случае судебного запроса аппетиты резко возрастают: за свои услуги он может попросить 10 - 20 тыс. рублей. Та же неразбериха с величиной ущерба. Один эксперт может насчитать 10 тысяч, другой - 50.

- Юристы сегодня никого не боятся, - замечает директор екатеринбургского филиала Московской акционерной страховой компании Владимир Невзоров. - Доходит до того, что они ловят автолюбителя на входе в страховую, дают ему деньги на ремонт, а потом представляют якобы недовольного клиента в суде.
Директор екатеринбургского филиала компании «Ингосстрах» Наталья Вагина рассказывает любопытную историю:

- Одной из наших клиенток юристы заплатили 15 тыс. рублей и сказали, чтобы она к нам не ходила. Мол, мы ее обманем, денег дадим мало. Через некоторое время ей пришла квитанция из налоговой на 13 тыс. рублей. Все дело в том, что человек, отсудивший у страховщика сумму сверх положенной за ремонт, должен заплатить с нее подоходный налог. Юристы насутяжничали плюсом 100 тысяч. Дикость ситуации заключается в том, что на ОСАГО богатеют даже не клиенты, а некое сообщество, паразитирующее на системе автогражданки. И суды не особо этому препятствуют. В среднем урегулирование спора занимает три минуты. Как за это время можно вникнуть в суть дела? Немудрено, что подавляющее большинство решений принимается в пользу страхователя. Из судов исчезла состязательность как таковая.

Премии и выплаты по каско в РФ

Премии и выплаты по ОСАГО в РФ 

Еще один существенный негативный эффект от неадекватно дешевого ОСАГО - дорогое каско. За год полис подорожал на 15 - 20%. Люди снова видят тарифы в 7 - 11%. «Все беды от того, что чиновники считают, что они понимают в ОСАГО лучше, чем страховщики с многолетним стажем, - уверен Кирилл Селезнев. - В итоге финансовый продукт стал жить по законам потребительского рынка, что неправильно».

- Когда глава Ингосстраха Александр Григорьев уходил со своего поста, он опубликовал ряд статей, в которых выразил свое мнение по поводу сложившейся ситуации, и я с ним полностью согласен, - продолжает советник генерального директора СК «Екатеринбург» Александр Хромаков. - Он пишет, что за десять с лишним лет в нашей стране так никто толком и не разобрался, что такое ОСАГО и как им пользоваться - ни правительство, ни Дума, ни страхователи, ни даже часть страховщиков. Многие вопросы до сих пор остаются без ответа. Например, почему Минтранс с 2003 года так и не выпустил единую методику урегулирования убытков, где было бы все четко и ясно написано: нормо-час - такой-то, движения по ремонту - такие-то, мероприятия следующие. И тогда исчез бы сам предмет спора по размеру ущерба. Это касается не только ОСАГО, но и остальных видов. Если бы нормотворчество соответствовало реалиям, рынок стал бы цивилизованным.

Непонимание со стороны чиновников и прочих потребителей действительно просматривается. То и дело в СМИ просачиваются заявления вроде «страховщики в начале 2000-х накопили достаточно средств, пусть теперь их и используют для выплат». Такую позицию сложно назвать корректной, поскольку компании для входа в систему ОСАГО вынуждены были как минимум вложить существенные средства в развитие инфраструктуры продаж.

Страховщики признают, что единственный вариант сокращения издержек - стараться урегулировать максимальное число споров в досудебном порядке. Это отражает и статистика: доля отказов по отношению к заявленным случаям по ОСАГО в стране снизилась с 4,4% в 2012-м до 3,4% в 2013-м.

Подытожим. Десять лет назад ОСАГО стало драйвером рынка. Оно резко увеличило проникновение страховой услуги и способствовало повышению доверия к ней. «До 2003-го редкая птица залетала к нам в офис», - подтверждает Вадим Каточиков. Но к 2013-му парадигма резко изменилась: автогражданка превратилась в источник проблем и недовольства со стороны потребителей.

Об ОСАГО сегодня слишком много говорят, но дела мало. Власти пытаются балансировать между потребителями и страховщиками. В принципе эта ситуация характерна не только для рынка автогражданки, но и для всей российской экономики в целом. Как мы недавно писали, чиновники все же склоняются к успокоению домохозяйств, поддерживая сложившуюся в посткризисные годы модель потребительски ориентированного роста. Однако половинчатая политика приводит к неудовлетворенности всех заинтересованных сторон.

На наш взгляд, базовый тариф по ОСАГО можно и не трогать вовсе. Но в таком случае эффективным должен стать механизм формирования региональных коэффициентов. Этот инструмент кажется нам перспективным потому, что территории показывают разные показатели по числу страховых случаев, мошенничеств, средних выплат и т.д.

- Сегодня надо думать не о том, что повышение тарифа - зло, а что неповышение тарифа - зло, - резюмирует Наталья Вагина. - И если мы не получим цивилизованный закон со справедливой ценой, который удовлетворит клиентов, то завтра люди пойдут на митинг не из-за того, что нужно много платить за страховку, а потому что просто не смогут ее купить.

Страховщики полушутя говорят: мы готовы отдать ОСАГО на откуп РСА, пусть это будет его головной болью. А ФАС, кстати, всерьез предлагает передать всю ответственность по урегулированию в специализированный союз, а страховщиков превратить в агентов за 20% комиссии.

Страхобанки

Итак, ОСАГО уже вряд ли когда-либо вновь станет движителем рынка страхования. Других внешних импульсов (например, введения новых обязательных видов) тоже не просматривается. Потому нужны внутренние драйверы. Главный из них, похоже, - развитие инфраструктуры. Месяц назад мы писали, что страховые компании начали активно практиковать модель продажи продуктов через банки и нестраховых посредников.

- Мы стоим на пороге кардинального изменения парадигмы продаж, - уверен Вадим Каточиков. - У населения появился минимальный интерес к страхованию, просматривается некоторая перспектива. Все крупные игроки финансового рынка осознали: если сейчас они не запрыгнут в эту лодку, то останутся на задворках.

Скоро мы станем свидетелями слияния каналов продаж, кроссирования всех банковских и страховых услуг. Это будет совершенно другой мир, другая игра.
Этот прогноз кажется нам правдоподобным. Подтверждение - сформированные за последние пять лет связки «Сбербанк - Сбербанк-Страхование», «Альфа-Банк - Альфа-Страхование», «Росгосстрах - Росгосстрахбанк», «Газпромбанк - СОГАЗ», «ВТБ - ВТБ-Страхование» и т.д.

- Одна беда: все забыли про закон о защите конкуренции, - добавляет ложку дегтя Владимир Невзоров. - Сегодня мы наблюдаем жесткое регулирование страховых услуг со стороны банков: хочешь кредит, купи у нас полис. Нет, формально приличия соблюдаются: при крупных банках есть пул аккредитованных компаний, но акцент делается на «избранных». ФАС закрывает на это глаза. В скором будущем мы придем к тому, что независимые компании банкострахованием заниматься перестанут.

Мы не можем до конца согласиться с Владимиром Невзоровым. Его суждение скорее применимо к прежней парадигме продаж. Но теперь один менеджер, вероятно, будет отвечать и за страховое, и за банковское предложение. В таких условиях нам кажется очевидным и естественным, что альтернативные страховщики окажутся в невыгодном положении. Слияние услуг приведет к тому, что конкуренция поднимется на уровень выше: бороться будут не страховщики внутри одного банка, а фингруппы между собой.

На наш взгляд, процесс слияния услуг - благо для рынка. По данным Национального агентства финансовых исследований, люди банкам доверяют куда больше, чем страховщикам, а значит, продвижение продуктов последних через канал первых станет проще.

Логичным следствием появления финансовых «супермаркетов» станет специализация страховщиков. Место универсалов займут холдинги, остальные распределятся по нишам. И соответственно будут работать с небанковскими каналами продаж. Так, СК «Екатеринбург» развивает каско, активно внедряя менеджеров в автосалоны. Компания показала прирост премий в этом сегменте в 2013 году почти в 65%. «Мы стараемся работать только в тех сегментах, которые понимаем, - комментирует Александр Хромаков. - Например, японские и немецкие автомобили. Мы знаем, как здесь урегулируются убытки, и с рентабельностью все в порядке. В то же время у нас в портфеле минимальное количество договоров каско с владельцами китайских машин или машин АвтоВАЗа».

Но здесь возникает еще один вопрос - как защитить нишу. Крупный федеральный игрок, имеющий запас прочности и зашедший на поляну специализированных мелких и средних компаний, может разорить их демпингом. Выход, по мнению Вадима Каточикова в регулировании узких сегментов: «Пирог можно разрезать разными способами. Поделим на три куска - всем будет что поесть, на 33 - никому. Например, в США регулятор не пускает в штат Техас огромную империю Lloyd's. Чтобы аккредитовать страховую компанию в Штатах, придется ждать несколько десятков лет. И это страна с самой рыночной экономикой в мире. Почему мы должны идти по иному пути?»

Еще одним драйвером рынка может стать небанковское страхование жизни (около 40% от всего сегмента страхования жизни).

- Сегодня все зациклены на автостраховании, - комментирует Вадим Каточиков. - И это объяснимо: «моторные» виды понятны простому человеку, который каждый день сталкивается с авариями на дорогах. Но если наша экономика будет развиваться, благосостояние - укрепляться, то рано или поздно люди поймут, что машина - это всего лишь железяка на колесах, а защищать нужно самое ценное - себя. И пусть пока объем классического страхования жизни не так велик (примерно 30 - 33 млрд рублей по России. - Ред.), именно оно - наиболее перспективное направление. Этот сегмент прирастает на 50 - 60% в год. Есть надежды, что через два-три года показатель может еще увеличиться. Не за горами время, когда страхование жизни догонит ОСАГО.

На наш взгляд, необходимыми условиями ускоренного развития классического инвестиционного страхования жизни являются налоговые льготы и закрепление на законодательном уровне возможности инвестировать резервы в различные инструменты.

Уйти в себя

Аналитики «Эксперт РА», подводя итоги 2013 года, пишут: ведущая стратегия компаний на среднесрочную перспективу - «тише едешь - дальше будешь». Страховщики полностью поддерживают этот прогноз.

- Рост бизнеса не всегда полезен, - замечает Владимир Невзоров. - Наш филиал четвертый год собирает почти одно и то же количество денег. Но в то же время прибыльность постоянно растет. Мы нацелены на удержание позиций, но не на захват новых рынков. Идти на чужое поле сегодня слишком затратно и рискованно.

По словам Натальи Вагиной, у Ингосстраха ведущая цель - поддерживать маржинальные виды. Правда, в компании понимают риски сокращения рынка каско и все же прикладывают усилия, например, к развитию страхования имущества физических лиц. Принципиальный момент в настоящей и будущей стратегии компании - не заниматься банкострахованием, а обращать внимание на ниши, где клиент предпочитает тарифу сервис и надежность компании.

- Самый главный пункт нашей стратегии - тариф должен вытекать из статистики, - говорит Наталья Вагина. - И не важно, что по ценам в некоторых видах мы на 30 - 50% выше демпингующих компаний. Мы не будем подгонять ее к средним показателям по рынку, для нас важна рентабельность и ответственность за взятые перед клиентами обязательства.

Несколько выбивается из стройной картины стратегия «Северной казны». По словам заместителя генерального директора компании Татьяны Туниной, страховщик намерен наращивать число подразделений и агентов-физлиц. Последних планируют подбирать у уходящих с рынка игроков.

Сейчас страховщики живут в ожидании 1 июня. Почему-то считается, что именно тогда произойдут первые изменения в ОСАГО - будут повышены максимальные выплаты по «железу» и базовый тариф. Хотя на момент материала в печать законопроект не прошел еще даже второго чтения.

Сергей ЕРМАК


  Вся пресса за 26 мая 2014 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое право, Тенденции, Мероприятия, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Текущая пресса

22 ноября 2024 г.

SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO

ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО

Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы

Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями

РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch

NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника

ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик

РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата

rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове

Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе

Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться

ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей

Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты

Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям


  Остальные материалы за 22 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт