Эхо Москвы,
28 мая 2014 г.
Фактор риска. Актуальные проблемы рынка автострахования 1315 просмотров
Гости: Игорь Ямов, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по розничному страхованию; Ведущие: Алексей Дыховичный, журналист «Эха Москвы»
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 11 часов, 14 часов в столице. Добрый день! Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». И у нас в гостях Игорь Ямов - заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по розничному страхованию. Игорь Сергеевич, здравствуйте!
И.ЯМОВ – Добрый день!
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Актуальные проблемы рынка автострахования – так звучит тема нашего эфира. Рынок автострахования делится на две большие части. Это ОСАГО – обязательное, и КАСКО – необязательное.
И.ЯМОВ – Добровольное, да.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Добровольное. Мы в большей степени будем говорить о КАСКО, о добровольном – там тоже есть, о чем пообщаться. Но, если говорить об ОСАГО, то там столько на сегодняшний день острых моментов, что я очень хочу, чтобы вначале вы все-таки высказались в первую очередь, наверное, о возможном повышении тарифов. Буквально вчера ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян, и данный опрос показал, что при внесении определенных изменений в продукт ОСАГО, улучшений, треть владельцев – 30% считает необременительным для себя повышение его цены на 25%.
И.ЯМОВ – Спасибо за вопрос. Действительно, тема ОСАГО, простите за просторечие, напоминает раскаленную сковородку, и у меня в голове набатом звучат слова Федора Ивановича Тютчева: «И не дано нам знать, как наше слово отзовется» именно в конкретной текущей ситуации. Но, тем не менее, так как вопрос есть, я постараюсь на него ответить.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»
И.ЯМОВ – Да, на не дано предугадать, поэтому в условиях, когда в Думе условия обсуждаются, когда фокус, в том числе, должностных высших лиц сошелся на этом виде страхования, очень хочется быть аккуратным и корректным. С точки зрения страховщиков за 11 лет в стране произошло столько изменений, которые должны быть отражены в законе. Поменялся автопарк, изменилась стоимость, инфляция в несколько процентов – стандартная вещь для нашей экономики, поэтому совершенно очевидно, что лимиты ответственности по ОСАГО должны быть другие. Ну, там где лимиты, там должен быть и другой тариф – собственно, вот ключевая позиция страховщиков: лимиты и тарифы должны находиться в соответствии, которое обеспечивает нормальные функционирование рынка.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Но лимит – это же не выплата, это лимит выплаты.
И.ЯМОВ – Это предел ответственности.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Еще ведь очень важен расчет, как считается амортизация, считается ли она?
И.ЯМОВ – Вопрос замечательный. Действительно, за столько лет, за 10 лет, несмотря на поручение правительства в стране не было создано единой методики оценки ущерба. И в этом году состоялось политическое решение – сообщество страховщиков, организованное в Российский союз автостраховщиков под контролем ЦБ и при утверждении ЦБ готовит сейчас высокими темпами единую методику оценки ущерба, и в некоем смысле она уже на выходе. Есть первый наброски, концепция методики прошла все согласования, она утверждена, сейчас завершаются работы по подготовке ценовых справочников и ключевых вещей по стоимости нормо-часа, по стоимости запасных частей, по стоимости и расходу лакокрасочных материалов. Этот документ, эти справочники на подходе, и они проходят сейчас контрольные процедуры проверки того, что в них заложено.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – И второй момент по ОСАГО. В целом ряде регионов, насколько я понимаю, может быть, до сих пор достаточно сложно было купить ОСАГО, и возникали так называемые навязанные услуги, то есть вместе с ОСАГО еще и страхование жизни или еще что-нибудь надо было приобрести, иначе было невозможно приобрести ОСАГО – такое было. И проверки проходят в страховых компаниях, насколько я понимаю.
И.ЯМОВ – Да, в настоящий момент в связи с поручением президента Российской Федерации организованы масштабные проверки тех самых проблемных регионов, откуда поступали разнородные сигналы, что на рынке существует подобная практика. Мне представляется разумным дождаться результатов этой проверки. Скорей всего она не может носить долгосрочный характер, она затронет тех участников рынка, которые формируют основные продажи на нем, и, видимо, результаты этих проверок не за горами.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Напомню, что у нас в гостях Игорь Ямов - заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по розничному страхованию. А, в принципе, если по КАСКО говорить, то КАСКО растет, стоимость КАСКО растет, стоимость, я имею в виду и так была выше, нежели в тех же США, в той же самое Европе. И еще растет. Почему? Как, вообще, вы, страховщики считаете цену, что так дорого получается?
И.ЯМОВ – Спасибо за вопрос, вопрос замечательный. Если можно, буквально, чтобы мы провели границы между ОСАГО и КАСКО и мы понимали, собственно, от чего страхует полис КАСКО. ОСАГО – это ответственность владельца транспортного средства, источника повышенной опасности, а КАСКО – это, собственно, дорогой, любимый железный конь и средство передвижения, спутник жизни, который для российской действительность стал неотъемлемой частью жизни практически всего населения страны, то есть у нас сегодня порядка 38 миллионов легковых транспортных средств, которые находятся в личном пользовании. Учитывая состав семьи, мы говорим, что практически о том, что пользуются автомобилем подавляющая часть населения нашей страны.
Так что ж такое КАСКО? КАСКО – это полис, который покрывает два основных риска: риск, который будет нанесен любимой игрушке, риск ущерба, и второй риск – когда автомобиль вы вечером оставили, а утром пришли – его нет, он таинственно исчез, что называется угоном. Отчего зависит, собственно говоря, стоимость риска ущерба? Стоимость риска ущерба зависит от двух вещей. Первое – это вероятность наступления страхового события по ущербу. И второе – это тяжесть последствий этого ущерба. Я бы начал со второй части. Собственно говоря, как ликвидируются последствия этого страхового случая на примере «Ингосстраха». «Ингосстрах» использует натуральную форму возмещения, что означает ремонт на станции технического обслуживания, станции ремонта. В практике «Ингосстраха» в Москве 92% ремонта – это ремонт у официальных дилеров.
Из чего складывается стоимость ремонта: это стоимость рабочей силы, нормо-часы и их стоимость, это запчасти, это лакокрасочные материалы. Если два компонента этого процесса – стоимость нормо-часов и стоимость краски по структуре договоров – это вещь договорная и фиксированная, то есть некая переменная – это стоимость запчастей, которая зависит от закупочной цены, по которой официальные дилеры покупают ее у производителей. И вот на российском рынке сложилась ситуация, когда рынок не в состоянии переваривать рост запчастей, связанный в первую очередь – мы признаем это объективно – с состоявшейся девальвацией национальной валюты, поскольку расчеты идут в рублях. И картинка следующая. Мы посчитали тариф в ноябре прошлого года, определили этот тариф, исходя из стоимости запчастей, назначили этот тариф, а начиная с февраля этого года, происходит повышение стоимости запчастей и стоимость убытка увеличивается, причем увеличивается весьма значительно. На рынке продаж в России представлено 42 бренда, 28 брендов формирует подавляющую часть продаж. Из этих 28 брендов 11 в настоящий момент подняли стоимость запасных частей, причем некоторые значительно больше.
Очень важно понимание, что это бумеранг, который бьет, в том числе, по будущим продажам автомобилей. Российским гражданам все больше и больше приходит понимание, что расходы на автомобиль, это не только стоимость покупки автомобиля, но и расходы на его эксплуатацию. Средний цикл владения автомобилем в Москве чуть более 4-х лет, чуть больше, чуть меньше в зависимости от конкурентной рыночной ситуации. И фактически владелец автомобиля, покупая его, должен понимать, что следующие 4 года у него должно быть процентов 40-45 в среднем от цены автомобиля средств для того, чтобы его нормально эксплуатировать, и в этих 40-45 процентах большой кусок составляет расходы на страхование КАСКО, поскольку оно, действительно, дорогое. Оно дорогое, это связано, в том числе, с ценовой политикой автопроизводителей.
Сегодняшняя ситуация:маржинальность продаж запчастей очень высокая, и ситуация достаточно парадоксальная. Ремонтируя у официального дилера, мы покупаем запчасти у официального дилера, оплачиваем его, а цену на эти запчасти назначает поставщик, который связан с дилером дилерским контрактом. В этой ситуации конечный потребитель – страховые компании, которые оплачивают ремонт, сегодня не имеют денег, заложенных в тарифе, для того, чтобы оплатить возрастающую стоимость запчастей, и это компенсируется непрерывным повышением тарифа. Тариф растет, поскольку эластичность спроса на страхование очень высокая. При росте цены проникновение страхования падает, и в результате получается такая мертвая петля, которая ведет к тому, что ситуация ухудшается для клиентов, ситуация ухудшается для дилеров, страховщики находятся в ножницах падающих объемов и растущего среднего убытка, и, собственно, это один из важных факторов, который сформировал кризисную ситуацию на рынке автострахования.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Та цифра, которую вы называли – 40% необходимо иметь от стоимости автомобиля в период его средней эксплуатации, то есть порядка 4-х лет дополнительно, то есть, покупая машину за миллион, нужно понимать, что еще 4 года, где-то…
И.ЯМОВ – Без бензина.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А-а, это без бензина – нужно еще 400 тысяч иметь или как-то заработать для того, чтобы…
И.ЯМОВ - Обслуживать.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Но ведь это средняя температура по больнице.
И.ЯМОВ – Безусловно.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Есть дилеры, которые побольше, есть, которые поменьше закладывают…
И.ЯМОВ – Не дилеры – автопроизводители.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Автопроизводители.
И.ЯМОВ – Замечательный вопрос. Есть разная маркетинговая стратегия продвижения автомобиля. Есть ряд брендов, которые продают автомобиль с минимальной маржей, и цена автомобиля конкурирует с автомобилями российского производства, а стоимость запасных частей кратно больше, чем запасных частей одноклассников. В результате тариф, когда человек, купивший – я не хотел бы называть конкретные бренды – он просто потрясен, что его машина стоит в страховании в три раза дороже в процентах, чем стоимость одноклассника другого бренда. Просто радикально разное ценообразование на запчасти. В результате дилеры этих марок не получают ремонтного потока, они не зарабатывают на этих запчастях, потому что потребитель не готов платить 15-20% в год от стоимости автомобиля, а это определено стоимостью запасных частей.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Он покупает запчасти, так называемые неоригинальные и где-то там, в гараже или, может быть, у не авторизованного дилера…
И.ЯМОВ – Классный вопрос. Слово «оригинальное» - оно просто замечательное и ключевое. Слово «оригинальный», означает только одно – что эта запчасть прошла через дистрибьюторскую сеть автопроизводителя. Свечка, которая произведена Bosch, поставленная напрямую в автомагазин, ничем не отличается от свечки, которая прошла через дистрибьюцию автопроизводителей, кроме как ценой. Цена может расходиться на 50, 60, 70, если не повезет, то и на 80%. Абсолютно феноменальная ситуация со стеклами. Стекло от автопроизводителя той же конфигурации, того же класса, той же самой конструкции, прошедшая сеть дистрибьютора и производителя на 60-65% дороже, чем то же самое стекло, произведенное на Борском заводе и закупленное через одного посредника автопроизводителем. Единственная разница – нет штампика бренда на стекле, что это стекло якобы от этого производителя.
И, собственно, еще раз: автомобили по своему содержания, по компонентной базе – нижняя граница 50%, верхняя граница 70% - одинаковы. Мировые производители компонентов по всему миру известны, качество, как стандарт они это выдерживают. И кузовная деталь, шлепнутая в Тайване и прошедшая там дистрибьюцию через японского производителя, и та же самая деталь, которую привезли из Дубая, это та же деталь, которая произведена на том же штамповочном производстве, только цена различается на 7%.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Таким образом, как разорвать тот порочный круг, о котором вы говорили до того, как мы начали детально про запчасти? Может быть, один из вариантов – просто предлагаю – это разрешить страховым компаниям ремонтировать не строго у дилера, как прописано, а используя запчасти ничем не хуже, но зато дешевле – вот, как вариант? Вы сейчас это можете делать?
И.ЯМОВ – Мы можем это сделать. Единственное ограничение, которое действует в российской действительности, это иллюзия, которая поддерживается и автопроизводителями и дилерами, это то, что покрасить деталь можно только у дилера, иначе ты потеряешь гарантию.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Прервемся сейчас буквально на 5 минут. Игорь Ямов - заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по розничному страхованию у нас в гостях. Мы говорим о проблемах рынка автострахования. Новости на «Эхе», через 5 минут продолжим.
НОВОСТИ
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 11-35 в столице. Я напоминаю, что у нас в гостях Игорь Ямов - заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по розничному страхованию. Мы говорим о проблемах рынка автострахования, проблемы – вы вскрываете их, и становится понятно, что они, действительно, есть. Мы говорим о цене КАСКО, почему такая дорогая, и почему еще растет ко всему прочему? И вот, собственно говоря, логическая цепочка, которую вы, Игорь Сергеевич, выстроили. Ряд автопроизводителей продает ряд свои машины практически даже с убытком, и компенсирует этот убыток очень высокой стоимостью запчастей. Страховая компания платит, в том числе, и за запчасти.
И.ЯМОВ – Она платит за запчасти по текущей цене, хотя тариф рассчитан при цене на запчасти по той цене, которая была, когда считался тариф – это создает ножницы.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Да плюс ко всему прочему у ряда автопроизводителей стоимость покрывало убытки по продажам…
И.ЯМОВ – Это да, но ключевое слово, что тариф рассчитан был по той цене, а платить надо сегодня, когда в тарифе этих денег нет.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы еще назвали такую цифры, что некоторые тарифы о одноклассников отличаются в три раза.
И.ЯМОВ – Стоимость аналогичных запчастей.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А я так понял, что вы сказали про стоимость страховки, нет?
И.ЯМОВ – Это является производной. Здесь доля запчастей колеблется в зависимости от класса автомобиля от 52% до 78%.Поэтому влияние в разнице стоимости запчастей, она мультиплицируется на этот показатель.То есть если разница в бампере в два раза, то она умножается на 0,5 – получается разница на 100%. У одного бампер стоит некрашеный 350 долларов, у другого этот же бампер стоит 600 долларов. Вот влияние запчастей в ремонте 50%, значит, разница в страховке будет на 25%. Ну, так – иллюстрация. Там более сложный расчет, но, тем не менее, это так.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Как разорвать этот порочный круг?
И.ЯМОВ – Разорвать можно.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Неоригинальные запчасти…
И.ЯМОВ – Слово «неоригинальные», по сути своей, означает в 60% случаев разницу в системе дистрибьюции, потому что каждое звено дистрибьюции добавляет свою оценку.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Разница в системе продаж.
И.ЯМОВ – Да, разница в системе продаж. От производителя он попадают на склад логистический, поставляются производителю в стране пребывания, дальше из страны пребывания, например, Японии, поставляется на склад в Роттердаме, и со склада в Роттердаме приходит на склады города Москвы и в результате появляется четыре колена, которые добавляют 10-15% цены.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Мне, как пользователю, как потребителю абсолютно все равно.
И.ЯМОВ – Стекло, которое поставлено на этот автомобиль ничем не отличается от того же стекла, кроме того, что у него прямая поставка. Разница в цене – 60%. Инструмент, который заставляет сейчас ремонтировать и использовать эти запчасти, он состоит в том, что только дилерский ремонт, несмотря на его содержание якобы гарантирует сохранность гарантии на период действия гарантии. Как только тема сохранения гарантии будет закрыта, исходя из сущности того, что ремонтируется, и, собственно, квалификации людей, которые занимаются ремонтом, рынок будет либерализован и на нем произойдет резкое падение стоимости ремонта для страховых компаний. Более того, такие продукты есть. Как только машина сходит с гарантии, стоимость страхования, по крайней мере, в «Ингосстрахе» падает на 20-25% при практически том же качестве ремонта. Более того, дилеры это осознают, они дают специальные условия на ремонт автомобиля вышедшего из гарантии. То есть некий инструмент, который называется гарантия, который позволяет ремонтировать дороже, и в том же самом месте, автомобиль, который сошел с гарантии теми же самыми людьми на том же самом оборудовании стоит дешевле. Вот это некий барьер, который существует и отражается на потребителе. Вторая часть, как можно сделать это дешевле, это вероятность наступления страхового случая. Вот у нас два компонента: убыток, который стоит, и он как-то управляется…
А.ДЫХОВИЧНЫЙ –Это другая тема совсем.
И.ЯМОВ – Да та же самая тема. Речь идет о том, что рынок только учится справедливо тарифицировать каждого конкретного водителя. Это зависит от двух вещей: как эксплуатируется автомобиль, то есть характер его использования, и от того, кто как водит. Поэтому есть некий средний показатель, который определяется по водителю, и мы на пороге революции, которая фактически уже состоялась. С появлением мониторинговых блоков на базе GPS, ГЛОНАСС запуск новых продуктов позволяет устанавливать справедливую цену и она для хороших водителей упадет драматически. У нас есть блистательные примеры, когда с помощью этого оборудования очень крупный корпоративный клиент снизил количество ДТП по вине своих водителей на десятки процентов, что фактически означает снижение цены полисов. Эти операторы есть. В данном случае мы говорим о 3S-Telematica, которая продвигает ГЛАНАСС, и мы этот ГЛАНАСС подвигаем,в том числе, через ОСАГО, и это будет, действительно, прорыв, когда человек, который, действительно, хорошо водит, платит меньше. Это принцип, который – мы бы очень хотели – состоялся. Хорошо ездишь - платишь меньше. Разница в цене будет 60-70%.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Анализировать, что будут – аварии, или то, как человек водит?
И.ЯМОВ – Будет выведена зависимость… Это просто настолько интересная и увлекательная работа. Мы сейчас меряем 16 параметров, и влияние каждого параметра в конечный тариф, который определяется количеством страховых случаев, оно просто потрясающее. Здесь не только здравый смысл будет работать, но и математические, реально подтвержденные данные. Вы понимаете, что если вы резко тормозите и резко ускоряетесь, вероятность того, что либо вы стукните, либо вас стукнут, она выше.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот я это и хотел узнать. То есть это будут анализироваться и аварии, и то, как человек водит. То есть конечный результат плохого вождения и непосредственно результат плохого вождения.
И.ЯМОВ – Будет анализироваться, – какие параметры водительского поведения привели к тому, что у этого класса водителей аварий больше, чем у другого класса водителей. Уверенно можем говорить, что люди, которые гоняют, они бесконечно более рисковые, чем…. Люди, которые превышают разрешенный порог скорости – есть конечное значение, оно прямо скачкообразное, пороговое – если вы ездите быстрее, чем на 30 километров больше, чем разрешено, вы значительно более рисковый водитель, который уважает 60 километров в час. И таких ключевых характеристик очень немного, они есть, но работа потрясающе интересна. Как влияют ли пятна на солнце на аварийность? Влияют, но процент этого влияния не очень значителен. Но он есть.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Все-таки возвращаясь – очень коротко, к сожалению, - к цене на запчасти: есть ли что-нибудь кроме экономического бума, которого очень хочется, все ждут и никак он не наступит, скорей рецессия, ну, и, соответственно, увеличения количества продаж автомобилей. И тогда производители не будут вынуждены закладывать в запчасти стоимость убытков, которые они терпят в результате продаж автомобилей. Что-нибудь еще может разорвать тот порочный круг, о котором мы говорили так долго?
И.ЯМОВ – Безусловно, появление единой методики оценки ущерба создает новую переговорную позицию страхового рынка с автопроизводителями. Совершенно очевидно, когда эти условия будут публичными, ясно, что страховые компании предложат станциям технического обслуживания, дилерам, ремонтным мастерским то, что «мы готовы ремонтировать машину у вас в натуральной форме, если вы готовы работать по этим условиям». И тогда это будет просто скачкообразный рост рынка этих услуг.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Спасибо вам большое! Напомню, что Игорь Ямов - заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по розничному страхованию был у нас в гостях. Мы говорили о проблемах рынка страхования. Игорь Сергеевич, еще раз спасибо!
И.ЯМОВ – Спасибо!
Вся пресса за 28 мая 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|