Дискуссия о кризисе на российском рынке ОСАГО
Реальный бизнес, Ростов-на-Дону,
28 мая 2014 г.
В шаге от пропасти 1374 просмотра
На рынке обязательного страхования автогражданской ответственности разгораются нешуточные страсти. Купить полис ОСАГО стало не так-то просто – страховщики либо отказывают клиентам без объяснения причин, либо навязывают в «довесок» еще несколько страховых продуктов. Что происходит, разбирался «Р.Б.».
Уходим по-английски
Беспрецедентно высокий по итогам 2013 года рост убыточности по автострахованию, в частности, ОСАГО, стал серьезным ударом для страховщиков. В первую очередь, эксперты связывают этот тренд с изменением судебной практики в отношении страховых споров, к которым с середины 2012 года применяются положения закона о защите прав потребителей. Благая, в принципе, идея Верховного суда РФ привела к волне мошеннических действий, а сам бизнес поставила практически в бесправное положение.
Виктория Казьменкова, директор ростовского филиала «АльфаСтрахование»: Динамика объема выплат по ОСАГО является очень высокой. И что самое сложное для бизнеса – убыточность перестала быть прогнозируема. Главная причина этого – массовое применение закона о защите прав потребителей судами. С 2012 года существует явный тренд: юридические компании, которые перекупают права требования у пострадавших, стали подавать в суды не только по текущим убыткам, но и по делам прошлых лет, что окончательно усугубляет ситуацию в ОСАГО, которую и сейчас можно назвать кризисной.
Нововведением тут же воспользовались ушлые юристы и прочие любители быстрых и легких денег. В итоге всего за год в России сформировалась полноценная криминальная инфраструктура, единственная цель которой – отсудить деньги у страховщика.
Наталия Игумнова, директор филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» в г. Ростове-на-Дону: Изменения судебной практики не столько защитили клиентов, сколько развязали руки мошенникам, стремящимся заработать на страховании. Сформировалась целая отрасль недобросовестных автоюристов, а платить за это приходится всем участникам страхового рынка: и добросовестным клиентам, и компаниям.
Учитывая, что в некоторых страховых компаниях доля автострахования в портфеле превышает 70-80%, платить им приходится очень много. И это серьезно подрывает финансовую устойчивость участников рынка. Уже сейчас, по данным ЦБ РФ, 40% компаний на рынке имеют признаки банкротства. И справиться с кризисом неплатежеспособности смогут далеко не все из них.
Виктория Казьменкова: Думаю, что в течение года мы, увы, будем наблюдать следствие этой ситуации – продолжение уходов страховщиков ОСАГО.
Первой «ласточкой» стала СК «Россия», у которой в ноябре 2013 года была отозвана лицензия. Решение Службы банка России по финансовым рынкам (СФР) вполне оправдано: проблемы у этой компании начались давно. Но сути это не меняет: один из крупнейших российских страховщиков ОСАГО (12-е место по итогам 1 полугодия 2013 года – прим. ред.) покинул рынок, предоставив право разбираться со своими обязательствами более добросовестным коллегам. Надо ли говорить, что 60% портфеля «России» составляла именно «автогражданка», а ее клиентами по данному виду на тот момент являлись более 623 тыс. человек.
Вторым аутсайдером стала «Гута-Страхование» (13-е место по сборам ОСАГО по итогам 2013 года – прим. ред.). 1 марта текущего года акционеры компании неожиданно для страхового сообщества и собственных клиентов приняли решение свернуть деятельность и прекратить продажу страховых полисов. По своим обязательствам «Гута» обещала платить, да и ЦБ не имел претензий к платежеспособности страховщика. Однако без прощального «привета» не обошлось. За 2013 год компания продала более 845 тысяч полисов ОСАГО, нарастив свой портфель по данному виду на 29,8%. Но уже в начале апреля разместила на своем сайте информацию о том, что 332,5 тыс. полисов и квитанций об оплате страховой премии являются недействительными. Об этом сообщили «Ведомости» с припиской, что «представители «Гута-Страхования», ЦБ и Российского союза автостраховщиков отказались комментировать перспективы оплаты обязательств по утерянным полисам».
Приведенные примеры – далеко не последние в списке громких банкротств. В конце 2013 года в России работали 407 страховщиков, однако в среднесрочной перспективе около половины из них будут вынуждены прекратить свою деятельность из-за ухудшения экономической ситуации в стране и собственной низкой платежеспособности. Об этом в декабре прошлого года заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Это катастрофический прогноз, ведь только две вышеназванные компании оставили «сиротами» почти 1,5 млн автовладельцев. А сколько их будет, когда с рынка уйдут еще две сотни страховщиков?
Нет бланков?
Завершив сложный 2013 год и подсчитав убытки, страховые компании рьяно принялись чистить свои портфели. Текущий год грозит им еще большими потерями, поэтому логика представителей страхового бизнеса вполне оправдана. Единственной надеждой на исправление ситуации остается обещанное Минфином повышение тарифов по ОСАГО.
Андрей Антохонов, директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс»: Первая половина 2014 года станет продолжением 2013 года с теми же проблемами. Вторая пройдет под знаком принятых законодательных актов, которые и определят дальнейший вектор развития рынка ОСАГО.
Страховщики давно говорят о необходимости поднять базовые ставки по полисам автогражданской ответственности, в противном случае грозятся уйти с рынка. Свою готовность к решительным действиям они подтверждают цифрами: по последним данным ЦБ РФ, топ-10 крупнейших страховых компаний занимает 78,8% рынка ОСАГО. За год этот показатель уменьшился на 3,2%, что свидетельствует о том, что лидеры рынка продолжают снижать долю ОСАГО в портфеле. Причем в отдельных регионах ситуация складывается гораздо печальнее общероссийской статистики. Так, в Краснодарском крае за прошедший год доля топ-10 страховых компаний снизилась с 82,8% до 74,8%, а в Ростовской области – с 82,4% до 77,7%.
Дмитрий Есипов, директор филиала ООО СК «ВТБ Страхование» в г. Ростове-на-Дону: Страхование и раньше не являлось высокорентабельным направлением деятельности, но последние события на рынке автострахования приводят к серьезному ухудшению прибыльности отрасли. Наиболее актуальным сегодня является вопрос о качественном пересмотре законодательства, связанного с ОСАГО. Данный сегмент давно является неприбыльным для страховщиков, а с учетом складывающейся судебной практики автострахование теряет всякую инвестиционную привлекательность.
Однако скромные проценты не произвели на власть должного эффекта, поэтому страховщики от слов и демонстрации возможностей перешли к делу. Уже в конце прошлого года многие автовладельцы столкнулись со сложностями при оформлении полиса ОСАГО: страховые компании либо навязывали некие дополнительные услуги, либо вовсе отказывались заключать договор. В первом квартале текущего года ситуация усугубилась еще больше: среди причин отказа стали звучать такие, как «нет бланков», «страхуем только автомобили определенной мощности», «Москва запретила заключать новые договоры». Естественно, это вызвало недовольство и непонимание со стороны людей. «Р.Б.» попросил экспертов прокомментировать ситуацию и объяснить, что происходит на рынке. Большинство страховых компаний запрос журнала проигнорировали, однако некоторые все же ответили.
Андрей Антохонов: Эти сложности являются индикатором ситуации на рынке. Судебная практика и неясная ситуация с законодательными инициативами ведут к тому, что в части регионов некоторые страховщики ощущают значительное финансовое давление и как коммерческие организации не стремятся набирать убыточный бизнес. Вплоть до ухода из отдельных регионов, что только усложняет там ситуацию. И хотя в части бланков в целом по рынку проблем не наблюдается, случаются ситуации с нехваткой полисов у отдельно взятой компании, так как отпуск бланков для СК ограничен квотами РСА. Что касается навязывания дополнительных страховок, то это незаконно в любой ситуации.
Виталий Княгиничев, директор Дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах»: Рынок ОСАГО находится в глубочайшем кризисе, прежние лидеры рынка активно сворачивают работу, особенно в регионах. На сегодняшний день в более чем половине регионов существуют проблемы с покупкой полиса ОСАГО. Речь уже не идет о том, что страховщики пытаются продать клиентам дополнительные опции к ОСАГО, чтобы таким образом скорректировать свою убыточность и продолжать работу, а о реальном выходе крупных компаний из этого сектора. Свободные ниши бывших лидеров рынка занимают компании, которые мало заинтересованы в том, чтобы платить по убыткам. В итоге потребитель, который покупает полис ОСАГО, фактически получает услугу с конфликтным содержанием. В таком положении дел отчасти виноваты все: государство, с 2003 года не корректирующее тарифы, недобросовестные страховщики, занижавшие выплаты и вынуждавшие потребителей обращаться в суды, сами клиенты, которые пользуются услугами псевдоюристов вместо того, чтобы заявлять об убытке в страховую компанию, суды, не принимающие во внимание условия страховых договоров, обязанности сторон и т.д. Сейчас многое будет зависеть от действий ЦБ, от того, насколько быстрыми и серьезными будут меры по стабилизации сектора ОСАГО. Если решительных шагов не будет принято в текущем году, рынок ОСАГО ожидает неутешительный кризисный финал. И в этой ситуации не выиграет ни одна сторона.
Тарифы надо поднять
Казалось бы, ничего страшного – дифференцируют крупные страховщики свои портфели и хорошо. Отказывают в страховке – и ладно. Но высвобождающихся клиентов с радостью поглощают остальные игроки – не такие крупные и не такие платежеспособные. И чем больше договоров ОСАГО окажется у мелких, финансово неустойчивых компаний, тем быстрее плачевная ситуация на этом рынке станет достоянием общественности. Градус социального недовольства будет нарастать, что заставит государственные власти обратить внимание на доводы страховщиков. Первое и самое главное требование – поднять тарифы по ОСАГО.
Наталия Игумнова: Тарифы с момента принятия закона в 2003 году ни разу за 10 лет не менялись. В 2011 году была корректировка некоторых коэффициентов, которая немного улучшила ситуацию с убыточностью в определенных регионах страны.
Однако ситуация по ОСАГО достаточно существенно варьируется от города к городу, от вида транспорта к виду транспорта, от водителя к водителю. Рост курсов валют и, как следствие, удорожание запчастей также существенно снижают рентабельность ОСАГО.
Второй момент – необходимо разработать единый подход к оценке ущерба. Сейчас каждая страховая компания и каждый оценщик вправе рассчитывать размер выплаты по собственной методике, что является основным камнем преткновения в процессе урегулирования убытка и наиболее распространенной причиной обращения в суд (несогласие с размером выплаты – прим. ред.).
Виктория Казьменкова: С точки зрения страховых компаний одним из основных дальнейших шагов должна стать разработка единых правил проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчета, ценовые справочники и др. со стороны РСА, а также утверждение данных правил Банком России. Принятие и использование единой методики снизит в разы количество исков, т.к. будет снята проблема разногласий между страховщиком и клиентом, оценки которых почти всегда расходятся. Прозрачность метода оценки не только разгрузит суды, но и повысит доверие к страхованию, снизит градус критики в адрес ОСАГО.
Виталий Княгиничев: Важно утвердить наконец-то единую методику расчета ущерба. Она значительно упростит жизнь страховщикам, их клиентам и судам, в которые перестанут поступать многочисленные иски о недоплате.
Без вины виноватые
Несмотря на жесткость, которую проявил в отношении страховой отрасли обновленный регулятор (ЦБ РФ – прим. ред.), игроки рынка возлагают на него большие надежды в плане лоббирования своих интересов. «Регулятор должен сыграть одну из основных ролей как инструмент донесения до законодателей реальной ситуации на рынке и действий, необходимых для разрешения имеющихся проблем», - считает Андрей Антохонов.
И регулятор оправдывает ожидания. Как сообщает газета «Коммерсантъ», независимые актуарии по заказу ЦБ рассчитали необходимую величину роста тарифов ОСАГО — базовые ставки надо поднять на 18,9-23,6%. Повышение стоимости обязательных автостраховок Центробанк намерен вводить двумя этапами: до 1 июня текущего года и до 1 июля 2015 года. Однако долгожданный шаг навстречу страховщики встретили резкой критикой. По мнению экспертов, тарифы нужно поднять минимум на 40%, иначе ситуация на рынке не только не стабилизируется, но и, наоборот, ухудшится. Автовладельцы, которым придется платить за полис ОСАГО больше, будут рассчитывать на повышение качества обслуживания. А страховые компании, для которых рост тарифов на 20% не будет означать ровным счетом ничего, продолжат политику «сокращения неприбыльных активов». И вопрос, который еще два года назад казался парадоксальным, зазвучит еще более остро: возможна ли ситуация, когда крупные страховщики действительно уйдут с рынка ОСАГО? И что в этом случае делать автовладельцам?
Андрей Антохонов: Такая ситуация вполне возможна. Страховые компании – это коммерческие предприятия, и если бизнес будет убыточным без каких-то обозримых перспектив, то его сворачивание будет очевидным решением. В этой ситуации автовладельцы окажутся в весьма непростой ситуации, когда придется либо покупать полисы в компаниях с неясными перспективами, либо идти на нарушение закона, либо отказываться от использования личного транспорта.
Пока законодатели, Центробанк и страховщики ищут общий знаменатель в споре о тарифах, автовладельцы пытаются, зачастую без особого успеха, реализовать свое право (и обязанность) на страхование. Купить полис сложно, получить адекватную ущербу выплату – практически невозможно. И это итог десяти лет работы «автогражданки». Испытание, благодаря которому страховщики должны были стать лучше, чище и добросовестнее, обернулось для них наказанием и разорительной «повинностью». Только вот страдают от этого почему-то не страховые компании, а автовладельцы.
Александр Григорьев, эксперт по страхованию (до 1 апреля 2014 года – генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»): С увеличением тарифов на 20% начнут звучать требования о высоком качестве обслуживания населения. А его как нет сейчас, так и не будет. Потому что повышения на 20% и даже на 25% для этого недостаточно! Весь прошлый год я и мои коллеги пытались убедить ЦБ занять принципиальную позицию: хорошее ОСАГО будет только тогда, когда будет нормальный тариф и нормальные лимиты выплат, когда ненадежные страховщики уйдут, а условия взаимодействия клиента и страховой компании будут адекватными с обеих сторон. К сожалению, я вынужден констатировать: пока лишь ужесточаются требования к участникам рынка ОСАГО. А два основополагающих вопроса – правовая основа и тарифы – остаются нерешенными. Но страховщикам очень скоро скажут: все, что вы просили, мы сделали! Теперь будьте ответственными. Платите хорошо и много!
Александр Май, генеральный директор, председатель правления ЗАСО «ЭРГО Русь», генеральный директор ООО СК «ЭРГО Жизнь»: Когда я слышу рассказы о том, что появились толпы юристов, и все клиенты бегут к ним, я понимаю, что здесь, скорее всего, замешан сам менеджмент страховщиков. Это они манипулируют процессом, поскольку тут нет явных экономических резонов для клиента. Кроме того, появление юристов, если бы они действительно захотели освоить эту тему, было бы плавным. В этом вопросе, на мой взгляд, не может быть резких скачков, когда одномоментно появилась целая армия юристов, которые все разом решили направиться в страхование. У нас в стране просто нет такого количества юристов хоть с каким-то опытом в страховании. Соответственно, клиенты только со временем осознали бы, что, обратившись к юристу, можно получить больше денег. На это нужно несколько лет, а не один квартал, за который это фактически произошло в России. И в результате все теперь отстаивают необходимость повышения тарифов по ОСАГО. Значит, людей к юристам кто-то направлял…
Наталья АНДРЕЕВА
Вся пресса за 28 мая 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое право, Тенденции, Тарифы, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|