РИА АМИ,
26 июня 2014 г.
Андрей Рагозин: «В России нет объективных условий для развития рыночной страховой медицины» 1867 просмотров
В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная рейтингу страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования в 2014 году. О состоянии страховой медицины в России и перспективах ее развития рассказывает ведущий сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова Андрей Рагозин.
Андрей Васильевич, система ОМС существует уже более 20 лет, а ситуация в здравоохранении лучше не становится, и люди это понимают и чувствуют. В чем, на ваш взгляд, причина неэффективности системы?
Как мне кажется, дело не в злонамеренности страховщиков, которые стремятся заработать, набить карманы деньгами. Ведь маржинальность этого бизнеса очень невысока. Причина — в системности проблемы. До настоящего времени страна до конца не решила для себя, какая у нее должна быть модель финансирования системы здравоохранения: социальная или рыночная.
Социальная модель может иметь как бюджетное, так и страховое финансирование. При этом лечебные учреждения ориентируются на синергию — взаимодействие и интеграцию, обеспечение доступности, своевременности, этапности и преемственности медицинской помощи. Такая модель была создана и успешно функционировала в СССР. Ее принцип используется сейчас многими развитыми странами — Англией, Данией, Скандинавскими странами, странами Средиземноморского региона. Социальная система ориентирована на то, чтобы как можно быстрее направлять пациента туда, где ему окажут эффективную медицинскую помощь.
Рыночная модель предусматривает, что лечебные учреждения конкурируют друг с другом и заинтересованы получить максимум дохода от каждого обращения. Поэтому они менее ориентированы на то, чтобы человек поступил туда, куда ему нужно с минимальными издержками.
В рамках рыночной конкурентной модели организации медицинской помощи управление финансовыми рисками лежит на страховщиках. Все, кто пользовался полисами добровольного медицинского страхования, отлично понимают, о чем идет речь. Пациент не ищет, куда бы ему обраться за медицинской помощью. Он звонит в страховую компанию, которая организует ему эту помощь — от обращения до окончания случая. И это совершенно логично: человек получает эффективную помощь и не тратит на ненужные блуждания время и деньги, а страховая компания не тратит лишних денег.
Рыночная конкурентная модель предусматривает то, что каждый человек может быть ответственен за свое здоровье.
Социальная модель исходит из того, что значительная часть населения не может управлять не только своим здоровьем, но и собственным кошельком. В данной ситуации общество и государство должны сделать все, чтобы организовать оба направления медицинской помощи.
Что сейчас происходит в России
Сейчас у нас рекламируется рыночная конкурентная модель, но на самом деле она не является рыночной. В настоящее время страховщики не управляют финансовыми рисками. Они не формируют бюджет и не отвечают деньгами за то, что происходит. Они просто являются посредниками, выступают некими агентами.
Поскольку управление финансовыми рисками лежит на ФОМСе как на главном страховщике, у многих людей возникает вопрос: где польза от страховых компаний? По идее, страховщики должны организовать медицинскую помощь. Почему они этого не делают? Потому что организация медицинской помощи требует ресурсов, в том числе квалифицированных кадров, которые не просто будут сидеть в колл-центре и давать советы, а отстроят цепочку движения человека.
Какова мировая практика финансирования здравоохранения?
Сегодня ряд развитых стран используют систему единого страховщика ОМС, считая, что конкуренция страховщиков ОМС совершенно не нужна. Представьте конкуренцию ОСАГО. Когда у нас страховка стоит одну и ту же установленную государством цену, когда идет обращение в одни и те же государственные учреждения, когда программа страхования совершенно идентична, возникает вопрос: в чем состоит конкуренция между страховыми посредниками, и нужны ли вообще страховые посредники, если у государства нет ресурсов, для того чтобы их содержать?
Может ли нынешняя Россия позволить себе конкурентную рыночную модель финансирования системы здравоохранения?
Наши исследования показывают, что успешная конкурентная страховая модель отличается рядом особенностей. Все, наверное, слышали про успешные голландскую, французскую или бельгийскую модели. Если посмотреть на плотность населения этих стран, то она составляет 400 человек на квадратный километр. Почему плотность населения имеет такое значение?
Все очень просто. Если есть обращения в медицинское учреждение, значит, есть его финансирование. Нет населения — нет обращений.
Все страны с эффективной страховой рыночной конкурентной модели – это страны с равномерной заселенностью на относительно небольшой территории. Это крайне важно.
В России низкая плотность населения, соответственно, мало обращений. В результате, главный врач пытается заниматься приписками. В какой-то момент он понимает, что криминальные риски превышают доходы, и специалистов сокращают, а потом закрывается и само лечебное учреждение. Это то, что мы сейчас видим. Это лишение страны медицинской инфраструктуры.
Другой немаловажный момент — развитая городская сеть. Классический пример страховой медицины демонстрирует Германия, расстояние между городами в которой составляет в среднем 10–15 км. В этой ситуации не нужно создавать сельскую медицину. Деревенский житель за медицинской помощью сразу едет в город.
Наша реальность такова, что среднее расстояние между городами в европейской части страны составляет 50–80 км, в восточной — 300–500 км. Можем ли мы при таких реалиях позволить себе конкурентную модель?
Еще одна немаловажная деталь — это наличие городов-стотысячников где можно развивать высококвалифицированную медицинскую помощь. Только в одной земле Германии в среднем насчитывается 30–40 городов с населением 100 тысяч жителей и более. У нас городов-100-тысячников около 8–10 в регионе, при этом численность их населения, по данным переписи, сокращается.
Транспортная система — тоже немаловажный фактор. Даже в условиях Москвы, напичканной транспортной инфраструктурой, где конкуренция лечебных учреждений просто обязана работать, больной человек сто раз подумает, прежде чем поехать в соседний район Москвы.
В странах с конкурентной моделью — Голландия, Бельгия, Франция — средняя плотность дорожной сети с твердым асфальтовым покрытием составляет 3,5 км на км2. Эта территория вся пронизана транспортной системой, что обеспечивает доступность медицинской помощи. Поэтому там развита медицинская конкуренция. Кроме того, все эти страны с высоким доходом. Размер ВВП Германии, Франции, Бельгии и Голландии несколько отличается от российского.
Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
Наши исследования показывают, что в России нет объективных демографических, территориальных и экономических условий для развития конкурентной рыночной страховой медицины.
В этой ситуации необходимо понять, куда мы движемся, и решить, что делать с системой дальше. Будем ли мы возвращаться в той или иной степени к социальной модели, может быть, с элементами страхования или с элементами бюджетного финансирования, или развивать рыночную страховую модель?
Светлана БЕЛОСТОЦКАЯ
Вся пресса за 26 июня 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|