В Нижегородской области с начала года клиенты страховых компаний стали втрое чаще жаловаться на их политику в части ОСАГО. Надзорные ведомства признают, что привлечь страховщиков за нарушения законодательства сложно, так как заявители чаще всего не представляют доказательств. Страховые компании настаивают на увеличении стоимости «автогражданки» и ждут внесения поправок в федеральное законодательство, которые Госдума рассмотрит во втором чтении сегодня.
Данные по жалобам клиентов страховых компаний вчера на пресс-конференции представил руководитель УФАС Михаил Теодорович. Если в 2013 году управление получило 262 обращения по поводу ОСАГО, то за шесть месяцев 2014 года — уже 384 обращения. Причем если в прошлом году нижегородцы жаловались в основном на навязывание дополнительных услуг, то в этом — на отказ в выдаче полиса ОСАГО. «Накопленная интенсивность обращений сейчас в три раза выше. В абсолютном значении цифра тоже очень большая, она говорит о том, что процесс стал массовым, и он обусловлен экономическими причинами», — поясняет господин Теодорович.
Многократный рост обращений фиксируют и в межрегиональном управлении службы Банка России по финансовым рынкам в ПФО (бывшее управление ФСФР). «По нашим регионам, а это Киров, Марий Эл, Мордовия, Нижегородская область и Чувашия, по сравнению с началом года количество жалоб выросло на 350% и в мае составило 170, в то время как в апреле их было 136, а в начале года — всего 30–40 жалоб в месяц», — рассказал на пресс-конференции начальник управления Олег Чупалов. По его информации, примерно в 70% случаев Центробанк не рассматривает жалобы, так как в них нет достаточных доказательств, чаще всего — юридического подтверждения обращения в компанию, то есть письменного заявления. По данным ЦБ, страховые компании, отказывая автовладельцам в заключении договоров ОСАГО, идут в основном несколькими путями: предлагают только договор с допуслугами, ссылаются на отсутствие бланков, отправляют за полисом в отдаленные районы, настаивают на предварительном осмотре автомобиля «месяца через полтора». «Гражданин, как правило, после таких слов страховщика разворачивается и уходит, не оставляя письменных заявлений и не переведя свое общение с компанией в юридическую плоскость. Если же он обращается к страховщику с письменным заявлением и представляет все необходимые документы, то в большинстве случаев получает полис ОСАГО, а если нет — обращается к нам, мы составляем протокол и направляем его в суд по месту регистрации компании. Тогда в 98% случаев суд встает на сторону страхователя, а компанию штрафуют за несоблюдение законодательства», — рассказывает господин Чупалов.
Сами страховщики говорят, что ОСАГО убыточно — по информации ЦБ, в некоторых регионах уровень убыточности действительно доходит до 100%. По подсчетам Российского союза автостраховщиков (РСА), нынешняя конъюнктура требует повышения базовых ставок по ОСАГО на 40%. Позицию компаний понимают и в УФАС. «Тарифы по ОСАГО несколько лет не изменялись, в то время как рынок ушел вперед во многих отношениях: и цена автомобиля, и цена обслуживания, и цена других страховых услуг значительно выросли. Та экономическая ниша, в которой деятельность по ОСАГО была рентабельной, схлопывается», — говорит Михаил Теодорович.
Разрешение ситуации и участники рынка, и надзорные органы видят в поправках закона об ОСАГО, рассмотрение которых профильным комитетом Госдумы началось вчера и продолжится сегодня. Напомним, документ с 1 октября увеличивает со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. выплату по ущербу имуществу в ДТП, а с 1 апреля 2015 года — выплату по ущербу жизни и здоровью со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Одновременно с выплатами вырастут и тарифы — ОСАГО подорожает на 24%. По некоторым предлагаемым поправкам законодателям и участникам рынка далеко до компромисса: так, РСА выступил против увеличения страховых выплат для тех страховщиков, которые заключили договор ОСАГО до повышения размера страховых премий с 1 октября.
По мнению экспертов, рассматриваемые поправки не снимут существующих проблем на рынке. «Практика уклонения страховых компаний от выдачи полисов ОСАГО увеличивается лавинообразно по всей России на фоне фактического бездействия надзорных органов. Но увеличение размера страховых премий не решит проблемы: бизнес всегда будет стремиться к максимальной прибыли, и, чтобы изменить ситуацию, необходимо убрать экономическую мотивацию страховщиков отказывать в заключении договоров ОСАГО», — полагает генеральный директор Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. В частности, по его мнению, решить проблему смогут оборотные штрафы страховщиков, которые сделали бы нарушение законодательства невыгодным. Рассматриваемые Госдумой изменения закона таких штрафов не предусматривают, а включают фиксированный штраф в размере порядка 50 тыс. руб. «Это сумма небольшая, но если каждый, кому откажут в получении полиса, обратится в надзорный орган и представит доказательства, это возымеет действие», — полагает господин Тюрников. По мнению Михаила Теодоровича, рынок может отрегулировать «перераспределение лояльности клиентов страховых компаний». «ОСАГО — не единственный страховой продукт, и потребителю имеет смысл покупать страховки там, где это можно сделать удобно, понятно, где не мотают нервы и не ставят в неприятное положение. Рынок сам определит лояльные и не очень лояльные компании, и если граждане активно включатся в процесс, это будет способствовать оздоровлению ситуации. Такая активная позиция дополнила бы действия надзорных органов, и вместе мы бы быстрее разрешили эту коллизию», — считает господин Теодорович.
Анна ПАВЛОВА
Как надзорные органы рекомендуют получать полис ОСАГО
Надзорные органы, чтобы как-то изменить ситуацию в условиях действующего законодательства, разработали памятку для граждан, как действовать для гарантированного получения полиса ОСАГО. Антимонопольщики рекомендуют, в частности, оформить заявление по форме, утвержденной Минфином (ее можно найти на сайте Минфина и Российского союза страховщиков), собрать полный пакет документов, диагностическую карту, ПТС, свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение. Этот пакет нужно направить в страховую компанию заказным письмом с уведомлением, чтобы было подтверждение, что страховая компания получила документ, а затем ожидать в течение 30 дней. «Если не получили ответа от страховщика — смело обращайтесь в надзорный орган. Соответственно, с учетом срока ответа решением этой проблемы надо заниматься заранее», — советует заместитель руководителя УФАС Сергей Смирнов. «В принципе, можно заплатить больше, застраховать свою жизнь и спокойно получить полис ОСАГО за 15 минут. Отмечу, что страхование жизни — это тоже услуга, и при инциденте на дороге такой полис может оказаться крайне полезным документом. Тем более эта сумма невелика по сравнению с прочими расходами, которые несет владелец авто: покупка, каско, обслуживание, топливо. По сути, по стоимости это равноценно баку бензина», — полагает руководитель УФАС Михаил Теодорович.
Вся пресса за 2 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Страховое право, Общественное мнение
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|