Коммерсантъ,
12 мая 1995 г.
Корабли Тихоокеанского флота тонут после продажи
2541 просмотр
Руководство страховой компании АСКО передало в Генпрокуратуру России материалы собственного расследования обстоятельств крушения у берегов Сингапура большого противолодочного корабля «Строгий». Американская фирма Marinetrade International Inc., застраховавшая это судно в АСКО, утверждает, что купила его у Тихоокеанского флота для перепродажи в Бомбее на металлолом. После гибели «Строгого» представители Marinetrade потребовали от АСКО $500 тыс. в качестве возмещения ущерба. АСКО подозревает американскую фирму в недобросовестности и под разными предлогами отказывается выплачивать страховку.
Отплытие
По данным адвоката Marinetrade Бориса Павлова, представляющего фирму «Юринфлот», американская компания в конце 1994 года купила у Тихоокеанского флота два больших противолодочных корабля «Строгий» и «Стерегущий», каждый длиной по 132 м, шириной 14 м и водоизмещением 3,2 т. Сумма сделки не разглашается. Фирму Marinetrade адвокат охарактеризовал как небольшую и сообщил, что она намеревалась лишь перепродать корабли в Индию на металлолом. 15 декабря директор Marinetrade Андрей Гапошин обратился в Центр морского страхования (ЦМС) «АСКО» с просьбой застраховать корабли. 23 декабря 1994 года начальник ЦМС Рафик Храмов и Гапошин подписали страховой полис. При этом было определено, что страховка в случае гибели корабля составит $500 тыс. по каждому судну, а общая страховая премия, которая должна быть уплачена не позднее 6 января 1995 года, $50 тыс. Полис был действителен в течение 8 недель. 19 декабря корабли вышли из порта Советская Гавань (Приморье) в порт Аланг (Бомбей). Корабли буксировало специальное судно «Радон». Впрочем, по каким-то причинам Marinetrade задерживали выплату страховых премий. 12 января 1995 года Храмов и Гапошин подписали дополнение к полису, по которому выплата суммы страховой премии пролонгировалась до 18 января включительно. Однако, по данным АСКО, этот документ не был заверен печатями фирм.
Капитан «Радона» отправляет радиограммы
10 января 1995 года Храмову от Гапошина поступила копия радиограммы от капитана буксира «Радон» Мушинского. Он сообщал о критическом состоянии обоих кораблей. В частности, в радиограмме говорилось о появлении прогрессирующего крена «Стерегущего» на угол более 4 градусов, о волнении моря до 7 баллов, ветре до 10-14 м/сек. Кроме того, Мушинский радировал, что в трюмы «Строгого» проникает вода через распылители водотушения и дверь агрегатной. И матросы «Радона» откачали оттуда 140 тонн воды. Сообщалось также, что при движении «Стерегущий» столкнулся с «Радоном» и оторвался от него. При этом «буксируемый объект» немного помял буксир. Затем Храмову поступили еще две копии радиограммы от капитана. В них говорилось, что 17 января недалеко от Сингапура было замечено увеличение осадки носовой части «Строгого» на один метр. Ветер усилился до 20-22 м/сек., при этом около 6 часов утра разорвались браги, и «Строгий» оторвался от буксира. При его обследовании установлено затопление артпогреба, шахты гидроакустической станции, а бак корабля возвышался над водой всего лишь на 1,5 м. 18 января 1995 года в 19.00 по московскому времени при скорости ветра 24-28 м/сек. и высоте волны 7 метров «Строгий» затонул на глубине 58 метров. В своем факсе в АСКО, содержавшем копии этих радиограмм, Гапошин потребовал выплаты страховой суммы. Интересно, что за 1,5 часа до крушения «Строгого» и за 6,5 часов до окончании срока выплаты премии американская компания Marinetrade перечислила в адрес АСКО со своего счета в нью-йоркском банке Creastar $50 тыс. То есть, по мнению Бориса Павлова, Marinetrade уложилось с выплатой премий в срок.
Приплыли
Однако руководство АСКО усмотрело в этом совпадении злой умысел американской фирмы, которая якобы умышленно потопила «Строгого», чтобы потом получить страховку. Впрочем, доказательствами этого страховщики не располагают. Но АСКО отказало американской фирме в страховом возмещение. По мнению одного из сотрудников компании, пожелавшего остаться неизвестным, Храмов при подписании страхового полиса превысил служебные полномочия. Дело в том, что по приказу по страховой компании от 21 января 1994 года Храмов как руководитель ЦМС »АСКО» не имел права подписывать страховые договоры на сумму превышающую 120 млн руб. или $100 тыс. Таким образом, подписывая договор, он не был полномочным лицом. Кроме того, перед выдачей полиса Храмов не произвел оценку риска и страховой суммы, а также не проверил представленные документы о кораблях. В частности, в свидетельствах на разовый перегон кораблей, выданных Морским регистром, значилось, что судовладельцем противолодочных кораблей «Строгий» и «Стерегущий» является Тихоокеанский флот. К тому же страхователю не была своевременно перечислена премия, что, согласно Закону России «О страховании», служит основанием для отказа от выплаты страховки. Несвоевременность этой выплаты АСКО доказывает так. По договору последним сроком выплаты страховой премии является 18 января. Но в дополнении к полису сказано, что «датой платежа является дата подтверждения перевода средств банком-плательщиком». АСКО же получила такое подтверждение из США только 24 января. Поэтому 27 января вернула страховую премию американской стороне. Между тем капитан буксира продолжал радировать с места происшествия. Он сообщал, что недалеко от Сингапура продолжается откачка воды из корпуса «Стерегущего». Причем дотошный капитан объяснял, что вода протекала «через сварочные швы водонепроницаемых перегородок».
АСКО держится на плаву
Сотрудники АСКО говорят, что до сих пор неясно, кому принадлежали противолодочные корабли во время плавания. Адвокат американцев Павлов утверждает, что Marinetrade законно владеет кораблями. Правда, соответствующие документы он пообещал представить корреспонденту Ъ лишь после переговоров с Гапошиным. А данные регистра назвал устаревшими. Остальные доводы АСКО Павлов охарактеризовал как юридические уловки, позволившие бы страховой компании избежать возмещения средств. Адвокат заявил: «Полис заключался не в подворотне, а в офисе страховой компании. Представители Marinetrade и подумать не могли, что Храмов не уполномочен подписывать страховой полис...к тому же подлинность документа подтверждает круглая печать и фраза, что Храмов действует 'от имени и по поручению АСКО'. Таким образом можно отказаться от любого страхового случая...» Кроме того, адвокат подчеркнул, что АСКО сначала признавало полис. Так, еще 22 декабря 1994 года начальник отдела перестрахования компании уведомил Marinetrade, что «финансовый риск, связанный с буксировкой кораблей, будет размещен и в других страховых фирмах»: например, «Астроваз», «Микора», «Гарантия». Да и пролонгация срока выплат премий также свидетельствует о первоначальном намерении АСКО выплатить страховку. Тем не менее 27 апреля гендиректор АСКО Игорь Князев в письме Борису Павлову сообщил, что в сложившейся ситуации компания «не может отвечать за своего сотрудника», а подобная сделка «обусловлена личными отношениями» гендиректора Marinetrade Андрея Гапошина и Храмова. Князев также сообщил, что больше не хочет иметь дел с Marinetrade и что конфликт на этом исчерпан. По словам адвоката Павлова, Marinetrade пытается подать в суд. Дело в том, что в АСКО действуют «правила страхования судов», по которым все подобные иски к этой компании должны рассматриваться в Морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате. Однако по действующему арбитражному кодексу иск фирмы с иностранным капиталом может рассматриваться на комиссии только с согласия обеих сторон. А АСКО такого согласия не дает. Обращаться же в народный суд американцы не хотят из-за высокой госпошлины (15% от суммы иска). Между тем руководство АСКО направило материалы этого дела в Генпрокуратуру. По мнению страховщиков, необходимо проверить сделки по покупке кораблей Marinetrade, а также факт гибели корабля.
Леонид БЕРРЕС
Вся пресса за 12 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Выплаты, Морское страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
НИА Федерация, 29 ноября 2024 г.
ФОМС: В 2025 году пройти бесплатные обследования смогут 100 млн граждан
|
|
13.мвд.рф, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии трое граждан признаны виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования на общую сумму около 2,5 млн рублей
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|