Альшар,
15 июля 2014 г.
Цена искусства 1361 просмотр
В последнее время мы наблюдаем активизацию рынка культурных ценностей – увеличивается оборот арт-объектов, растут цены на произведения искусства. Вместе с этим положительную динамику демонстрирует и рынок страхования культурных ценностей. Благодаря воздействию мировой практики в области страхования арт-объектов к российским коллекционерам постепенно приходит осознание ответственности за сохранение и понимание экономической целесообразности защиты своих имущественных интересов, связанных с владением произведениями искусства, и это делает рынок страхования культурных ценностей очень перспективным.
Работать на нем, однако, из-за ряда его отличительных особенностей может далеко не каждая страховая компания. Этот вид имущественного страхования требует специальных узкопрофильных знаний и высококвалифицированных специалистов, и, помимо всего прочего, определенного уровня финансовой устойчивости. При относительно невысокой стоимости полиса страховые лимиты для предметов искусства могут достигать многомиллионных значений.
В нашу компанию в большинстве случаев обращаются организации и физические лица, которые ведут публичную и коммерческую деятельность по данному направлению: покупают и продают произведения искусства, а также оказывают сопутствующие услуги, занимаются организацией и проведением выставок или совершают перевозки культурных ценностей. Наличие страхового полиса обеспечивает организациям и частным владельцам арт-объектов возмещение ущерба в случае порчи или утраты, например, в результате, пожара, воздействия воды или, что особенно актуально для данной сферы, кражи.
Цена страхования культурных ценностей напрямую зависит от стоимости отдельного экспоната. Но само наполнение понятия стоимости в отношении предмета искусства отличается от общепринятого, в котором главенствующая роль отводится компоненте полезности. В каком-то смысле современные методики определения стоимости культурных ценностей подтверждают знаменитую уайльдовскую максиму «искусство бесполезно», т. к. обращаются ко множеству нематериальных составляющих стоимости – эстетической, научной, культурной, исторической значимости произведения, которые просто не поддаются измерению с математической точностью. Потому установить действительную стоимость произведения искусства для оформления страхового полиса при отсутствии подтверждающих документов бывает не так просто.
Зачастую клиент заявляет сумму, на которую хочет застраховать ценность, подкрепляя ее заключением о стоимости оцененного объекта от специалиста-искусствоведа или другого консультанта. Намного реже клиенты приходят в страховую компанию с готовыми заключениями от «сертифицированных» оценщиков, и лишь приблизительно в 10% случаев страхователи предъявляют документы (чеки из галерей или инвойсы аукционных домов), которые могут наглядно подтвердить цену и, соответственно, размер т. н. «имущественного интереса» клиента.
Заключения специалистов-искусствоведов принимаются страховой компанией, однако, только в качестве рекомендации, косвенно подтверждающей обоснованность заявленной клиентом стоимости произведения искусства. Опыт специализированных андеррайтеров, их знание рынка культурных ценностей, постоянное наблюдение за его изменениями и понимание его особенностей позволяют страховщику делать выводы об адекватности заявленной страхователем суммы и совместно с экспертами устанавливать страховые суммы. Таким образом, наличие таких высококвалифицированных специалистов является обязательным условием работы страховой компании на рынке страхования культурных ценностей.
При этом заблуждением было бы считать, будто страховая компания может собой подменить профессиональных искусствоведов или оценщиков. В случаях обоснованных сомнений, затруднений или разногласий при установлении подлинности или стоимости страховщик поступил бы неразумно и безответственно в отношении других своих клиентов, если бы не требовал привлечения третьей стороны – не зависимой от собственно страховой компании и от страхователя – для подтверждения двух этих существенных для заключения договора фактов, особенно когда речь идет об очень дорогих и уникальных произведениях искусства. Как правило, окончательное решение при установлении подлинности или стоимости культурных ценностей в таких независимых организациях принимается, группой специалистов-искусствоведов либо специалистов-оценщиков коллегиально.
На Западе существует услуга страхования профессиональной ответственности экспертов-искусствоведов, однако, нельзя сказать, что это распространенная практика. В России такие услуги страховыми компаниями вовсе не предоставляются, и это в первую очередь обусловлено спецификой российской оценки предметов искусства. В нашей стране до сих пор не существует стандартизированной и общепризнанной процедуры, закономерным результатом осуществления которой были бы достоверные выводы о подлинности произведения искусства.
Что касается тарифов, характерных для полисов, они не очень высоки. Например, при страховании больших комплексных экспозиций из государственных музеев тариф может составлять от 0,04–0,05 до 0,5% от стоимости экспоната. Для сравнения: в автостраховании тариф может составлять от 4 до 10% от стоимости автомобиля. Невысокую стоимость полисов страхования культурных ценностей по сравнению с тарифами по другим видам можно связать с наличием ряда строгих требований безопасности, выполнение которых значительно сокращает вероятность наступления страховых событий.
В то же время при наличии сравнительно небольших цен на страховые полисы лимиты для предметов искусства могут достигать крайне высоких значений, в особенности, в тех случаях, когда страхуются шедевры, составляющие «золотой фонд» культуры, национальное или мировое достояние. Размеры страховых сумм могут достигать нескольких десятков и сотен миллионов рублей, а «АльфаСтрахование» в свою очередь даже довелось застраховать культурный объект на сумму 60 млн евро за одно произведение. Столь высокий уровень лимитов резко ограничивает количество компаний, которые могут позволить себе работать в этом сегменте страхового рынка, который сам по себе является довольно закрытым и доступным только для тех страховых компаний, которые имеют солидную репутацию, крупный капитал, высочайший рейтинг надежности и серьезную перестраховочную защиту у мировых страховщиков. И если раньше была довольно распространена практика зарубежного страхования российских собраний искусства, то сегодня и на отечественном страховом рынке есть серьезные игроки, способные отвечать запросам владельцев культурных ценностей и качественно обслуживать активно развивающийся российский арт-рынок.
Андрей КУЧА, Начальник отдела страхования культурных ценностей «АльфаСтрахование»
Вся пресса за 15 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Тенденции, Страхование имущества
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|